Олеся Мацкевич
Конспект НОД в логопедической группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию звукопроизношения в логопедической группе для детей с ОНР на тему: «Звуки [С- Ш]».
Цель: дифференциация звуков [С-Ш].
Задачи:
коррекционно - образовательные:
- уточнить представления о звуке [С-Ш];
- закрепить умение определять место звука в слове, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком;
Публикация «Конспект НОД в логопедической группе „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
- закрепить навыки правильного произношения звуков [с- ш] изолированно, в слогах, словах.
развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память;
- развивать фонематические процессы (восприятие, воспроизведение, логическое мышление.
воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии, воспитывать активность.
Оборудование: предметные картинки- действия, лепестки слоги, лепестки-слова, карточки со словами для индивидуальной работы, домики для определения слогов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед : - Дети, добрый день всегда начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
2. Дифференциация звуков (с) - (ш) в изолированном звучании.
Логопед : В наш детский сад пришел гость! Давайте отгадаем, кто это?
Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)
Как мы здороваемся с солнцем?
Здравствуй, солнце золотое (дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка,земля (наклон руки вниз)
Здравствуйте, все мои друзья! (касаются ладонями друг- друга)
Дети, к нам прилетел еще один гость.
Давайте отгадает кто он.
Веет, свистит,
Все вокруг сдувает (ветер)
Игра: «Солнышко - ветерок»
А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко : ссссссс.
Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра : шшшш.
Игра: «Подбери звук»
Логопед : - Вспомним дети,
Как змея шипит? (Шшшшш.)
В роще как ручей журчит? (Ссс.)
Как шумят у птицы крылья? (Шшш.)
Как самолет летит (сссс.)
Как листочек шелестит (шшшш.)
Как насос качается (ссссс.)
Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).
Логопед : предлагаю вам пройти за столы, на которых стоят зеркала.
3. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).
Логопед : - Давайте еще раз вспомним звук солнца (с) и звук ветра (ш). Дети смотрят в зеркала и произносят звуки.
Логопед : Что делают губы, когда произносим звук С?
Дети: Улыбаются, зубы заборчиком.
Логопед : Хорошо. Теперь произнесем звук Ш. Что делают губы?
Дети: Тянутся вперед, губы трубочкой, зубы заборчиком.
Логопед : Молодцы. Опять произнесем звук С. Где находится язычок?
Дети: Внизу, за нижними зубками.
Логопед : Правильно. И мы будем его обозначать стрелочкой вниз.
Логопед : Молодцы. Произнесем звук Ш. Где находится язычок?
Дети: Наверху.
Логопед : Правильно. И мы будем его обозначать стрелочкой вверх.
Логопед : А теперь поднесем руку к губам и произносим звук С, какой ветерок дует?
Дети: Холодный ветерок.
Логопед : А теперь преподнесем руку к губам и произносим звук Ш, какой ветерок дует?
Дети: Теплый ветерок.
Логопед : Какие это звуки согласные или гласные?
Дети: согласные
Логопед : Каким цветом обозначаем?
Дети: синим
Логопед : Какие это звуки твердые или мягкие?
Дети: твердые
Логопед : Звонкие или глухие?
Дети: глухие.
4. Развитие фонематического слуха.
Игра «Шаг вперед, шаг назад».
Логопед : - Сейчас мы с вами прогуляемся, до волшебного цветка. А первым к цветку дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с - ш]
На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) - шаг назад.
(Са, су, ша, шо, сы, шу, со, шы)
5. Дифференциация звуков (с, (ш) в слогах.
Игра «Ромашка»
(игра проводится на ковре)
Логопед : - Над цветком ветер пролетел и ромашка потеряла свои лепестки.
К лепесткам слогов (са, со, су, сы, ша, шо, шу, ши) найдите лепестки слова.
Са – сани Ша - шапка
Со – сова Шо - шорты
Су- сумка Ши - шило
Сы - сыр Шу – шуба
(дети собирают ромашку, подбирая слоги к словам).
Логопед : – продолжаем играть, предлагаю вам пройти за столы и присесть на свои места.
6. Дифференциация звуков (с, (ш) в словах.
Игра «Где спрятался звук».
Логопед : - Каждый из вас получит карточку с предметными картинками в названии которых спрятались звуки Си Ш. Вы должны определить, место звука в слове (в начале, середине, в конце) и соответственно раскрасить схему, указав место звука синим карандашом.
Игра «Сколько слогов».
Разделите слова на слоги с карточки с предметными картинками.
7. Релаксация.
Игра «Дождь в лесу» (релаксация, развитие чувства эмпатии).
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия.
«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (напряжение в ногах). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов своими ветками (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри свежесть и бодрость (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами)».
8. Итог занятия.
Мы с вами такие молодцы ребята. Столько заданий выполнили, скажите, о каких звуках мы с вами говорили и выполняли задания?
- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз? - Что было трудным для вас?