Конспект НОД по речевому развитию «Заучивание мордовской народной скороговорки «Жили-были дед да баба»

Анастасия Осипова
Конспект НОД по речевому развитию «Заучивание мордовской народной скороговорки «Жили-были дед да баба»

Конспект НОД по художественной литературе на тему «Заучивание мордовской скороговорки «Жили-были дед да баба»

Осипова А. Ф. воспитатель МАДОУ городского округа Саранск

«Центр развития ребёнка – детский сад №46»

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные:

-совершенствование правильного произношения слов на мокшанском языке;

- формирование умения понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Развивающие:

-активизация словаря по теме «Дикие животные»;

-развитиеслухового внимания, памяти,связной речи.

- развитие эмоциональной отзывчивости.

Воспитательные:

-воспитание у детей желания говорить на мокшанском языке.

-воспитание интереса к мордовскому фольклору, к доброму народному юмору.

-воспитание у детей любви к животным;

-воспитание чувства товарищества, сплочённости и дружбы.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа:

Чтение мордовских народных сказок с рассматриванием иллюстраций, беседы о Мордовии, разучивание стихов и потешек из мордовского фольклора, прослушивание мокшанских песен в аудиозаписи, дополнительное образование «Обучение мокшанскому языку»

Словарная работа:

Пеке – живот,эрясть – жили,ащесть – были, волк – врьгаз, заяц – нумол, белка – ур, лиса – келазь,

Методические приёмы:

Беседа, ответы хоровые и индивидуальные, перевод слов с мокшанского языка на русский, индивидуальная работа с детьми, дидактическая игра с применением наглядности, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, сюрпризный момент, использование ИКТ.

Материал и оборудование:

Кукла в мордовской национальной одежде, разрезные картинки к дидактической игре «Собери героя», картинки к дидактической игре «Обитатели мордовского леса» на каждого ребёнка, письмо, раскраски, ИКТ.

Ход НОД.

Организационная часть.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель. В какой республике мы с вами живём?

Дети. Мы живём в Мордовии.

Воспитатель. Что есть в Мордовии?

Дети. В Мордовии есть города, села, реки, поля.

Воспитатель. Правильно.

Воспитатель. Дети, у нас в гостях кукла Маруня. Она принесла нам письмо от своей подружки, послушайте, что она пишет.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Алдуня. Живу я в мордовской деревне. У меня есть мама, папа, бабушка, дедушка и старший брат. Он ходит в школу и всё знает. А бабушка с дедушкой меня очень любят и часто рассказывают разные сказки, играют со мной. Они очень добрые и весёлые. Ребята, я хочу с вами подружиться и пригласить на свой день рождения. До свидания. Скоро увидимся».

Воспитатель. Ребята, хотите подружиться с Алдуней и встретиться на её дне рождения.

Дети. Да.

Воспитатель. Мы должны приготовить подарки, а что можно подарить на день рождения девочке?

Дети. Игрушки, книжки, цветы, конфеты.

Воспитатель. А ещё можно приготовить необычный подарок – выучить мордовскую народную скороговорку. Хотите выучить скороговорку и рассказать её на день рождения Алдуни?

Дети. Да.

Воспитатель. А теперь садитесь за стол и поговорим о скороговорках.

Основная часть.

Воспитатель. Ребята, что такое скороговорки? Для чего они нужны?

Дети. Это короткие шуточные стихи.

Воспитатель. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все звуки, не пропуская их и не «заглатывая». Какие скороговорки вы знаете?

Дети читают скороговорки.

1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

2. кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

Воспитатель. Молодцы, а теперь внимательно послушайте мои загадки, из которых вы узнаете, о ком говорится в мордовской народной скороговорке.

Загадки.

Чуткая, славная,

А на кухне – главная.

Кулебяки и рулет,

Приготовит нам в обед.

Всей семье носочки вяжет,

Нежные слова всем скажет.

Говорю ей: "Лапушка",

Это моя. (Бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый (дед)

Воспитатель. Молодцы, угадали. А теперь послушайте мордовскую народную скороговорку «Жили были дед да баба» на мокшанском языке.

Эрясть-ащестьатят-бабат.

Пексна будто кабанонь.

Синцьтараканшкат,

Пекснабарабаншкат.

Воспитатель. Какие знакомые слова услышали? Назовите.

Дети. Атя, баба, пеке.

Воспитатель. Как они переводятся на русский язык?

Дети. Атя – дедушка, баба – бабушка, пеке – живот.

Воспитатель. Послушайте эту скороговорку на русском языке.

Жили-были дед да баба.

Животы, как кабаны,

Сами будто тараканы.

Животы, как барабаны.

Воспитатель.

Воспитатель. Поиграем в игру.

Пальчиковая гимнастика на мокшанском языке.

Дети читают потешку на мокшанском языке, поочередно загибают пальчики.

Тя – атяня,

Тя – бабаня,

Тя – цёраня,

А тя – шеерня,

Кштр, кштр, кштр –

Кяшсь, шеернясь.

Воспитатель. С кем сравнивает народ бабушку с дедушкой?

Дети. Они похожи на таракана, а животы как кабаны и барабан.

Воспитатель. Молодцы. А кто такой кабан и где он живёт?

Дети. Кабан – дикое животное и живёт в лесу.

