Получи документы

Конспект НОД в подготовительной группе по приобщению детей к истокам РНК «В гостях у Ираиды»

Елена Козачек
Конспект НОД в подготовительной группе по приобщению детей к истокам РНК «В гостях у Ираиды»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 города Липецка

Конспект

непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«В гостях у Ираиды»

Подготовила :

Воспитатель Козачек Е. В.

Липецк 2019

Виды деятельности:

o Игровая;

o Коммуникативная;

o Познавательная;

o Продуктивная;

Цель:

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по приобщению детей к истокам РНК „В гостях у Ираиды“» размещена в разделах

Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Программные задачи образовательных областей:

Познавательное развитие

o Активизировать познавательную деятельность;

o Расширять творческое воображение и творческое мышление;

o Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к народному календарю и народным приметам

Социально – коммуникативное развитие:

o Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;

o Вовлекать детей в инсценирование сказки, прибауток;

o Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;

o Создать веселое настроение с помощью игры «Путешествие на Тройке к бабушке», словесной игры «Колечко», музыкальной игры «Бабка Ежка»;

o Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Речевое развитие:

o Формировать эмоционально-образное восприятие сказки;

o Расширять опыт слушания за счет разных жанров фольклора;

Художественно-эстетическое развитие:

o Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;

o Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики;

o Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре;

o Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения);

Ожидаемые результаты:

o Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций;

o Дети понимают нравственную ценность пословиц, поговорок и русских народных сказок;

o Умеют понимать себя и других, входят в мир человеческих отношений;

o Дети умеют выражать свое отношение к ситуации с помощью мимики и жестов;

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами. : горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, сарафан, кокошник.

Оборудование:

o Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда);

o Куклы ручной работы в русских национальных костюмах;

o Народная одежда: сарафан, кокошник, рубаха, корзинка;

o Материалы для работы с соленым тестом;

Предварительная работа:

o Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», «Какой? Какая? Какое?», «Закончи пословицу»;

o Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;

o Беседа о старинных способах передвижения;

o Слушание русской народной музыки;

o Экскурсия в «Русскую избу» детского сада;

o Рассматривание альбома «Русская изба»;

o Заучивание пословиц, поговорок;

Используемые методы, приемы и технологии

o Интерактивная игра;

o Словесный;

o Наглядный;

o Обсуждение.

Ход образовательной деятельности:

Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».

Дети входят в группу оформленную под горницу

1 часть. Мотивационная (вводная).

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно, что изменилось в нашей группе? На что она стала похожа?

(Дети отвечают что на русскую избу).

А как в старину называлась самая красивая комната? Правильно горница. А еще называли ее светлицей, почему? Была светлой и самой нарядной. Воспитатель. Посмотрите что в горнице находится?

Дети перечисляют: печь, лавки, стол, посуда

Посмотрите какая посуда на столе? (глиняная и деревянная) А сейчас такой посудой пользуются?

Словесная игра «Старинное словечко» (чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, платье – сарафан, ботинки – чоботы, сумка — корзина ; платок — шаль

Воспитатель. Давайте ребята подумаем кто в горнице нашей живет – хозяйка или хозяин?

Дети рассматривают предметы, видят сарафан, шаль и приходят к выводу, что хозяйка – женщина.

Воспитатель. Ребята, знаете это что?

(Скидывает шаль, там телевизор замаскированный под старинное зеркало)

Воспитатель. А это волшебное зеркало! Оно все знает и поможет нам узнать кто же хозяйка этой горницы. Но прежде нужно произнести волшебные слова. Вы их знаете? Попросите зеркало сами (дети пробуют, но не получается)

Воспитатель. Я знаю заклинание одно, но не знаю получится ли. Произносите за мной слова!

Наше зеркало волшебное!

Наше зеркало чудесное!

Ты всю правду расскажи,

Да хозяйку покажи.

Появляется видео Ираиды

Ираида : Здравствуйте гости дорогие! Зовут меня Ираида и я хозяйка этой горницы. В народе меня прозвали Спорной. Как вы думаете почему?

2 часть. Основная.

Воспитатель. Как хозяйку зовут? Сейчас так называют? На какое имя похоже современное? Давайте подумаем почему Спорной ее зовут? (Дети размышляют)

Воспитатель.

А что бы правильно ответить на этот вопрос я познакомлю вас с народным календарем. Дни народного календаря рассказывают о том, чем занимались наши предки? Какую начинали или заканчивали работу в поле, саду, огороде, какие примечали события в природе и приметы дня. Посмотрите календарь:

1 октября – Арина журавлиный лет, шиповница. В этот день дети выбегали за двор и кричали журавлям «Колесом дорога» чтобы возвращались, на Арину собирали и сушили шиповник.

