Папки-передвижки

Конспект НОД по речевому развитию «Зимушка-зима» в подготовительной группе

Шамсутдинова Флюра Рафаиловна
Конспект НОД по речевому развитию «Зимушка-зима» в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию «Зимушка зима! в подготовительной группе.

Цель:

обобщить и систематизировать знания детей о зиме;

Программное содержание

Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом, продолжать знакомить с народным календарем; расширять и уточнять представления детей о диких животных.

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Зимушка-зима“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Развивать внимание, память, мыслительные операции

Формировать умение использовать выразительные средства при описании зимы.

Закреплять умение составлять предложения из опорных слов,

согласовывать числительные с существительными и прилагательными, подбирать антонимы, образовывать родственные слова к слову «снег»

Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.

Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Методы и приемы:

Практические: Д/игры, игровые ситуации, игровые упражнения, физкультминутки, игровой массаж,

Наглядные: алгоритмы, ТСО, наблюдение, рассматривание иллюстраций, презентаций.

Словесные: загадки, стихи, вопросы-ответы, художественное слово, ситуативный разговор, беседа – рассуждение, объяснение воспитателя, составление предложений.

Интегрируемые области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно - исследовательская, чтение художественной литературы.

Обогащение и активизация словаря: зимушка – зима; три белых коня – декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря, вьюга, пурга, метель, буран,

ветродуй, снежинки, сосульки, сугробы, стынуть, зябнуть, коченеть, зимовать,спячка.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, фрагмент «Мчится тройка удалая», презентации: «Зима», «Дикие животные зимой»; предметные карточки - схемы, рабочие тетради;

Ход:

Дети приглашаются в группу

Воспитатель обращает внимание детей на письмо.

– Ребята, посмотрите, что я нашла у дверей нашей группы. (конверт)

Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может это воробьишка, пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Введение в тему. Беседа.

- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?

- Какое сейчас время года?

- Как вы заметили наступление зимы?

- Назовите признаки зимы. (стихи) (Приложение 1)

Задание 1. На первой снежинке загадка:

Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица – белокожа, светлолица,

Как махнула рукавом – все покрыла серебром.

• (фрагмент «Мчится тройка удалая»)

Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? Подходят ли зиме определения “белокожа”, “светлолица”? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

(это зимние месяцы).

Вспомните их названия. Да, зима царица трех месяцев – декабря, января и февраля.

Зимой от месяца к месяцу будто и не заметно перемен в природе. Но отличия у месяцев есть. Есть и другие названия – народные.

Вспомните и объясните древнерусские названия месяцев.

(ответы детей)

Декабрь – на Руси называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

(слайд № 1)

Январь – сечень, т. к. он рассекает зиму на две половины

(слайд № 2)

Февраль – лютый и еще ветродуй, т. к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Ветродуй - это сложное слово, в нем части сразу от двух слов. Каких? (ветер, дует)

(слайд № 3)

А какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете? (ответы детей)

- В феврале два друга – мороз да вьюга.

- Много снега – много хлеба.

- Белеет зима – зеленеет лето.

- Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Задание 2. Игра «Доскажи словечко»

Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.

Добавьте слова, связанные со словом «Снег».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)

На дорожку, на лужок все снижается. (снежок).

Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)

Все бегут в перегонки, все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка. (снегурка)

На снегу - то, посмотри – с красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)

- Какие слова вы добавляли?

- На какое слово они все похожи?

Как вы считаете, слово “зима” – родственное слову “снег”? Ведь зимою много снега. Объясните, почему это не родственные слова.

(родственные слова должны звучать похоже и должны быть связаны друг с другом по смыслу, а в слове “зима” нет такой части, которая бы звучала похоже на слово “снег”.

Подберите теперь слова, родственные слову

Зима (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие)

Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).

“Подбери признаки”

Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…

Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый…

Снег – белый, пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый…

“Подбери действия”

Снег – идет, падает, кружиться, лежит, скрипит…

Мороз – щиплет, трещит, кусает, рисует…

“Скажи иначе”

Снегопад – метелица, метель, вьюга, пурга…

Мерзнуть – зябнуть, стынуть, замерзать, коченеть, дрожать от холода…

Чтобы зимой не мерзнуть и не болеть, какие профилактические меры нужно применять? (тепло одеваться, не есть на улице, закаляться, принимать витамины)

Массаж. «Идет по спинке холодок»

Идёт по спинке холодок – ок-ок-ок-ок

Дует сильный ветерок –ок-ок-ок-ок

Сделаю тебе массаж – аш-аш-аш-аш

Тебя согрею, друг ты наш – аш-аш-аш-аш

Плечи сильно разотру – тру-тру-тру-тру

А теперь я их помну – мну-мну-мну-мну

И тебя я обниму!

