Получи документы

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Лунтик в гостях у ребят. Буква Л и звуки [л], [л’]»

Наталья Пастухова
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Лунтик в гостях у ребят. Буква Л и звуки [л], [л’]»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Доминирующая образовательная область: Речевое развитие

2. Вид деятельности детей: Познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная

Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности: Образовательная деятельность

по обучению грамоте «Буква Л» и «Звуки [л] [л’]» «Лунтик в гостях у ребят».

2. Методы и приемы реализации содержания занятия: Беседа с детьми, использование демонстрационного материала, создание ситуации выбора, обсуждение.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте „Лунтик в гостях у ребят, Буква Л и звуки [л], [л’]“» размещена в разделах

3. Интеграция образовательных областей:речевое развитие,социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

4. Возрастная группа 6-7 лет

5. Цель: познакомить с буквой Л и звуками [л] [л’].

6. Задачи:

6.1 Образовательные:

-совершенствовать навыки звукового анализа слов;

- определять гласные, согласные (мягкий, твердый, место звука в слове;

- делить слова на слоги;

- определять количество слогов в слове;

- упражнять в придумывании предложений по заданной схеме.

6.2 Развивающие:

- развивать фонематический слух, зрительное восприятие;

- развивать умение отвечать на вопрос учителя – логопеда полным ответом;

- развивать умение дифференцировать звуки [л] и [л’].

6.3 Воспитательные:

- воспитывать чувство товарищества, умение слушать педагога и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

- поощрять активность и самостоятельность;

- воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

7. Планируемые результаты:

- умеет вести деловой диалог со взрослыми и детьми;

- различает структуру повествования, легко сочиняет, фантазирует;

- владеет всеми средствами звукового анализа;

- интересуется речью как особым объектом познания.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

посылка с Лунтиком,

картинки со звуками [л] [л’],

цифровые веры,

прищепки и карточки схемы на определение места звука в слове,

буквы Л, У, Н, А,

мольберт магнитный,

карточки-схемы для выполнения звукового анализа слов,

наборы фишек для выполнения звукового анализа слов,

набор карточек-схем для составления предложений,

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

- определение места звука в слове;

- деление слов на слоги;

- выполнение звукового разбора слов;

- составление предложений из двух, трех и более слов;

- составление предложений по заданной схеме;

- изучение основных правил по обучению грамоте:

Образовательная деятельность

I. Вводная часть

1.1. Введение в тему (вовлечение детей в деятельность)

Логопед: ребята, поздоровайтесь с гостями.

Дети: здравствуйте.

Логопед: встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. А кто из вас сейчас готов ответить на мои вопросы?

Дети: ответы детей

Логопед: итак, слушаем внимательно. (Игра с мячом)

Логопед: из чего состоит наша речь?

Дети: наша речь состоит из предложений.

Логопед: из чего состоят предложения?

Дети: предложения состоят из слов.

Логопед: из чего состоят слова?

Дети: слова состоят из слогов.

Логопед: из чего состоят слоги?

Дети: слоги состоят из звуков.

Логопед: на какие две группы делятся звуки русского языка?

Дети: гласные и согласные.

Логопед: чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: гласные звуки поются, а согласные нет, и при произнесении встречают во рту преграду.

Логопед: назови, гласные звуки и согласные звуки

Дети: А, О, У, И, Е, Ё, Ы, Я, Э, Ю, и М, Б, Г, Д, С, Р, Л и т. д.

Логопед: на какие группы делятся согласные звуки?

Дети: на твердые и мягкие.

Логопед: фишкой, какого цвета обозначаем согласный твердый звук? Согласный мягкий звук? Гласный звук?

Логопед: чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Буквы мы видим и читаем, а звуки слышим и произносим.

Логопед: молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно. (3 минуты)

1.2 Мотивация деятельности детей

Стук в дверь, заносят коробку, на коробке наклеена загадка (про Лунтика, Логопед читает загадку, после того, как дети отгадали загадку логопед достает из коробки игрушку Лунтика.

Упал с луны на землю я,

И говорили мне, что я лишь сон.

Потом сказали: лунная пчела.