Воспитатель. Посмотрите, как он выглядит.

Показ иллюстрации с изображением кабана по ИКТ.

Воспитатель. Много животных водится и в мордовских лесах. На столах у вас листочки с изображением разных животных, отметьте обитателей мордовского леса.

Дидактическая игра «Обитатели мордовского леса»

Дети карандашом проводят линии от животного к лесу.

Воспитатель. Кто живёт в мордовском лесу?

Дети. Волк, заяц, белка, лиса, лось, кабан.

Воспитатель. Назовите животных по мокшански.

Дети. Волк – врьгаз, заяц – нумол, белка – ур, лиса – келазь,

Воспитатель. Какие животные не водятся в наших лесах?

Дети. Лев, жираф, слон.

Физкультминутка.

Дикие животные

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

Воспитатель. Молодцы. Перед тем как выучить наизусть скороговорку, повторим чистоговорки.

Чтение чистороговорок.

Са-са-са-в лесу бегает лиса.

Сна-сна-сна-стоит пахучая сосна.

Ра-ра-ра-для волчат нора.

Ат-ат-ат-у Коли новый самокат.

Воспитатель. А теперь выучим наизусть мордовскую народную скороговорку «Жили-были дед да баба» на мокшанском языке.

Чтение скороговорки на мокшанском языке воспитателем, дети повторяют несколько раз хором и индивидуально.

Воспитатель. Ребята. Скажите, кто главные герои скороговорки.

Дети. Главные герои – дедушка и бабушка.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам конкурс, кто быстрее соберёт героя из скороговорки из разрезных картинок. Для этого мы делимся на две команды, а капитан каждой команды выполняет это задание.

Игра-конкурс «Собери героя»

На столах лежат разрезные картинки, по команде (дети считают до пяти мо-мокшански) капитаны начинают собирать героев скороговорки.

Воспитатель. Молодцы, ребята, справились быстро с заданием.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, скажите, какую скороговорку сегодня выучили наизусть?

Дети. Мы выучили мордовскую скороговорку «Жили-были дед да баба» и прочитаем на дне рождения Алдуни.

Воспитатель. Какие игры можете предложить Алдуне?

Дети называют все игры и задания, которые выполняли на занятии.

Воспитатель. Ребята, Алдуня в письме отравила вам раскраски, получайте.

Раздача раскрасок. Дети прощаются с куклой Марунейпо-мокшански.

Список использованной литературы:

1. «Мы в Мордовии живём»: региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева[ и др. ] Мордов. гос. пед. ин – т. – Саранск, 2015. – 84с.

Брыжинский В. С. Мордовские народные игры/ В. С. Брыжинский. –Саранск: Мордов. кн. Изд – во, 2009. -272с.

2. Голенков Н. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски. Учебное пособие. - С. ; изд. Дом «Книга», 2009

3. Голенков Н. Б. Уроки мокшанского, эрзянского; - С изд. Дом «Писатель», 2006.

4.Детство: Комплексная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, 2016 г.

5. Заветные сказки мордвы/ СОБР. И обраб. К. Т. Самородов,. Мордовское книжное издательство, 2015.- 160с.

6. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия.: Программа и методические рекомендации//Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республики Мордовия, МРИО, - Саранск, 2007.- 64с.

7.https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/02/06/chistogovorki

8.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/29/fizkultminutki

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Осень. Слушание мордовской сказки «Лиса и журавль» Задачи: - учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; - учить подбирать слова, используя рифму; - учить различать.

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ИКТ для старших дошкольников «Заучивание стихотворения «Весна» Конспект НОД по речевому развитию с использованием ИКТ для старших дошкольников «Заучивание стихотворения Весна» Воспитатель: Ольга Орлова.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»с использованием.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки» В старшей группе «Звездочка» Задачи: закрепить.

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Заучивание стихотворения по мнемотаблице» Подготовила: воспитатель Волчкова Е. И., МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» г. Сергиев Посад Московская область Программное содержание:.

Конспект открытого занятия в средней группе «Жили были сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказки по карте – схеме, закреплять знания детей о русских народных сказках, воспитывать интерес к устному.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Устное народное творчество. Скороговорки» Конспект непосредственно образовательной деятельности чтение художественной литературе в старшей группе Тема: Устное народное творчество.

Конспект НОД по речевому развитию «Рассказывание русской народной «Козлятки и волк» для детей 2–3 лет НОД Речевое развитие. Художественная литература. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк». (для детей 2-3 лет) Тема:.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей для второй младшей группы «Жили-были мама Коза и козлята» Цели: Активизировать мыслительную деятельность детей посредством игровых заданий Задачи Образовательные: -продолжать учить узнавать животных.

Жили-были овощи. Конспект занятия по развитию речи Образовательные задачи: учить понимать идею сказки, передавать ее содержание, подражая интонационно героям; учить соотносить названия овощей.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Заучивание мордовской народной скороговорки «Жили-были дед да баба»
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 11:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День песочных построек на МААМ

Очередной тематический день посвящен ценному строительному материалу, который встречается даже в детской песочнице. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про...

17 июня. День пустынь

17 июня отмечается экологический праздник ООН – День борьбы с опустыниванием. Он посвящён проблеме постепенного распространения пустынь, которое происходит по причине хозяйственной деятельности человека....


Горячие темочки