Задание 3.

Дети расчетом на 1,2,3-й распределяются на три группы.

Составь предложение из заданных слов и обозначь его схемой.

Задание 4.

Давайте вспомним, как называют лес из разных пород деревьев.

Лес из осин - осиновый лес – осинник;

Лес из ольхи - ольховый лес – ольшаник;

Лес из берез - березовая роща – березняк;

Лес из дубов - дубовая роща – дубрава;

Лес из разных пород деревьев – смешанный лес.

А сейчас я предлагаю отправиться в лес

Ритмическая разминка «По тропиночке пойдем»

Сядем и представим, что мы попали в зимний лес. Лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом, тихие, задумчивые они дремлют под снежным одеялом.

Какие звуки можно услышать в зимнем лесу?

Задание 5.

- Как реагируют на зиму обитатели водоемов?

- Что происходит с птицами?

- А как вы думаете, изменилась ли жизнь животных зимой?

О жизни зверей мы узнаем в передаче «Диалоги о животных» (звучит музыка, ведущими программы будут сегодня ребята.

Рассказ о белке (слайд 1)

Какие животные делают себе запасы на зиму? (мыши, бобры – слайд)

Рассказ о волке (слайд 3)

Рассказ о лисе (слайд 4)

Какие ещё животные ведут активный образ жизни и добывают себе корм зимой? (лось, заяц, кабан – слайд)

- А где же сейчас медведь? Рассказ о медведе (слайд 6)

- Ребята, а кто знает, как проводят зиму ежи, ящерицы, лягушки, жабы, змеи?

(эти животные зимой находятся в спячке) (слайд)

Это более глубокий и продолжительный сон, когда понижается даже температура тела. (интересный факт о лягушке)

Мы ответили на все вопросы в письме. (звучит загадочная музыка, на экране появляется снеговик и говорит, что только человек может помочь животным пережить суровую зиму)

- Как мы можем помочь птицам? (кормушки.)

Что мы можем сделать для животных? (Зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу лесники и охотники развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставят стога сена, раскладывают капусту, морковь).

- А чем вам нравится зима? (2-3 ребенка отвечают стихами)

- Какие опасности таит зима? (гололед, сосульки, открытые водоемы – меры предосторожности)

Снеговик прощается:

Ну, спасибо, мне пора,

Ждут меня в лесу друзья.

Ну а вы тут не скучайте,

Поскорее подрастайте,

Лес почаще навещайте.

Чистым воздухом дышите,

Но в лесу, чур, не сорите.

И костра не разводите!

Обещаете ребята?

Индивидуальная работа: каждый ребенок проговаривает, что интересного было в сегодняшней беседе, что запомнилось, что удивило.

Воспитатель обращается к детям с вопросами:

- Какие задания показались вам сложными?

- Какие было выполнять интересно?

- Кто сегодня был самым активным?

Воспитатель дарит детям от имени Снеговика льдинки – брелки.

Публикации по теме:

«Зима. Зимующие птицы». ННОД по речевому развитию с использованием театрализации в подготовительной группе .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимушка-зима» Педагогический замысел: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Образовательные области: 1. Познавательное развитие. -Расширять.

Конспект НОД по ФКЦМ в старше-подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г. Выборга» Конспект НОД по формированию целостной картины.

Конспект НОД по музыкальному развитию в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима!» Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, выявление образа зимы и умение передавать его в различных музыкальных видах деятельности.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Цель: Формирование у детей умений составлять описательный рассказ о зиме, отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные.

«Зима». Конспект НОД по речевому развитию«Зима». Конспект НОД по речевому развитию Задачи: учить сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении;.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Задачи: учить узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении; наблюдать образные слова и выражения в стихах; подбирать обобщающие.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима» Тема: «Зимушка - зима» /итоговое занятие/. Цели: - Закрепить знания.

Конспект ООД по речевому развитию для подготовительной группы «Здравствуй, гостья-зима!» ООД «Здравствуй, гостья-зима!» Цель : Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Задачи: Образовательные: Учить детей подбирать однородные.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентациейКонспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентацией Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима». Образовательные области: • Речевое развитие; • Познавательное развитие; • Социально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Зимушка-зима» в подготовительной группе
Опубликовано: 2 января 2020 в 20:49
+82Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД