Ирина Якубенко
Конспект НОД по познавательному развитию «Что такое молния?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НООД по экспериментированию и исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Что такое молния?"Составила и провела воспитатель ГБОУ Школы лицей №1420 5 корпус Якубенко И. А.
Цель. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
Программное содержание:
Обучающие задачи
1. Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток».
2. Сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молнии.
Развивающие задачи
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Что такое молния?“» размещена в разделах
1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2. Воспитывать сдержанность, усидчивость, внимательность при проведении опытов.
Материал и оборудование.
Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка, разрезные картинки с изображением молнии, презентация.
Предварительная работа:
Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева "Люблю грозу в начале мая".
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию. Кто из Вас знает, то такое лаборатория? (ответы детей)
Воспитатель:
Лаборатория - это место, где ученые проводят специальные опыты. Ученые – это люди, которые могут объяснить существующие явления. Они проводят различные эксперименты, разрабатывают новые модели (слайд 1)
Воспитатель:
Первый наш опыт: попробуем сделать дрессированными шарики.
Возьмите шарик и потрите его тряпочкой. Прислоните к стене той стороной, которой натирали. Что произошло?
Ответ:
Шар повис на стене, наэлектризовался.
Почему он повис?
Ответ:
Мы зарядили его от себя.
Вывод:
Человек является проводником, мы наэлектризовали шарик с помощью трения.
Воспитатель:
Шарик получил большой заряд. Стена тоже имеет заряд, но другой. Заряды бывают разные: отрицательные и положительные. Разные заряды притягиваются.
Опыт№2
А теперь давайте попробуем потереть два шарика о шерстяную ткань и положим их рядом.
Дети выполняют действия.
Воспитатель:
Что произошло? Почему?
Ответ:
Шарики отодвигаются друг от друга.
Вывод:
Одинаковые заряды отталкиваются друг от друга.
Иногда заряды могут издавать звук. Этот звук мы слышим в природе, это гром и молния.
Проблемная ситуация
Воспитатель:
Обратите внимание, что лежит на ваших столах? Это разрезанные части картинки. Что бы узнать, о каком явлении сегодня пойдёт речь, вам нужно сложить картинку (Самостоятельная работа детей.). Что у вас получилось? (молния).
Воспитатель:
Молния - это мощный электрический разряд. Он возникает при сильной электризации туч или земли. Поэтому разряды молнии могут происходить или внутри облака, или между соседними наэлектризованными облаками, или между наэлектризованным облаком и землей (слайд 2)
Воспитатель:
Мы и сами можем смоделировать молнию, пусть и миниатюрную. Нам потребуется два продолговатых воздушных шарика. Надуем их и завяжем. Затем, следя, чтобы они не соприкасались, одновременно натрем их шерстяной тряпочкой. Воздух, наполняющий их, электризуется. Если шарики сблизить, оставив между ними минимальный зазор, то от одного к другому через тонкий слой воздуха начнут проскакивать искры, создавая световые вспышки. Одновременно мы услышим слабое потрескивание — миниатюрную копию грома при грозе.
Проводится опыт с воздушными шарами.
Воспитатель:
Одна молния состоит обычно из нескольких разрядов, каждый из которых длится всего несколько десятков миллионных долей секунды (слайд 3)
Наиболее часто молния возникает в кучево-дождевых облаках. Молния бывает также при вулканических извержениях, торнадо и пылевых бурях (слайд 4)
Воспитатель:
Существует несколько видов молний по форме и по направлению разряда. Разряды могут происходить:
• между грозовым облаком и землей,
• между двумя облаками,
• внутри облака,
• уходить из облака в чистое небо (слайд 4)
Воспитатель:
Итак, ребята, мы узнали, что предметы могут электризоваться и быть проводниками электричества, мы доказали это своими опытами. А теперь подумайте и скажите, какую пользу несет электричество людям? (ответы детей)
Воспитатель:
Оно дает людям свет, тепло, приводит в движения различные механизмы, облегчает труд людей. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас мы просто не можем без него обойтись. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает правила безопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами.
Правила безопасности при пользовании электроприборами.
- Очень несложно соблюдать простые правила обращения с электрическими приборами (слайд 5)
- Никогда нельзя открывать задние крышки телевизора.
- Нельзя посторонними предметами «засовывать» в розетку!
- Если вы прикоснулись к корпусу электроприбора, трубам или крану водопроводной воды, газа, отопления, ванне и другим металлическим предметам и почувствовали покалывания или вас «затрясет», то значит, данный предмет находится под напряжением. Следует срочно отойти от него не принимать никакого решения, пока не пришли взрослые.
- Большую опасность таят в себе провода воздушной линии электропередачи.
Чтобы избежать беды, нужно помнить:
- К оборванным проводам воздушных линий электропередачи прикасаться нельзя;
-Подходя к воздушной линии электропередачи, необходимо убедиться, что на пути нет провисших проводов.
Воспитатель:
Вот и закончилось наше знакомство с молнией, громом, электричеством и электроприборами. Что вам понравилось, что запомнилось? (Ответы детей).
Желаю вам помнить о важности электричества и не забывать о правилах безопасности при его использовании.