Лучший педагог года

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства дерева» в старшей группе

Шамсиева Зариет
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства дерева» в старшей группе

Конспект ООД

по познавательно-исследовательской

деятельности «Свойства дерева»

в старшей группе «А»

Цель:

Познакомить детей со свойствами дерева.

Задачи:

• Расширение представлений детей о дереве, его свойствах.

• Развитие умений определять существенные признаки и свойства

материала, его особенности в сравнении с другими материалами.

• Развивать умение делать выводы.

• Воспитывать в детях бережное отношение к предметам, сделанным

Публикация «Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности „Свойства дерева“ в старшей группе» размещена в разделах

из дерева.

Материал и оборудование:

-предметы из стекла, металла, пластмассы, дерева;

- деревянный брусок на каждого ребенка;

-камни на каждого ребенка;

-стаканчик с водой;

- спички на каждого ребенка;

- гвоздь на каждого ребенка;

-деревянная и металлическая ложка на каждого ребёнка;

-игрушки из дерева;

-пиктограммы-свойства дерева;

Предварительная работа:

- Отгадывание загадок, ребусов о деревьях и предметах из дерева;

-Наблюдение за деревьями;

-Чтение рассказов, сказок

Под песню «Ужасно интересно все то, что неизвестно…», музыка В. Шаинскогодети входят в зал

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте дружно поздороваемся (Здравствуйте).

- А теперь давайте поприветствуем друг друга:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

В гости приходит Буратино

-Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Меня пригласили в кругосветное путешествие мои друзья: Артемон, Мальвина, Пьеро и Арлекино. Будет жутко интересно, но и жутко опасно. Со мной может случиться что угодно! Вы маленькие исследователи-испытатели, вы изучаете разные свойства предметов. И я хочу, чтобы вы изучили волшебные свойства дерева, для меня это очень важно.

- Ребята, как вы думаете, почему Буратино так интересуют свойства дерева?

(Буратино сделан из дерева)

- Значит, он какой? (деревянный).

-Хорошо, Буратино, мы тебе не только расскажем, но и покажем. Мы сейчас отправимся в лабораторию и ты все увидишь.

Буратино:

-А что такое лаборатория?

Дети:

-В лаборатории проводят опыты и эксперименты.

Проходим в «лабораторию»

-Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будите научными исследователями.

Все сотрудники должны соблюдать правила поведения в лаборатории, я вам их сейчас зачитаю:

(показ слайда)

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Оденьте, пожалуйста, халаты, шапочки и пройдемте в лабораторию.

-Прежде чем проводить опыты, мы поговорим о деревьях. Посмотрите сюда. У меня на столе лежат разные предметы, вам нужно выбрать и положить в корзину только те предметы, которые сделаны из дерева.

Дидактическая игра «Найди предметы, сделанные из дерева».

Дети называют деревянные предметы.

- Из чего делают деревянные предметы? (из деревьев)

- Хотите узнать, на самом ли деле дерево обладает волшебными свойствами?

Мы не раз с вами наблюдали за деревьями. Что мы можем сказать о них?

(Деревья не все одинаковые. Бывают лиственные и хвойные. У лиственных-листья, у хвойных –иголки, хвоя)

Дидактическая игра «Лиственные и хвойные деревья»

Воспитатель называет деревья, а дети определяют хвойное оно или лиственное.

-Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?

Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют Землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу.

-А кто знает пословицы и поговорки о дереве?

«Не мудрено дерево срубить, а мудрено вырастить»

«Одно дерево срубишь –десять посади»

«Дерево сильно корнями»

«Кто с дерева кору снимает, тот его убивает»

(показ слайда)

Дыхательная гимнастика

-Давайте представим, что мы в смешанном лесу и подышим чистым воздухом. (ветка хвои)

-У каждого дерева есть свой возраст. И его можно определить по спилу дерева. У каждого дерева свой рисунок. Возьмите лупу и рассмотрите кольца. Чем больше колец, тем старше дерево и толще ствол.

(Дети рассматривают спил дерева и «считают» кольца.)

-А теперь давайте пройдем за столы. Возьмите бруски и попробуйте посмотреть через них. Ничего не видно, правда? Значит какой вывод мы можем сделать?

(Дерево непрозрачное.)

-Потрогайте поверхность деревянного бруска и металла. Какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая) А какая у металла? (гладкая)

Буратино:

-Ну я-то не шероховатый, папа Карло сделал меня гладким.

Воспитатель:

-Если обработать дерево специальным инструментом, то оно станет гладким.

Опыт «Тонет – не тонет»

- Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет?

