Маркина Наталья Алексеевна
Конспект ОД по составлению рассказа «Сказка на новый лад»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• формировать у детей навыки составления сказочного текста на основе знакомого произведения по опорной схеме;
• расширять активный словарь детей;
• продолжать развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;
• развивать у детей творческие способности и артистизм посредством театрализованной деятельности;
• продолжать развивать общую моторику;
Публикация «Конспект ОД по составлению рассказа „Сказка на новый лад“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
• развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение;
• воспитывать у детей самоконтроль за речью;
• воспитывать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию, умение выслушивать взрослого и друг друга.
Оборудование: портрет писателя, автора сказки Шарля Перро; картинки с изображением волшебных атрибутов из сказок (волшебная палочка, волшебный клубок, ковёр-самолёт, цветик-семицветик).
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель: «Сегодня у нас будет необычное занятие! Сегодня мы будем учиться сочинять сказку, но не обычную, а сказку на новый лад.
«Сказка на новый лад – это когда берётся любая сказка (авторская или народная) и переделывается на новый лад – так как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя, волшебный предмет, с помощью которого главный герой спасается от злых персонажей. В сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно и тогда получается немного другая сказка!».
Вспомните и скажите какие бывают сказки?
Дети: Авторские и народные.
Воспитатель: Какие сказки называются авторские? Какие народными?
Дети: Авторская сказка-это сказка у которой известен автор. Народная сказка-это сказка которою сочинил народ.
Воспитатель: Приведите примеры народных и авторские сказки : Братья Гримм «Горшочек каши», Г. С. Андерсен «Снежная королева», Ш. Перро «Кот в сапогах» и. т. д.
Воспитатель: «Сегодня мы будем переделывать на новый лад всем известную авторскую сказку. А какую, вы узнаете, отгадав загадку: я назову слова, а вы отгадаете, к какой сказке они относятся :
Слова: девочка, лес, цветы, бабушка, волк.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Догадались! Это сказка «Красная Шапочка». Кто написал эту сказку? (ответы детей) Сказку «Красная Шапочка» написал Шарль Перро (показ его портрета). Сегодня мы будем изменять сказку «Красная Шапочка», а как вы сейчас узнаете!».
Беседа. Воспитатель: : «Сначала мы должны в вспомнить содержание этой сказки».
1. Кто ответит на такой вопрос: Почему Шарль Перро назвал свою сказку «Красная Шапочка»?
Дети: «Шарль Перро назвал так свою сказку потому, что в ней главный герой Красная Шапочка.
2. Почему все вокруг девочку называли Красной Шапочкой?
Дети: Девочку называли Красной Шапочкой потому, что она всегда и везде была в шапке красного цвета.
3. Кто подарил девочке красную шапочку?
Дети: Девочке красную шапочку подарила бабушка.
4. Кто в этой сказке является положительным героем, а кто отрицательным? (индивидуальные ответы детей).
5. Каков конец этой сказки? Плохой или хороший? Почему?
6. Подумайте и скажите, почему получилось так, что волк узнал, где живёт бабушка и прибежал к её дому раньше Красной Шапочки, а потом проглотил и девочку и бабушку?
Дети: Потому, что Красная Шапочка, встретив волка в лесу, стала с ним разговаривать. Она не должна была рассказывать о своей бабушке – где её дом, как до него добраться и тогда бы ничего плохого не произошло.
Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?
Дети: Эта сказка учит тому, что никогда нельзя на улице, в лесу или где-то ещё разговаривать с незнакомыми людьми, а тем более нельзя называть им свой адрес.
Физкультминутка «Сказка даст нам отдохнуть».
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте. (Потягивание.)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.
2. Подготовка к сочинению сказки
Педагог: «Я предлагаю изменить эту сказку! А для того, чтобы получилась другая сказка, мы должны усвоить несколько правил:
Первое правило чтобы сказка стала немного другой нужно изменить какие-то качества главного героя - можно изменить его характер (если он был злым – превратить его в доброго, либо изменить его внешние данные (например, поменять цвет глаз, волос и так далее, можно изменить его одежду.
Второе правило: чтобы изменить сказку можно ввести в неё волшебный предмет.
Третье правило: если мы изменили сказку, значит, и название этой сказки будет другое.
