Получи документы

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Знакомство с согласными звукам [М] и [М’] и буквой М»

Светлана Мокина
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Знакомство с согласными звукам [М] и [М’] и буквой М»

МО «Дубровская СОШ» дошкольное отделение

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Знакомство с согласными звуками

[М] и [М'] и буквой «М»

в старшей группе компенсирующей направленности для детей

с ТНР (ОНР II-III уровень речевого развития)

Подготовила : учитель-логопед

Мокина С. О.

Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте „Знакомство с согласными звукам [М] и [М’] и буквой М“» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с согласными звуками [М] и [М'] и буквой (М);

Образовательные задачи:

- характеристика звука с использованием схем;

- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;

- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;

- закреплять умение отвечать на вопросы;

- познакомить с буквой М;

- активизировать словарь;

Развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: карточка с изображением буквы «М» (шрифт чёрный, кружки (зелёный, синий, красный, предметные картинки, где присутствует звук «М», наборное полотно, Д/И «Паровозики из Ромашково».

Раздаточный материал: фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения твёрдых и мягких звуков (синие, зелёные, предметные картинки, где присутствует звук «М».

Ход занятия:

Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом.

Логопед: Доброе утро ребята, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с новыми звуками и буквами, Вы готовы?

Дети: Да, готовы.

Логопеды: Проходите и встаньте к своим стульчикам.

Дети подходят к стульчикам.

I. Организационный момент:

Логопед: Сядет тот, кто придумает слово со звуком (Н, К, Д, П) в начале слова.

Дети называют слова (нос, кот, дом, пальма и т. д.)

Логопед: Ребята, сядьте правильно, сейчас мы с вами как всегда в начале поиграем в игру «Весёлый язычок», возьмите зеркала - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - «Хоботок» «Заборчик» - «Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка».

Логопед показывает карточки, дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Повторение изученного материала:

Логопед: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

Дети: А, О, У, Ы.

Логопед: Они какие?

Дети: Гласные.

Логопед: Почему мы их так называем?

Дети: Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, воздух выходит свободно и не встречает препятствия.

Логопед: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Красным.

Логопед: Вы мне рассказали про гласные звуки и буквы. А какие еще бывают звуки и буквы?

Дети: Согласные.

Логопед: Какие звуки называют согласными?

Дети: Звуки при произнесении которых воздух встречает преграду из губ, зубов или языка называют согласными.

Логопед: Какими могут быть согласные звуки?

Дети: Они могут быть звонкими если горлышко дрожит или глухими, если произносим их без голоса и горлышко молчит.

Дети: Могут быть твёрдыми или мягкими.

Логопед: Назовите, какие согласные звуки вы знаете.

Дети: Д, Н, К, П.

Логопед: Молодцы, ребята вы совершенно правы!

II. Введение в тему:

Логопед: А теперь проверим у кого самые внимательные ушки?

Логопед: Ребята, я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте: мак, мох, муха, море, Маша…

Логопед: Какой один и тот же звук слышится в начале слов?

Дети: Звук М!

Логопед: Молодцы! Да, все эти слова начинаются на звук [М]. Мы сегодня будем знакомиться со звуком [М].

Характеристика звука (К) – по схеме

Логопед: Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).

Логопед: Воздух выходит свободно?

Дети: Нет, воздух встречает преграду

Логопед: Что ему мешает?

Дети: Губы.

Логопед: Звук [М] какой?

Дети: Согласный, твёрдый.

Логопед: Каким мы его обозначаем цветом?

Дети: Синим. (логопед выставляет кружок синего цвета)

Логопед: У нашего звука [М] есть братец звук [Мь] - произнесите звук [Мь]

Логопед: как мы его произносим?

Дети: Мягко

Логопед: Значит это звук какой?

Дети: Согласный, мягкий.

Логопед: Каким цветом мы его обозначим?

Дети: Зелёным. (логопед выставляет кружок синего цвета)

Логопед: А для того, чтобы это всё получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Симофорчики». Я буду называть звуки, а вы должны будете поднять синий кружок, если услышате звук М; а если Мь – зелёный (дети играют сидя за столами)

Физкультурная минутка.

Мы пришли в зимний лес (ходьба у стульчиков)

Сколько тут вокруг чудес (круг руками)

Справа березка в шубке стоит (правая рука в сторону)

Слева ёлка на нас глядит (левая рука в сторону)

Снежинки порхают кружатся (руки фонариком изображаем вращение)

И на землю красиво ложатся (присесть).

Дифференциация звуков [М] и [Мь].

Игра «Подари подарок паровозику из Ромашково».

Ход игры:На коврографе два паравозика из Ромашково - один с зелёной, другой с синей трубой. Дети по очереди подходят к наборному полотну, называют картинки, определяют какой звук в слове М или Мь и выставляют под соответствующий паровозиком. Каждый ребенок «одаривает» паровозик с синей и с зеленой трубой.

