наталья федашёва
Конспект ООД «Если не знаешь имён, пропадает и знание вещей» в рамках дополнительного образования «Риторика»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Цель: формирование представлений у детей о слове как интонационно-смысловой единице речи.
Задачи:
Образовательные :
-закреплять представления детей о словах;
-формировать понимание о многообразии значений слов.
Развивающие:
-развивать слуховое внимание, память, мышление;
-продолжать развивать умение слышать и различать произносимые слова;
-развивать внимание, внимание, память, мышление;
-развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
-воспитывать любознательность, творческую активность;
Публикация «Конспект ООД „Если не знаешь имён, пропадает и знание вещей“ в рамках дополнительного образования „Риторика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Темочки
-воспитание навыка самостоятельной деятельности;
-воспитывать у детей умение работать в коллективе;
-воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Предварительная работа: проведение артикуляционной гимнастики, занятия по программе «Риторика».
Словарная работа: гребешок, гриф, удав.
Методы и приё мы: наглядный (рассматривание иллюстраций, словесный (беседа, рассказ, чтение, объяснение, практический (упражнение, игра)
Оборудование и материалы: иллюстрация петуха, гребешка; иллюстрации к игре «парные картинки», карандаши, лист бумаги.
Ход ООД.
1. Организационный момент: д/у «Повтори за мной»
Воспитатель: Давайте поиграем, я предлагаю вам хлопнуть также и столько раз, сколько и я.
(Повторить ритмический рисунок).
2. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Послушайте, что я сейчас произнесу: М, Н, П, У, С. Вам понятно, что я хотела сказать? (нет)
Воспитатель: А что я произнесла? (это звуки)
Воспитатель: Отдельные звуки ничего не значат, не имеют смысла, но из них можно составить слова. Давайте каждый из вас назовет по одному слову.
(дети называют)
Воспитатель: Каждое слово должно что-то обозначать, имеет своё значение. Прослушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим».
(воспитатель открывает ширму и показывает во время чтения стихотворения соответствующие предметы – ложку, кошку, тряпку, шапку)
Ложка – это ложка, А я придумал слово,
Ложкой суп едят. Смешное слово – плим.
Кошкам – это кошка, Я повторяю снова –
У кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка – это тряпка, Вот прыгает и скачет
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим,
Шапка – это шапка, И ничего не значит
Оделся и пошел. Плим, плим, плим.
Вы поняли, что такое «Плим»? (Нет)
Воспитатель: Потому что это слово ничего не обозначает, а слово всегда должно что-то обозначать. Давайте еще раз назовем эти предметы – каждый предмет отдельным словом (кошка, ложка, тряпка, шапка.)
Но есть такие слова, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат. Но обозначают они разные предметы.
3. Д/и «Найди одинаковые слова»
Петушок-петушок, подари мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу, я кудряшки расчешу.
Петя-Петя-петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Ване спать не даешь!
(воспитатель показывает иллюстрации, дети объясняют значение слов)
4. Д/и «Парные картинки»
Воспитатель: прочитайте слова и подберите к ним подходящие картинки.
(Воспитатель предлагает к словам подобрать соответствующие иллюстрации)
Слова: перо, ножка, гриф, ключ, кисть, кран, коса.
5. Проблемная ситуация «Если слово непонятно»
Воспитатель: иногда, бывает, что мы не понимаем, что хотят нам сказать. Послушайте, какая забавная ситуация случилось у мартышки и её друга удава.
(Воспитатель предлагает послушать отрывок из рассказа и объяснить, от какого слова образованы слова)
«Мартышка спрашивала удава:
— А твоя бабушка какая?
— Она такая… такая… — сказал удав, вглядываясь в даль, — очень хвостливая!
— Хвастается? — удивилась мартышка.
— Нет! — обиделся удав. — Ничего она не хвастается. Просто у неё хвост длинный.
— Как у тебя?
— Длиннее. И от этого она очень хвостливая».
Воспитатель: в чем разница между значениями слов «хвостливый» и «хвастливый»
6. Дидактическая игра «Назови слово по его толкованию»
-надпись на письме, посылке, которая указывает, куда и кому посылают письмо? (адрес)
-место, где продают лекарства (аптека)
-сильная метель, снежная буря (вьюга)
-часть суток от конца дня и до начала ночи (вечер)
-фрукты и ягоды, сваренные в сиропе (варенье)
-помещение для стоянки и ремонта автомобиля (гараж)
-торжественный день в честь или память кого - нибудь или чего - нибудь (праздник)
-ломтик хлеба с маслом, сыром или колбасой? (бутерброд)
7. Д /у «Нарисуй отгадку»
Воспитатель: а теперь, возьмите карандаши и нарисуйте отгадку.
-лиственное дерево с белой корой.
8. Итог.
- О чём мы сегодня беседовали?
- Что понравилось?
Вывод: Каждое слово имеет своё значение.
Список литературы.
1. Ельцова О. И. Развитие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников. (второй год обучения). – СПб. : ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2014г. – 32 с.
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Многозначность существительных» - М., Издательство «Гном и Д», 2003 г.