2 октября- Зосима - заступник пчел. Убирали в этот день ульи на зиму и устраивали лакомый стол из медовых блюд.

16 октября – день Ираиды Спорной. Почему назвали в народе спорной и что делали наши предки в этот день, нам предстоит узнать.

Волшебное зеркало подскажет правильный ответ. (на экране появляются карточки с изображением погоды солнечной и дождливой, холодной). Правильно ребята. На день Ираиды погода устанавливалась холодная. А у нас в горнице холодно? Почему? Правильно, печка занимала важное место в старину.

Ее называли Матушкой. Почему?

Солнышком. Почему?

Кормилица. Почему?

Как готовили в печи? (заслонка, ухват, чугунок)

Печь горячая, огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда чугунок? А ставили в печь горячую чугунок ухватом. Помогите мне поставить чугунок!

Дети ставят чугунок в печь.

А в чем готовят сейчас щи да кашу?

Воспитатель.

Пока в печи варилось да томилось, было время поиграть и развлечься

Игра народная «Золотые ворота»

Воспитатель.

Ребята, пора из печи чугунок вынимать. Чувствуете, как вкусно пахнет?

Чем?

Дети отвечают

Воспитатель.

Для чего же Ираида картошечки столько наварила? Вы знаете блюда из картофеля? Давайте у Ираиды спросим.

Дети подходят к волшебному зеркалу. Появляется Ираида.

Ираида : Ребята, по народному календарю сегодня день Ираиды. А это значит, что у меня сегодня именины. Раньше принято было в этот день выпекать пироги с картофельной начинкой. И назывались они наливушками. Помогите мне испечь наливушки и угостить добрых людей и званых гостей

Воспитатель. Справимся ребята с этим заданием? А что для этого нужно? Дети отвечают, что надо помыть руки, надеть фартук и колпак. Для чего?

Знать рецепт. А еще что бы наливушки получились у нас, предлагаю размять наши пальчики

(проводится пальчиковая гимнастика)

«Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

Воспитатель. Ираида поделилась своим рецептом, посмотрите в зеркало!

Формы у наливушек разные могут быть, а рецепт один

На экране рецепт и алгоритм действия.

Воспитатель. Мука перед вами 2 сортов, Как вы думаете где какая? Правильно, серая - ржаная, белая – пшеничная. По рецепту не указано какую муку брать, поэтому можете брать какую захотите.

Дети добавляют ингредиенты по рецепту и замешивают тесто. Воспитатель разливает картофельную начинку.

Воспитатель. Почему ребята, эти пироги назвали наливушками? Правильно, картошку делали жидкой и наливали ее на пирог! Знатные у нас получились пироги! Теперь выкладываем их на противень и отправляем в печь запекать.

Воспитатель. Вы сможете теперь дома с мамой испечь такие наливушки? Ираида должна быть довольна!

Мы свою задачу выполнили и нам пора прощаться с хозяйкой и гостями. (видео Ираиды)

Публикации по теме:

Проект по приобщению детей к культуре чувашского народа «В гостях у чувашских узоров» в средней группе Цель: формирование интереса к родному языку, истории чувашского народа посредством использования билингвальной среды. Задачи: Познакомить детей.

Интегрированное занятие по приобщению детей к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству «Ярмарка» Интегрированное занятие по приобщению детей к народным истокам, декоративно – прикладному и фольклорному искусству русского народа Средняя.

Конспект образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Игра с Колобком» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками. Задачи: - формировать интерес.

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через различные формы детской деятельностиКонспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через различные формы детской деятельности Муниципальное Бюджетное Дошкольное бразовательное Учреждение центр развития ребенка детский сад №82 Конспект открытого занятия по приобщению.

Конспект развлечения по приобщению к истокам русской народной культуры для детей 3–7 лет «Сороки» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №47" города Смоленска (МБДОУ "Детский.

Конспект экскурсии в мини-музей ДС в старшей группе «Приобщение детей к истокам народной культуры мордовского народа» Программное содержание. Познакомить детей с бытом мордовского народа, с образцами национальной культуры. Формировать представления детей.

Конспект занятия по приобщению детей к культуре чувашского народа «В стране чувашских узоров» Конспект занятия «В стране чувашских узоров» (средняя группа) Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка» г. Новочебоксарска.

Конспект занятия по приобщению детей к здоровому образу жизни в младшей группе «Наши ушки на макушке» "Наши ушки на макушке" Цель: - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, - накопление.

НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Не красна изба углами, а красна пирогами!» Тема: «Не красна изба углами, а красна – пирогами!» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект ООД «Осень в гостях у детей» по развитию речи в подготовительной группе компенсирующего вида Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе развития речи Задачи: - стимулировать речевую активность детей; - уточнить знания.

Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе по приобщению детей к истокам РНК «В гостях у Ираиды»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 08:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД