Наталия Шурова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Моя семья» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе.
2. Формирование представлений о составе семьи, используя фотографии членов семьи ребёнка.
3. Совершенствование умения составлять короткий рассказ о своей семье, закрепление умения выразительно рассказывать загадки, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
4. Воспитание любви и уважения к членам своей семьи
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Моя семья“ (старший возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
5. Закрепление умения рисовать эмблему семьи фломастерами, развитие эмоциональной отзывчивости, творческой самостоятельности.
6. Совершенствование умения классифицировать предметы быта по назначению.
Способы: художественное слово, вопросы, игра, отгадывание загадок, практическое задание, продуктивная деятельность.
Средства:
Книга загадок, домики на каждого ребёнка, фотографии членов семьи, мяч, д/и «Маленькие помощники», фломастеры,
Предварительная работа:
чтение рассказов – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама»;
совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье;
беседа с детьми о членах семьи и семейных взаимоотношениях; разучивание загадок о семье;
подбор семейных фотографий;
настольно-печатные игры.
Ход занятия:
1 часть.
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня я вам принесла книгу с живыми загадками. (Несколько детей подготовили загадки о семье).
Вы бы хотели их разгадать?
Дети: Да.
Воспитатель (открывает книгу с загадками, дети поочерёдно выходят и загадывают загадки).
1. Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
2. Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)
3. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. (бабушка).
4. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш. (дед)
5. Я у мамы не один
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат
Для меня он старший… (брат)
6. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Воспитатель: - Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (Семья)
Ребята, вы отгадали загадки о наших дорогих и любимых людях, которые живут вместе с вами. Вы их любите, заботитесь о них, и они о вас заботятся, а вместе вы – семья! Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники, родня.
В нашей группе много ребят, у каждого из вас своя семья. Как вы думаете, все семьи одинаковые? Или разные, чем отличаются семьи?
Дети: Семьи бывают маленькие и большие, у них разные фамилии, имена, разные адреса.
Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим, у кого семья большая, а у кого маленькая. У вас на столе есть домики, поселите туда своих родственников (фото родни).
На первый этаж : старшее поколение (бабушек и дедушек, на второй этаж родителей, а на третий- детей.
Теперь посмотрите, что же у нас получилось, у многих ребят семьи большие, «полна горница людей», а у некоторых не очень большая семья, но у них ещё всё впереди, могут появиться сестрёнки и братишки и семья увеличится.
Воспитатель: - Мне очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите про свою семью.
(Дети рассказывают о том, как зовут своих родителей и родственников)
Воспитатель: - Семья - это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому наш народ сложил много пословиц и поговорок о семье.
Давайте поиграем с вами, я начну поговорку, а вы продолжите:
В хорошей семье хорошие….(дети растут).
Нет, родней дружка, как (родная матушка).
Сердце матери греет (лучше солнца).
Отец наказывает (отец и хвалит).
Отца с матерью почитать —(горя не знать).
Для внука дедушка — ум, а бабушка… — (душа).
У кого есть бабушка и дед (тот не ведает бед).
Человек без братьев и сестер —(одинокое дерево).
Воспитатель: - Молодцы! А сейчас с вами поиграем в игру «Кто я?» (Физкультминутка)
Воспитатель: Мы сейчас встанем в круг, я буду бросать мяч по очереди каждому из вас и задавать вопрос, например: «я - мама, а ты мне кто?» Вы должны мне бросить мяч обратно и ответить: «Сын (дочь)» (Постепенно игра усложняется, воспитатель берёт на себя роль родителя- мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя, а потом роль ребёнка- внучка, внук, дочка, сын, племянница, племянник и т. д.)
2 часть.
Воспитатель: - Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.
Воспитатель: - А вы любите помогать своим близким?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Сейчас и проверим.
Д/и «Маленькие помощники».
Воспитатель: - Вашим родным нужна помощь. У меня на доске картинки, назовите их.
(Швабра, тряпка, совок, веник, шарф, шапка, куртка, ботинки, молоток, гвозди, клещи, отвертка).
Воспитатель: - Мама решила убрать квартиру. Что ей нужно? (помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру, совок, веник).
Воспитатель: - Папа решил починить стул. Что ему нужно? (помощники должны принести следующие инструменты – молоток, гвозди, клещи, отвёртку).
Воспитатель: - Маленький брат собирается на прогулку. Что ему нужно? ( помощники несут: шарф, шапку, ботинки, куртку).
Воспитатель: - Бабушка вяжет свитер (помощники несут клубок, спицы).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы настоящие помощники своим родителям. Теперь мы знаем, что у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности.
Воспитатель: - А какие домашние обязанности есть у вас?
Дети: - Протереть пыль, полить цветы, подмести пол.
Воспитатель: - Вы, наверное, устали? Давайте отдохнём.
Пальчиковая игра «Семья».
Раз, два, три, четыре! Хлопки на счет.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять Хлопки на счет.
Всех могу пересчитать!
Мама, папа, брат, сестренка Поочередное поглаживание пальчиков.
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся моя семья! Показ кулачков
(Дети проходят за столы).
Воспитатель:
- А сейчас, мы с вами изготовим эмблему своей семьи в виде руки, ведь если каждый пальчик собрать вместе получится единая, крепкая рука, как дружная семья. Возьмём фломастеры, и обведём свою руку, каждый пальчик на вашем листке превратится в маму и папу, бабушку и дедушку. Возьмем фломастер и нарисуем: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ на доске).(Дети рисуют эмблему, затем размещают на доске.)
Воспитатель: Посмотрите, сколько крепких и дружных семей мы видим перед собой, эту эмблему вы подарите своим родным и постараетесь, что бы ваша семья всегда была дружной и крепкой.