Педагог: «Вот наша Красная Шапочка. Что вы предложите изменить?» (ответы детей) Приведите примеры».
Педагог: «А изменится ли название сказки? (ответы детей)».
Педагог: «Расскажите мне, как ещё можно изменить сюжет сказки? (можно придумать волшебный предмет). Какие волшебные предметы из сказок вы знаете?».
Предполагаемые ответы детей:
«Шапка-невидимка» из сказки «Конек-Горбунок» (с помощью неё герой может стать невидимым).
«Волшебная палочка» из сказки «Золушка» (с помощью такой палочки можно сделать что угодно).
«Ковёр-самолёт» из сказки «Алладин» (с помощью чудесного ковра можно летать).
««Скатерть-самобранка» - с помощью которой можно кушать разные вкусные блюда.
Педагог: «Отлично! Вот сколько волшебных предметов мы вспомнили! А какой атрибут подошел бы Красной Шапочке? (предложения детей). Хорошо и последнее, можно ввести в сюжет сказки нового героя, придумайте, какого героя? (предложения детей)».
3. Сочинение сказки на новый лад
Педагог: «Ребята, вы молодцы! Усвоили все правила. Теперь вы сможете стать сказочниками!
Зрительная гимнастика.
«Ёжик»
Страшен ёжик наш на вид, Широко открывают глаза
Всем иголками грозит. Сильно зажмуривают глаза
Только знаем мы с сестрой: Взор переводят вправо, влево
Ёжик наш совсем не злой. Моргают глазами
Дети составляют рассказ по мнемосхеме.
Сказка «Жёлтая шапочка и ковёр самолёт»
«Жила-была девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка жёлтую шапочку и ковёр-самолёт. С тех пор девочка всюду ходила в этой жёлтой шапочке и летала на волшебном ковре в гости к бабушке. Соседи так про нее и говорили: - Вот Жлтая Шапочка летит! Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке :
- Сходи-ка, Жёлтая Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.
Собралась Жёлтая Шапочка, взяла с собой сумочку, где у неё всегда лежал ковёр-самолет и пошла к бабушке.
Идет она лесом, цветы собирает, песенки поёт, а навстречу ей - серый Волк.
- Куда ты идешь. Жёлтая Шапочка? - спрашивает Волк.
- Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.
- А далеко живет твоя бабушка?
- Далеко, - отвечает Жёлтая Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
- Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет. Сказал это Волк и побежал, что было духу.
А Жёлтая Шапочка достала из сумочки ковёр-самолёт, села на него, произнесла волшебные слова и полетела. Она очутилась у дома бабушки раньше волка. Зашла она в дом и закрыла двери. Внучка рассказала бабушке о том, что волк тоже скоро придёт её проведать и бабушка догадалась, что задумал волк.
Волк прибежал следом за девочкой. Стал он стучаться в дверь: «Тук-тук-тук».
Бабушка и внучка решили не отвечать волку, сидели тихо-тихо. Волк ещё долго стучался в дверь, но так и не добился своего и ни с чем ушёл обратно в лес.
А Жёлтая Шапочка и бабушка сели пить чай с пирожками и маслом.
Воспитатель: «Посмотрите, ребята! В сказке мы изменили только цвет шапочки и поэтому её название изменилось – «Жёлтая Шапочка». Ещё ввели волшебный предмет – «ковёр-самолёт», при помощи которого девочка опередила волка и прилетела к бабушке быстрее него. Конец сказки получился хорошим и удачным, волк не смог проглотить внучку и бабушку.
. Воспитатель: Ребятки, у меня есть волшебный сундук. Давайте посмотрим, что в нём. (Воспитатель достаёт из сундука атрибуты и костюмы для обыгрывания сказки).
Я предлагаю вам показать представление по нашей сказке.
Дети выбирают роли и обыгрывают сказку.
III. Итог занятия
Воспитатель: «Чем мы занимались сегодня? («Мы учились сочинять сказку на новый лад»).
- Что такое «сказка на новый лад»? (Ответы детей).
- Какие сказки можно переделывать на новый лад? («Любые: авторские, народные»)
- Что нужно сделать для того, чтобы в сказке изменился сюжет? («Для того чтобы изменить сказку, можно ввести в неё нового героя, можно ввести в сказку волшебный предмет или изменить какие-то качества главного героя»).
Педагог оценивает работу детей на занятии.