Потом я имя для себя нашел. (Лунтик)

Логопед: ребята, вместе с Лунтиком в коробке еще лежит записка, давайте его прочитаем. Логопед читает записку.

Здравствуйте! Данная посылка не доставлена по месту назначения, так как от дождя размылся адрес. ПОМОГИТЕ! (2 минуты)

1.3 Целеполагание

Логопед: ребята, что же делать? Как помочь?

Дети: ответы детей.

Логопед: но для этого вам необходимо будет выполнить все задания и показать свои знания. Готовы? Отлично. (1 минута)

II. Основная часть:

2.1. Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Логопед: ребята, посмотрите на доску, что это за буква?

Дети: эль

Логопед: Правильно, это буква эль она обозначает два звука. Как вы думаете какие?

Дети: ответы детей [л], [л’].

Логопед: у каждой буквы есть свое имя, у этой буквы имя эль, но об этом более подробно вы узнаете в школе, а в детском саду мы ее будем называть коротко Л, так же как и звук. Давайте все вместе повторим.

Логопед: ребята проходите, садитесь на стульчики, и мы с вами продолжим знакомиться с буквой Л.

Логопед: Даня, дай характеристику звуку [л].

Ребенок дает характеристику – звук согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.

Логопед: Арина, дай характеристику звуку [л’].

Ребенок дает характеристику – звук согласный, мягкий, обозначаем зеленой фишкой.

Логопед: все верно. Даша, раздай ребятам зеркала, мы сейчас с вами посмотрим артикуляцию звуков [л], [л’].

Логопед просит детей описать артикуляцию звуков.

Логопед: возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук [л].

При произнесении звука [л]:губы в легкой улыбке, зубы видны и сближены; кончик языка поднимается к бугорочкам, а средняя часть языка вместе с его краями опускается;

Звук [л']: положение органов артикуляционного аппарата такое же, как и при произнесении л (твердого, только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

Логопед: ребята, вот мы с вами и познакомились с правильной артикуляцией звуков[л] и [л’].Даша собери зеркала.

Логопед: ну, что готовы к выполнению первого задания?

Дети: да

Логопед: Даша раздай ребятам карточки – схемы и прищепки, я буду называть слова со звуками [л] и [л’], а вам нужно будет меня внимательно слушать и определить где находится звук – в начале, в середине или в конце.

(лампа, палка, стол, волк, ложка, слива, лейка, автомобиль, пальма, соль)

Логопед: Все верно, молодцы. Что нам нужно найти?

Дети: букву Н

Логопед: найденные буквы мы будем прикреплять на доску. (9 минут)

2.2. Актуализация ранее приобретенных знаний

Логопед: сейчас подойдите ко мне, на столе лежат картинки, в названиях которых есть звуки [л] и [л’], нужно взять по две картинки и разложить их по корзинкам, в зелёную со звукам [л’], а в синюю со звуком [л]. Приступайте.

(ласточка, лошадь, свёкла, слон, галстук, масло, стол, колбаса, глобус, шоколад, пылесос, шмель, шляпа, лягушка, кастрюля, качели, коляска, самолет, лист, лиса)

теперь давайте проверим, правильно ли вы разложили картинки.

Логопед: вот вы справились и со вторым заданием, а буква? У

Логопед: ребята проходите на палас и садитесь в круг. Но перед следующим заданием давайте с вами вспомним способы деления слов на слоги.

Дети:с помощью хлопков, с помощью касания ладони подбородка. Сколько гласных столько и слогов.

Логопед: ребята я буду называть слова, а вам нужно будет поделить их на слоги и количество слогов показать на цифровом веере. Готовы?

(лошадь, лук, ландыши, клюшка, лес, подсолнух, колесо, стул, автомобиль, раскладушка)

Дети: да

Логопед: и с этим заданием вы тоже справились, а теперь ищите очередную букву А

Логопед: а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить физминутку. Вставайте в круг.

Физкультминутка:

(Дети стоят в кругу. Выполняют движения по тексту)

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь.

Рук коленями коснитесь

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Логопед: отдохнули? Ребята обратите внимание на ваши эмблемы. Если картинка на эмблеме из двух слогов, проходите и садитесь за столы с цифрой 2, если же картинка состоит из трех слогов, то проходите за столы с цифрой 3. Садитесь красиво, спинки ровные, колени вместе.