Логопед: Ребята, сегодня у нас гости. Это паровозики из Ромашково. Они очень любят путешествовать. В этот раз они к нам приехали из страны звуков. Посмотрите внимательно, чем они отличаются?

Дети: У паровозиков трубы разного цвета. Одна синяя, а другая зеленая.

Логопед: Совершенно верно. Паровозики очень любят подарки. Давайте подарим им картинки. Картинки с твердым звуком [М] какому паровозику подарим?

Дети: Паровозику с синей трубой!

Логопед: Правильно! А картинки с мягким звуком [Мь]?

Дети: Паровозику с зеленой трубой!

Логопед: Правильно. Ребята, а вы любите дарить подарки?

Дети: Да, очень любим!

Логопед: Предлагаю вам, подарить каждому паровозику по одной картинке, со словами: «я дарю тебе мыло и так далее».

Дети по очереди выходят к наборному полотну и выкладывают картинки под соответствующим паровозиком.

Игра: Шифровальщики.

Логопед: Ребята, а давай те поиграем в шифровальщиков и выложим с помощью кружков схему слога «ма». (звуковой анализ слога «ма» с выкладыванием схемы).

Логопед: А теперь давайте выложим с помощью кружков слог «ми». (Звуковой анализ слога «ми»). Давайте сравним, чем эти два слова отличаются?

Дети: Они отличаются гласным звуком. В слоге «ма» второй звук гласный звук А, а в слоге «ми» второй звук-гласный И.

Знакомство с буквой М.

Логопед: Ребята, что мы можем сказать про звуки?

Дети: Мы их слышим и произносим.

Логопед: А буквы?

Дети: Видим и пишем.

Логопед: Итак, наш звук [М] на письме обозначается буквой М. Вот она.

(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)

Логопед: Давайте напишем эту букву в воздухе.

«Палочка, палочка, а посередине галочка.

Логопед: А теперь давайте выложим букву М из палочек.

Дети выкладывают букву.

Рефлексия:

Логопед: Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

Дети: С буквой М.

Логопед: Какой звук она обозначает?

Дети: Звук [М].

Логопед: Какой это звук?

Дети: Согласный

Логопед: А согласный звук бывает каким?

Дети: Твёрдым и мягким.

Логопед: Правильно.

Логопед: А что вам больше понравилось?

Ответы детей.

Логопед: Выберите смайлик соответствующий вашему настроению и поместите его на доске.

Дети крепят на доску смайлики.

Логопед: Вы очень хорошо работали, молодцы! До свидания!

Публикации по теме:

Индивидуальная работа по обучению грамоте «Знакомство с гласным звуком [Ю] и буквой «Ю» с детьми подготовительной группы ГЛАСНАЯ ДВУЗВУЧНАЯ БУКВА Ю 1. Фонетическая зарядка. Куда улетают птицы осенью? (На юг.) Загадка. Закружится на острой ножке, Жужжит, как.

Конспект НОД для детей 6–7 лет по обучению грамоте «Знакомство с буквой «Ц», звуком [Ц]» Тема недели: «Солдаты России» Цель: познакомить детей со звуком [Ц], артикуляцией при его произношении, характеристиками: согласный, глухой;.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Знакомство со звуками [п]-[п’] и буквой п Цель: знакомство с буквой и звуком «П». Задачи: 1. Познакомить детей с согласными звуками «П», «ПЬ» и буквами П. 2. Развивать фонематический.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со словом и предложением» Тема: Знакомство со словом и предложением. Цель: Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект НОД с детьми с ЗПР старшего возраста по первоначальному обучению грамоте «Знакомство с буквой в и звуком [В]» Цель занятия: познакомить детей со звуками В и Вь, буквой В Задачи: учить давать характеристику звуку, развивать фонематический слух,.

Конспект занятия по обучению грамоте на логопункте в подготовительной группе «Знакомство с буквой С» «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С» Цели: Коррекционные: Закрепить звуки С, и С. Познакомить детей с новой буквой «С».

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, е» Тема: Звук [е], буква Е. Программное содержание: 1. Познакомить детей со звуком [е] и буквой. 2. Формировать умение детей находить эту букву.

НОД по обучению грамоте «Знакомство со звуком [М] и буквой М» Цель: познакомить со звуком и буквой «М» Образовательные: - учить произносить звук [М], выделять его среди других звуков в логах и словах.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ё, звуками [ЙО]» Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ё, звуками [ЙО]» Задачи:1. Познакомить детей с буквой Ё, её.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство с буквой Ю» НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с буквой Ю». Цели: 1. Познакомить с гласными буквами «Ю», «ю»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Знакомство с согласными звукам [М] и [М’] и буквой М»
Опубликовано: 2 мая 2019 в 13:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД