Надежда Миловидова
Конспект ООД по обучению детей грамоте «Загадки мудрой Совы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
• упражнять детей в умении проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (гласные и согласные);
• совершенствовать фонематический слух: выделять звук в слове, определять его место в слове;
• упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке и в составлении схемы предложения;
• формировать умение делить слова на слоги, определять ударный слог;
• определять мягкость и твёрдость звука;
• воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя;
Публикация «Конспект ООД по обучению детей грамоте „Загадки мудрой Совы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сова, совушка, совенок, совята
- Темочки
• формировать чувство товарищества.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Демонстрационный материал: цветок с 7 лепестками, конверт с письмом, пособие «Звуковые часы», картина «Зимние развлечения», портрет Мудрой Совы, карта для звукового анализа большого размера.
Раздаточный материал: на каждого ребёнка синие и красные кружки, набор цифр, карточки для определения места звука в слове, тетради, простые карандаши, картинки с изображением ёлочного шара для звукового анализа.
Ход ООД: (дети стоят в кругу).
Воспитатель:- дети, скажите, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей).
В. – Замечательно. Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
(дети садятся за столы)
В. - сегодня утром я обнаружила вот такой замечательный цветок- семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать его не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо. Согласны?
Воспитатель вскрывает конверт, достаё т письмо и читает : «Дорогие ребята, пройдёт совсем немного времени, и вы пойдёте в школу. А для того, чтобы в школе хорошо учиться, вы должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями-загадками. Если вы справитесь со всеми заданиями, то вас ожидает сюрприз. Вы его найдёте сами. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то это не беда. У вас ещё есть время до начала учёбы в школе, чтобы позаниматься и многому научиться. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова». Ребята, постараемся выполнить задания Мудрой Совы? А заодно и нашим гостям покажем, что мы уже умеем,и чему ещё стоит поучиться.
(педагог показывает портрет Мудрой Совы)
Итак, отрываем первый лепесток. (дети сами отрывают лепесток).
1 задание. «Отгадай загадку и опиши».
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила. (зима)
-Про какое время года эта загадка? Ребята, а какая она, зима?
Дети:- холодная, морозная, снежная, красивая, пушистая, хрустальная и др.
«Долго времени не думай, предложение придумай». «Составь предложение по картинке».
(дети составляют предложения по сюжетной картинке о зиме).
В. - выберите из составленных вами предложений такое, в котором было бы 3 слова. (дети называют).
Сейчас мы с вами составим схему этого предложения. (Дети в тетрадях, а один ребёнок у доски выполняют задание). Разбор предложения:
-сколько слов в предложении?
-как начертим схематично первое слово (с уголком)
-что поставим в конце предложения (точку)
-какое первое слово? сколько в нём слогов? как изобразим это схематично? какой слог ударный? как отметить ударение на схеме? (ответы детей).(аналогично разбираем все слова)
В. - молодцы, вы справились и с этим заданием Мудрой Совы.
Отрываем второй лепесток.
2задание: «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ слова».
Дед Мороз на Новый год детям ёлку принесёт.
И на ней словно пожар полыхает красный….шар.
Возьмите картинку с отгадкой. (Карточка с изображением ёлочного шара для звукового анализа).
Давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (один ребёнок выполняет задание у мольберта).
У вас на столах кружки красного и синего цвета. Какие звуки будем обозначать кружками красного цвета? (гласные). Почему мы их называем гласные (их можно долго и протяжно петь). Какие звуки обозначаем синим кружком (согласные) Их можно произносить долго и протяжно и пропевать (нет). Чем отличаются буквы от звуков (буквы мы пишем, а звуки произносим).
-Сколько слогов в слове шар? Почему под картинкой шара находится 3 клеточки?
-Посчитаем, сколько звуков в слове шар. (3 (хоровое произнесение слова)
-С какого звука начинается слово шар? (ответы детей)
-Кружком какого цвета мы его обозначим? Почему синего?
-Какой второй звук в слове шар? Каким кружком обозначим его? Почему красным?
-Назовите третий звук в слове шар. Какой кружок поместим в третий квадрат? Почему синий? Сколько гласных в слове шар? Согласных (ответы детей)
Физминутка.
Мы зимой в снежки играем, (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Посмотри в окошко: (Имитация)
Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели, (Вращение руками)
Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна. (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она. (Круговые движения головой)
Отрываем следующий лепесток.
3задание: «Подели слова на слоги и определи их количество».
В. - у вас на столах наборы цифр. На звуковых часах стрелочка укажет на картинку, а вы посчитаете, сколько слогов в названии данной картинки и покажете карточку с нужной цифрой.
(дети выполняют задание).
-Молодцы, очередное задание Совы выполнено.
На очереди следующий лепесток.
4 задание. «Слушай и внимай, предложения считай». Я прочту небольшой рассказ, а вы назовёте, сколько в нём предложений.
(Педагог читает небольшой рассказ о зиме. Дети вычленяют предложения).
Снова молодцы, справились с заданием. Какой отрываем лепесток?
5 задание. «Где спрятался звук?»
В. - звуки могут прятаться в начале слова, в середине и в конце слова. Сегодня мы будем искать звук р. Я называю слово, в котором есть этот звук, а вы ставите фишку на карточку в нужное место- в начало, в середину или в конец. Какого цвета фишку будем использовать? Почему синюю?
Слова: рак, корова, сыр, мороз, рыба, шар.
Отрываем следующий лепесток.
6 задание. «Если мягкий- хлопни, если твёрдый- топни»
В. - звуки бывают мягкими и твёрдыми. Слушайте звуки и решайте, что вам делать- хлопать или топать. (дети выполняют задание).
Слова (на звук л) : лыжи, лейка, лук, калитка, лес, лиса, ладошки, метель, стол.
Остался всего 1 лепесток.
7 задание.
Мудрая Сова предлагает поиграть. Дети встают в круг.
Круг-это наша клумба. Я буду называть цветы, а кто из вас услышит в названии цветка звук «л»- твёрдый или мягкий, приседайте. Слушайте внимательно и запоминайте названия цветов, потому что в конце игры я спрошу, почему вы присели. (воспитатель называет цветы, дети приседают или не приседают. В конце игры педагог спрашивает детей, почему они присели, почему не все присели и т. д.) Цветы: лотос, мак, лилия, колокольчик, ирис, георгин, гладиолус, люпин, ромашка, виола, амариллис
Вот и всё, лепестков на цветке больше не осталось, а это значит, что все задания Мудрой Совы мы выполнили. А что Сова про это писала в письме? Правильно, за все выполненные задания нас ожидает сюрприз. Только вот где он нас ожидает- это ещё одна загадка Мудрой Совы. Попробуем отгадать и её. Сова сделала приписку : «Отгадаете мою последнюю загадку- найдёте сюрприз. Мой сюрприз находится на предмете мебели, который начинается на звук «ш», он лежит в круглой ёмкости, которая начинается на звук «к», цвет этой ёмкости начинается на звук «б», а ещё на ней есть что-то красного цвета». Трудную загадку загадала нам Мудрая Сова. Но мы ведь не сдадимся и найдём сюрприз. Дети находят круглую белую коробку с красным бантом
- Хотите отгадать, что внутри этой коробки? Отгадайте теперь мою загадку. «В пёстром платьишке одета очень вкусная. (конфета)».
Итог занятия.