Ирина Кандакова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Путешествие по Солнечному городу»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи по образовательным областям
«Речевое развитие» (Развитие речи) :
- совершенствовать речь, как средство общения;
- закреплять в речи детей звукопроизношение в словах, фразах, предложениях;
- продолжать совершенствовать все стороны речи: пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей;
- продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и фразы с естественной интонацией;
-продолжать формировать умение вести диалог между педагогом и ребенком, воспитывать культуру речевого общения.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе „Путешествие по Солнечному городу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
«Речевое развитие»(Приобщение к художественной литературе) :
- продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;
- пополнять литературный багаж детей загадками, пословицами, поговорками, стихами, небылицами, названиями знакомых сказок;
- расширять, уточнять и активизировать словарь детей на основе систематизации и обобщения знаний о художественной литературе;
-совершенствовать навыки ведения диалога, отвечать на вопросы полно или кратко;
-помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением, пословицей, поговоркой, загадкой;
-совершенствовать навыки составления простых и сложносочиненных предложений по вопросам;
- закреплять умение говорить в спокойном темпе;
-продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
«Социально-коммуникативное развитие» (Развитие коммуникативных способностей) :
- воспитывать доброжелательность; умение считаться с интересами и мнением товарищей; умение слушать собеседника, не перебивать;
- воспитывать организованность, дисциплинированность.
«Физическое развитие» (Физическая культура) :
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
- формировать потребность в двигательной деятельности (динамическая пауза).
Предварительная работа: ознакомление с художественной литературой, с жанрами: сказки, пословицы, поговорки, загадки, небылицы, чтение Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе», заучивание скороговорок, загадок, поговорок, стихов, небылиц.
Методические приемы: мультимедийное и музыкальное сопровождение,
вопросы к детям, пояснения, использование изографов, педагогическая оценка, элементы оздоровительной терапии: динамическая пауза, пальчиковая гимнастика.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, картинка-изограф с зашифрованным словом – чудо, эмблемы на каждого ребенка «Книголюбу».
Словарная работа: художественная литература, жанры, пословицы, поговорки, загадки, небылица, изограф, название авторов сказок.
Индивидуальная работа: исправление звукопроизношения у детей в ходе образовательной деятельности.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент: учитель-логопед с детьми заходят в группу под музыку. Ребята, мне очень приятно с вами сегодня встретиться. Какие у вас всех приветливые и доброжелательные лица.
Дети: (звучит продолжение музыки) :
Доброе утро солнцу и птицам. И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро улыбчивым лицам. Пусть доброе утро длится до вечера!
1. Вводная часть: – Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо от Незнайки из Солнечного города, с фотографией Незнайки. (Показ на слайде). Помните, мы читали про Незнайку. Кто автор «Незнайка в Солнечном городе»? (Николай Носов)
Дело в том, что его друзья коротышки, друг другу рассказывают сказки, загадки, пословицы, поговорки, стихи. А Незнайка толком ничего не знает. А ему очень хочется блеснуть своими знаниями перед своим приятелем Знайкой.
В своем письме к Незнайке, я пообещала, что мы вместе расскажем о том, что мы знаем. Для этого я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по Солнечному городу.
Садитесь поудобнее, внимательно послушайте мой рассказ.
Рассказ учителя-логопеда : В те далёкие времена не было электричества, телевизора и народ вечерами развлекал себя и своих детей тем, что рассказывали разные интересные истории из жизни, добавляя в них немного «волшебства», а уже потом их стали называть сказками. Сочиняли не только сказки, но и поговорки, пословицы, потешки, заклички, песенки, скороговорки, чистоговорки, загадки.
Ребята, а где можно встретить сказки? (В книгах, мультфильмах)
Учитель-логопед : Для, Незнайки, мы назовем знакомые сказки, стихи, пословицы, загадки. Наше вертуальное путешествие начинается, отправляемся на улицу «Сказочную».
- (Обращаясь к детям) ребята, вы любите сказки? Какие ваши любимые сказки? («Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Василиса Прекрасная», «Волк и лиса», «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкин, «Дюймовочка» Х. Андерсен, «Снегурочка» А. Островский, «Конек-Горбунок» П. Ершов, «Старик-годовик» В. Даль.
Учитель-логопед : Какие бывают сказки? (Народные, авторские.) Кто написал народные (авторские) сказки? Как, вы думаете, чему учат сказки? (Добру, справедливости, храбрости, взаимопомощи, терпению, преданности, благородству, верности данному слову….)