Логопед: ребята вы мне уже сказали, что речь состоит из предложений. Скажите, из скольки слов может состоять предложение?

Дети: из одного, двух, трех и более слов.

Логопед: посмотрите на мольберты, на них расположены картинки в названиях которых есть звуки [л] и [л’], и схемы предложений. Ребята, нужно придумать предложения с этими картинками. Те кто сидят за столами с цифрой 2, придумайте предложения из трех слов, а кто сидит за столами с цифрой 3 из 4 слов.

Логопед: ну, что готовы? Кто начнет?

Дети: ответы детей.

Логопед: прекрасные получились предложения. Вот последняя буква. Послушайте загадку.

Вокруг Земли вращается. Как называется? (Луна)

Логопед: правильно. Арина подойди к доске и выложи слово ЛУНА.

Логопед: а сейчас давайте выполним звуко-буквенный разбор слова «ЛУНА».

Логопед: Амина будет выполнять разбор слова на доске, а остальные ребята у себя за столами.

Логопед: возьмите по одной схеме.

Логопед: Амина, назови первый звук в слове Луна.

Ребенок: звук [л], он согласный, твердый, мы его обозначаем синей фишкой.

Логопед: назови второй звук в слове лУна.

Ребенок: звук [у], он гласный, его обозначаем красной фишкой.

Логопед: назови следующий звук в слове луНа.

Ребенок: звук [н], он согласный твердый, его обозначаем синей фишкой.

Логопед: Амина, назови последний звук в слове лунА.

Ребенок: звук [а], он гласный, его обозначаем красной фишкой.

Логопед: все верно, а теперь скажите мне в слове зима сколько слов?

Дети: одно.

Логопед: сколько слогов?

Дети: два.

Логопед: ребята, сколько в слове ЛУНА звуков?

Дети: четыре.

Логопед: а скажите, сколько гласных звуков в слове, ЛУНА?

Дети: два.

Логопед: назовите их.

Дети: У,А

Логопед: а сколько согласных?

Дети: два.

Логопед: скажите, сколько согласных мягких звуков в слове ЛУНА?

Дети: ни одного.

Логопед: правильно. А сколько согласных твердых?

Дети: два.

Логопед: назовите их.

Дети: Л, Н

Логопед: молодцы ребята, с этим заданием вы справились прекрасно. А теперь убирайте фишки и схемы на тарелочки и подходите ко мне. (14 минут)

III. Заключительная часть

3.1 Анализ результатов деятельности

Логопед: скажите, мы помогли восстановить адрес? Теперь Лунтик точно попадет домой. Где же он живет?

Дети: на луне.

Логопед: так как я теперь знаю адрес, то я сама отправлю после занятия посылку с Лунтиком.

Логопед: а сейчас ребята возьмите по звездочке. Если вам сегодня удалось справиться со всеми заданиями без трудностей, то прикрепите свои звездочки вокруг полной луны, если же возникли какие – либо сложности при выполнении заданий, то прикрепите звезды вокруг не полной луны.

Логопед: ребята, а что позволило вам справиться со всеми заданиями правильно?

Дети: знания, сплочённость, понимание, умение работать в команде.

Логопед: Савелий, какое задание для тебя было самым трудным? А для тебя Арина?

Логопед: скажите, с какой буквой мы сегодня познакомились?

Логопед: Полина скажи, а в какую игру ты бы еще раз поиграла?

Логопед: Даша, какое задание для тебя было самым интересным?

Логопед: ребята, а мне хотелось поблагодарить вас за ваши старания и за то, как вы умеете работать в команде. На этом наше занятие окончено. Спасибо, вам огромное! (1 минута)

IV. Определение перспективы дальнейшей деятельности

4.1 Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов, учить составлять предложения по заданной схеме и закреплять пройденный материал.

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Лунтик в гостях у ребят. Буква Л и звуки [л], [л’]»
Опубликовано: 10 мая 2020 в 21:23
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Лунтик в гостях у ребят. Буква Л и звуки [л], [л’]»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пастухова (УИ 481804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД