Конспект ООД для детей подготовительной группы «История русской одежды»

Светлана Балабина
Конспект ООД для детей подготовительной группы «История русской одежды»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53»

Конспект ООД «История русской одежды»

(подготовительная группа)

Подготовила:

воспитатель первой категории

Балабина Светлана Александровна

Арзамас, 2018 г.

Цель: Создание условий для расширения представлений у детей подготовительной группы о видах русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.

Задачи:

• Способствовать расширению представлений детей о русском народном костюме;

• Содействовать возникновению познавательного интереса к традиционному русскому костюму.

• Содействовать развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

• Способствовать формированию художественного вкуса каждого ребёнка;

• Содействовать развитию декоративного творчества детей; умения создавать узоры на силуэтах русских костюмов.

Способы взаимодействия: игровая образовательная ситуация «Экскурсия в музей русских костюмов», презентация «История русских костюмов», рассказы детей об элементах русской одежды, рассматривание иллюстраций русских костюмов, динамическая пауза п/и «Ручеёк», пальчиковая гимнастика «Одежда», рефлексия, интерактивная игра – кроссворд «Угадай элемент русского костюма».

Средства взаимодействия: ИКТ – технологии (компьютер, экран, проектор, картинки с изображением русских костюмов, куклы в русской одежде, музыкальное сопровождение, простые и цветные карандаши, гуашь, кисти, салфетки, непроливайки, силуэты русской одежды.

Предварительная работа: беседы о происхождении одежды изо льна, шерсти; рассматривание иллюстраций русских костюмов.

Ход ООД

Ребята, послушайте стихотворение и угадайте, о чём мы будем с вами сегодня говорить.

Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

(ответы детей)

- Правильно, это стихотворение о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда.

- Сегодня мы поговорим об одежде, зачем она нужна, какая она бывает, заглянем в ее историю. Ребята, а скажите, вам нравится одежда, которая на вас одета?

(Ответы)

- А как вы думаете, зачем человеку необходима одежда?

(Ответы)

- Правильно, для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога, насекомых.

А ведь давным-давно, когда на земле жили самые первые люди, вот такой одежды, как у вас, у них не было. Они делали одежду из растений и из шкур животных.

(На экране проецируется фото древних людей и их одежды)

О красоте они не думали, в основном одежду делали для того что бы прикрыть тело и чтобы было тепло.

А для того, чтобы узнать о том, какую одежду носили наши предки, мы совершим экскурсию в «Музей русской одежды». А мы с вами превратимся в экскурсоводов.

Несколько столетий назад одежду стали шить удобную, из тканей. Ее в основном шили дома, шили женщины для всех членов семьи. Одежда была не очень красивая, но прочная и крепкая, ее хватало на несколько поколений. То есть поносит платье мама, затем дочь, потом внучка. Вот какие прочные ткани раньше были. Эти ткани женщины делали тоже сами дома, на специальных установках.

А для того, чтобы узнать, какую одежду носили наши предки, мы совершим экскурсию в музей.

Рассказы детей об одежде

(На экране проецируется рубаха)

Основу любого русского костюма составляла рубаха. Основа мужского костюма. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой. Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.

(На экране проецируются порты)

Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти. Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.

(На экране проецируются онучи и лапти)

Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).

Лапти - обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Основной вид крестьянской обуви.

(На экране проецируется зипун)

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

(На экране проецируется кафтан)

Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Для богатых шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам.

Таким образом, штаны, рубаха, зипун, кафтан – вот весь основной мужской гардероб наших предков.

Сейчас мы с вами перейдём в женский зал.

(На экране проецируется сорочка)

Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

(На экране проецируется сарафан)

Поверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились придвижении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.

(На экране проецируется душегрея)

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. В ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые душегреи, которые шили из дорогих тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полоской.

(На экране проецируется понёва)

Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей.

(На экране проецируется платок и кокошник).

И завершал костюм головной убор.

Платки всегда славились своими яркими и красочными оттенками. Их носили как зимой, так и летом. В холодное время года, помимо своей красоты, он служил и защитой от холода

Кокошник - высокий, расшитый золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы.

В холодную погоду все без исключения надевали рукавицы

(На экране проецируются виды рукавиц)

Названия эти происходят от слова «перст» - палец. Люди побогаче имели рукавицы на дорогом меху. Люди победнее носили кожаные рукавицы, подбитые бараньим мехом, или вязаные варежки из толстой шерсти.

Вот так одевались люди в Древней Руси.

В Древней Руси юноши и девушки любили собираться на поляне и водить вокруг березы хоровод. Вот и мы с вами сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка.

«Ручеёк»

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю рассмотреть орнамент, которым украшали одежду наши предки. Посмотрите какие красивые украшения на всей одежде. В украшениях, вышивке предпочтение чаще отдавалось красному цвету.

Даже в пословице говорится: «Красный цвет мил на весь свет».

А знаете, почему? Что вам напоминает красный цвет?

(Ответы)

- Огонь, солнце были очень важны для людей, поэтому красный цвет был цветом защиты от сил зла, от разных напастей. В старину слово «красный» означало и «красивый», говорили «красна девица», «красно солнышко».

Для того, чтобы пополнить коллекцию экспонатов нашего музея, я предлагаю вам украсить силуэты народных костюмов.

Дети украшают силуэты красками, гуашью и цветными карандашами.

Рефлексия

Молодцы, ребята! Красивые получились у вас наряды.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали на занятии?

(Ответы детей)

Мы узнали о том, как появилась одежда, какая она бывает. Попробуйте разгадать кроссворд, в котором использованы слова по теме "Русская одежда".

На экране проецируется: Кроссворд "Русская одежда".

1. Обувь, сплетённая из лыка или бересты

2. Женский головной убор, расшитый золотыми, серебряными нитями, драгоценными камнями.

3. Женская короткая одежда, чуть ниже талии, с рукавами или без рукавов на лямках.

4. Неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны.

5. Мужская одежда, которую носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом.

6. Женская распашная длинная одежда без рукавов, на лямках.

7. Мужская тёплая длинная одежда, расширявшаяся книзу.

8. Женский головной убор, который носили не только для красоты, но и для тепла.

Молодцы, ребята! Все слова вы угадали верно.

- А где сейчас используют эти костюмы? (Ответы)

- Правильно, в танцах, инсценировках русских народных сказках и т. д.

Костюм – это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов – вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов).

Литература:

1. ООП МБДОУ «Детский сад № 53»

2. Maam.ru

3. Ns.portal.ru

Публикации по теме:

Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы «Ёжик на полянке» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 Приморского района Санкт-Петербурга конспект организованной.

Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы (6–7 лет) «Домашние животные» Цель: Расширение и систематизация знаний и представлений детей о домашних животных. Коррекционно-образовательные задачи: закрепить и уточнить.

Конспект ООД для детей подготовительной логопедической группы «Узоры татарстана» Цели: 1. Образовательные: • продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорам; • учить детей на силуэтах, составлять.

Конспект ООД «Наши родители таланты — настоящие музыканты» для детей подготовительной группы Мероприятие прошло в рамках «Недели заботливых родителей» и познавательно-исследовательского проекта «Звук-волшебник».[/b] Цель: Вовлечение.

Конспект ООД с воспитанниками старшей группы «История пожарной охраны» Цель: создать условия для познавательной активности детей. Задачи: ОО «Познавательное развитие» - расширять знания о профессии пожарный.

Конспект ООД в подготовительной группе «История возникновения родного города Чебоксары» Цель: Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города; его достопримечательностями, воспитывать интерес к истории родного.

Конспект экскурсии в школьный музей «История нашей школы» (для детей подготовительной группы)Конспект экскурсии в школьный музей «История нашей школы» (для детей подготовительной группы) ГБОУ СОШ№6 СПДС «Иволга» Конспект экскурсии в школьный музей «История нашей школы» (для детей подготовительной группы).

Конспект занятия ООД по развитию речи для детей подготовительной группы «Русская печь» МБДОУ д/с № 31 «Малыш» Конспект ООД по развитию речи на тему «Русская печь» (для детей подготовительной группы).

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «История одежды» Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «История одежды» Авторы Кайтан И. М. Шлекис О. А. Продолжительность : октябрь.

Презентация для детей подготовительной группы «История района Строгино» Изумительный вид открывается со Строгинского моста, когда едешь из центра города в район Строгино. За спокойной гладью водного пространства.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект ООД для детей подготовительной группы «История русской одежды»
Опубликовано: 4 апреля 2018 в 08:01
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июня. День чествования ветеранов на МААМ

22 июня 1941 года навсегда останется в памяти российского народа как символ абсолютной трагедии. Этот день стал началом Великой Отечественной войны - 3 часа 15 минут по московскому времени...

21 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Мыльные пузыри – забава незатейливая, но удовольствие от неё – огромное и радужное. Интересно надувать пузыри, ловить их, смотреть, как они лопаются, пытаться поймать так, чтобы пузырь не лопнул, а сел на...

Коррекционное педагогическое занятие на тему «Деление натуральных чисел. Деление с...
Цель: научить несовершеннолетнего делить натуральные числа с остатком и без. Задачи: • дать определение процедуры деления; • рассказать, что такое делимое,...
Конспект занятия «Приключения пластиковой бутылки, или День приключений на...
Открываю перспективный план: День приключений на Познавательной неделе. Что придумать? Чем удивить? В глаза бросилась пустая пластиковая бутылочка на...
Фотоотчет о конкурсе чтецов по произведениям А. С. Пушкина в ДОУ
6 июня в день рождения А. С. Пушкина. В нашем детском саду состоялось мероприятие, посвященное этому событию. Как привлечь внимание детей и взрослых к...