Викторова Марина Викторовна
Конспект НОД с детьми с ОНР 6–7 лет по обучению грамоте и уточнению звукопроизношения «Звуки [С]-[С’]. Буква «С»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель - логопед Викторова М. В.
г. Екатеринбург
Конспект занятия по обучению грамоте и уточнению звукопроизношения.
Тема: Звук «С» и буква «С».
Задачи:
1. Закрепить знания детей о звуке «С» и о способе его образования. Развивать умение давать полную характеристику звуку.
Публикация «Конспект НОД с детьми с ОНР 6–7 лет по обучению грамоте и уточнению звукопроизношения „Звуки [С]-[С’], Буква „С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать фонематический слух. Учить детей узнавать заданный звук, подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове. Учить выполнять звуко - слоговой анализ слова с графической записью.
3. Знакомство с буквой «С». Учить читать слова типа (СНЕЖОК, СНЕГ и т. д., отгадывать кроссворд.
4. Развивать произвольную память, через заучивание стихотворения про букву «С». Учить отвечать на вопросы по тексту полными и правильно составленными предложениями.
5. Закрепить знания детей о родственных словах.
6. Закрепить умение согласовывать одно существительное с множеством глаголов.
7. Учить детей составлять из заданных слов предложение, выкладывать его схему.
8. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Оборудование: зеркала, профили арт. аппарата, схема характеристики звука, картинки для звукоподражания, предметные картинки, сюжетные картинки, буква «С», веревки для выкладывания буквы, текст стихотворения, текст сказки «Снежная королева и солнышко», схема для звукового анализа слова, текст предложения и графическая схема предложения, кроссворд, слова - действия, конфеты «Дары солнца».
Ход занятия:
1. Opг. момент: Сядьте хорошо, слушайте внимательно, занимайтесь старательно.
2. Арт. гимнастика. «Улыбка»- «Трубочкa», под счет 1-2, «Часики», «Качели», «Киска сердится», «Змейка», «Киска лакает молоко», «Вкусное варенье»,
«Почистим зубки».
3. Введение в тему: Отгадайте, какой звук я хочу произнести? (отгадывание по артикуляции звуков И У А О Э Ы). Какие это звуки? (гласные).
Какой 1 звук вы отгадали? (звук «Ш»). Какой последний звук вы отгадали? (звук «Ы»).
Сравнить слова: «МИЛ» и «МЫЛ».
Какой 1 звук в слове «МИЛ»? Какой 1 звук в слове «МЫЛ»? (дать характеристику звуку «М» и звуку «МЬ».)
Отгадать слово по звукам. Выбрать в словах звуки под номером.
СОМ САНИ СЛЕДЫ СУГРОБ ИТОГ: СНЕГ
1 3 3 3
Что общего у этих слов?
Сегодня мы вспомним звук …«С».
4. Проговаривание изолированного звука : Сдуем снежинку с ладони «C-C-C»
(проговаривание индивидуально и хором)
5. Анализ артикуляции по плану: Губы в улыбке, между зубами щель, кончик языка упирается в резцы нижних зубов. Посередине языка образуется желобок, по которому идет холодная воздушная струя. Голос молчит.
6. Развитие фонематического слуха:
Звучит музыка.
Звук «С» приглашает вас послушать сказку «Снежная королева и солнышко».
Наступила зима. В наших краях поселилась Снежная королева, она принесла с собой снежную вьюгу и лютую стужу. Кругом лежали снежные сугробы. С крыш свисали острые сосульки. В воздухе кружились блестящие снежинки. Но дети не испугались лютой стужи. Они играли в снежки, ловили блестящие снежинки, слепили смешного снеговика. А в новогоднюю ночь плясали под высокой елкой со Снегурочкой.
А в это время Снежная королева сидела на застывающем троне в сверкающей короне и блестящем сарафане и злилась на детей. Она не могла слушать их радостный детский смех. Пришло время весны, но Снежная королева и не собиралась покидать наши края. Прилетела к ней снежинка и сказала: «Полетели со мной в северные страны».
Ничего не ответила Снежная королева.
Пришел к ней снеговик и сказал: «Пойдем со мной в северные страны». Но Снежная королева прогнала снеговика.
Пришла к ней Снегурочка и сказала: «Поедем со мной в северные страны». Но и Снегурочку выставили из снежного замка.
Тогда снежинка, Снеговик и Снегурочка попросили солнышко прогнать Снежную королеву. Солнышко своими теплыми лучами согрело землю, растопило снежный замок и прогнало Снежную королеву. А на месте Снежного замка расцвели подснежники.
1. Какие изменения в природе произошли с приходом Снежной королевы?
2. Что делали дети зимой?
3. Как выглядела Снежная королева?
4. Могла ли прийти весна, если оставалась во власти Снежной королевы?
5. Кто уговаривал Снежную королеву покинуть наши края?
6. Что сказала снежинка?
7. Что сказал снеговик?
8. Что сказала Снегурочка?
9. Кто прогнал Снежную королеву?
10. Что появилось на месте растаявшего замка?
7. Какие слова со звуком «С» есть в этой сказке? Придумать свои слова со звуком «С» в начале слова, в середине слова, в конце слова.
8. Физминутка:
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок-
Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком.
Два глаза. шляпа. нос. метла. Но солнце припечет слегка-
Увы!- и нет снеговика.
9. Характеристика звука «С» : звук «С» - согласный, твердый, глухой.
10. Связь звука с буквой :
Полумесяц в небе темном
Буквой «С» повис над домом. (инд. и хором).
(выкладывание буквы «С» из бyc)
11. Отгадывание кроссворда:
1. Что закрывает зимой поля, леса, всю землю? снег
2. Что появилось на месте растаявшего снежного замка? подснежник
3. Как называется красногрудая птица? снегирь
4. Кто первым прилетел к Снежной королеве? снежинка
5. Кто уехал на санях в северные страны? Снегурочка
6. Что дети слепили из снежных комочков? снеговик
(СНЕЖОК)
Отгаданное слово читают, самостоятельно выкладывают схему.
12. Как называются эти слова? (родственные). Назвать еще родственные слова к слову «СНЕГ».
13. На какой вопрос отвечают слова - действия? (Что делает предмет? Что делают предметы)
Кто помог прогнать Снежную королеву? (СОЛНЫШКО)
К слову «СОЛНЫШКО», дети выкладывают подходящие слова- действия (светит, согревает, сверкает, блестит, садится, моет, читает).
Прочитать, какие слова остались.
14. Составление предложения из заданных слов.
Слова: СОЛНЫШКО, ХОЛОДНУЮ, ЯСНОЕ, ЗЕМЛЮ, СОГРЕВАЕТ.
Работа на местах: выкладывание граф. схемы предложения:
«Ясное солнышко согревает холодную землю».
15. Подведение итогов. А как бы вы прогнали Снежную королеву?
Чему учит нас эта сказка? (Добро всегда побеждает зло. Всему свое время.)
Все занимались очень хорошо и, поэтому солнышко вам дарит эти конфеты
(Как они называются? - «ДАРЫ СОЛНЦА»