Учитель-логопед : Правильно, все события в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытывать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.
Учитель-логопед : Ребята, я предлагаю вам отгадать этот изограф, и назвать слово, которое здесь спряталось (чудо). Так, что же происходит в сказках? (чудо, волшебство)
Игра «Отгадать название сказки по короткому отрывку».
Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака. («Дюймовочка», Андерсен)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкин)
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Учитель-логопед : отправляемся с вами дальше, на улицу «Загадочную» (показ следующего слайда). Сейчас мы поговорим о загадках. Что такое загадка? (Это краткое описание различных предметов, явлений природы или живых существ). Мы с вами тоже знаем загадки.
Доброе, хорошее Растёт она вниз головою,
На людей глядит, Не летом растёт, а зимою.
А людям на себя Но солнце её припечёт –
Глядеть не велит. Заплачет она и умрёт.
Вопросы к детям: - какими словами описано солнышко в этой загадке?
- А как вы понимаете словосочетание «глядеть не велит»?
- Какие слова этой загадки показались вам интересными?
- Почему сосульки растут «вниз головою»?
Учитель-логопед : Ну а сейчас, предлагаю отправиться на улицу «Разговорную». Поговорим о пословицах и поговорках.
Учитель-логопед : Дети, что такое пословица, что такое поговорка? (Пословица короткое предложение со смыслом; а поговорка это простое словосочетание, короткое народное выражение, устное народное творчество).
Например: пословица «Мал золотник да дорог»; поговорка «Мал, да удал!»
Пословица содержит примету, предостережение или наставление. «Не зная броду, не суйся в воду». Поговорка просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другим словом. Пословицы и поговорки — это то, что передается из поколения в поколение семейными традициями и мудростью поколений.
Предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «Скажи по другому»
Учитель-логопед : Вы будете называть поговорку и переделывать ее, чтобы она звучала одним словом.
Выражения: «Не по дням, а по часам» --- (быстро)
«Сидеть, сложа руки» --- (лениться)
«Держать слово» --- (не обманывать)
«Дрожит, как осиновый лист» - (замёрз или боится)
«Остаться с носом» --- (быть обманутым)
Динамическая пауза «Буратино» (мелодия из фильма «Буратино»)
Раз – нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся, подтянулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать.
Нужно на носочки встать. (Из какой сказки Буратино? Кто автор этой сказки? – Алексей Толстой)
Учитель-логопед : ребята, на улице «Разговорной» живут пословицы и поговорки и о дружбе и смелости, о лени и трудолюбии. (Рассматривание следующего слайда). Кто из вас знает пословицы?
Ответы детей.
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
«Большой говорун – плохой работник».
«Одна пчела много мёда не наносит».
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
«Сделал дело – гуляй смело».
Учитель-логопед : Следующая улица Солнечного города – улица «Стихотворная». Здесь живут поэты и писатели, которые пишут стихи для детей. Давайте вспомним, какие стихи мы с вами знаем.
Стихотворение «Первый снег» С. Городецкий
Месяц с солнцем стал считаться,
Кому раньше подыматься,
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел ветер погулять.
Напустил он птиц крылатых,
Облак серых и лохматых.
Запушило небосвод.
Днем и ночью снег идет.
А меж облак под оконцем
Плачет горько месяц с солнцем
Раз, два, три, четыре, пять.
Кому тучи разгонять.
Стихотворение «Горные вершины» М. Лермонтов
Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога
Не дрожат листы.
Подожди немного.
Отдохнешь и ты.
Рефлексия
Учитель-логопед : Вот и закончилось наше путешествие по улицам Солнечного города и нам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что Незнайке будет интересно узнать название сказок, пословицы, поговорки, стихи, небылицы. Он узнает, какие сказки нужно прочитать, загадки загадать своим друзьям, рассказать пословицы и поговорки Знайке.
Ребята, давайте напомним Незнайке:
• Что такое загадка?
• Что такое небылица?
• А что такое сказка? (Это выдуманная история, где происходит чудо, волшебство.)
• Чем сказка отличается от рассказа?
• Чему учит пословица? (Быть трудолюбивым, внимательным, добрым, исполнительным, предостерегают от плохих поступков)
• Для чего нужна поговорка? (Поговорку можно сказать тому, кто лениться, обманывает или боится чего то ….)
В заключении учитель-логопед дарит детям эмблемы «Книголюб».