Буратино:

-Да, очень хотелось бы знать. Вдруг мне придется переплывать реку или целое море.

Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет?

Возьмите камень и опустите его в воду.

- Что вы видите? (он утонул)

А теперь возьмите деревянный брусок и опустите его в воду.

Что можно сказать о деревянном бруске? Он тонет или нет?

Вывод: Дерево легкое и в воде поэтому не тонет.

- Да, ребята, дерево в воде не тонет. Где человек использует это свойство?

(Люди строят из дерева лодки, корабли)

Показ слайдов

- Как вы думаете, Буратино утонет в воде или нет?

(Нет)

Буратино:

-Здорово, значит мне не надо бояться воды.

Воспитатель:

-Не совсем. Давайте посмотрим, что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?

Опыт «Влагостойкость»

(воспитатель обращается к Буратино) Достань деревянный брусок из воды.

- Посмотрите, что с ним произошло. Оно потемнело и разбухло.

Почему это произошло?

(Дерево долго лежало в воде и впитало воду.)

Вывод: дерево поглощает влагу и от этого портится.

Поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на улице.

- Как помочь деревянным предметам не испортиться? (Их красят)

(показ слайдов)

-Вот почему скамейки, песочница, сиденье машины на нашем участке окрашены.

Воспитатель:

-Запомни это, Буратино! Очень долго в воде тебе находиться нельзя!

Опыт «Теплопроводность»

-Интересно, Буратино мерзнет зимой? (ответы детей)

Давайте это проверим.

У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите

деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы

почувствовали, где холоднее?

Вывод: Дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него строят теплые деревянные дома.

Буратино:

-Значит, куда бы я ни отправился, на север или на Антарктиду, я не замерзну?

-Да, Буратино!

-А сейчас мы узнаем, может ли Буратино сломать себе руку или ногу в путешествии.

Опыт «Ломается – не ломается»

- Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое? (Дерево на ощупь твердое.)

- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. (Не ломается)

Значит, он какой? (Прочный).

-Попробуйте сломать спичку (деревянную палочки). Что можно сказать? (Спичка хрупкая, значит, дерево можно сломать.)

Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с

ними нужно аккуратно, не ломать.

Воспитатель:

-Будь осторожен, Буратино, береги себя.

Физминутка «Деревья»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

(Дети садятся на стульчики)

-Ребята, перед вами веселые и грустные смайлики. Определите настроение дерева и покажите соответствующий смайлик.

(показ слайдов)

1. Если у дерева сломали ветку? Как будет чувствовать себя дерево хорошо или плохо?

2. Идет дождь. Дереву будет радостно или грустно? (радостно, потому что дереву для жизни нужна вода).

3. Дует сильный ветер-ураган. Какие чувства будет испытывать дерево? (Дереву будет плохо. Могут сломаться ветки и само дерево может погибнуть).

4. Птицы прилетели на дерево. Понравится это дереву, почему? (Да, понравится потому что птицы его друзья, они вьют гнезда на его веточках

5. Если рядом с деревом разводят костер? Понравится это дереву? (Нет, не понравится- огнем может обжечь листочки или загореться все дерево)

-Ребята, оказывается у дерева, как и у человека может меняться настроение, значит деревья живые и их нужно беречь и охранять!

Опыт «Дерево горит, дает тепло и свет.»

Следующий эксперимент мы не сможем провести, так как он очень опасный. Этот эксперимент я покажу по картинке.

(показ слайда)

Если поджечь дерево, то оно начинает гореть. Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Посмотрите на иллюстрации и скажите, может ли огонь быть другом человеку?

(показ слайдов)

Дети: Да, может.

-А как он помогает?

Дети: Огонь нужен, чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор, чтобы было светло.

-Что заметили люди, когда горит дерево, древесина?

Дети: Что становится светло и тепло. Можно разжечь костер в лесу. На костре можно приготовить пищу.

-А как вы думаете, когда огонь становится врагом человеку? Может он быть опасным?

Дети: Да.

-А когда?

(показ слайдов)

-От чего может произойти пожар?

Дети: Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички. Брать спички и разводить огонь могут только взрослые.

-Какие беды приносят пожары?

Дети: могут погибнуть люди, животные в лесу, погибнет лес, насекомые.

Вывод: дерево горит, дает тепло и свет.

Буратино:

-Сколько всего интересного я узнал. Какой я теперь умный!

Воспитатель раздает детям мнемотаблицы с изображением свойств дерева.

-Юные исследователи, какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?Посмотрите таблицы с нашими выводами и расскажите.

(ответы детей)

-Таким образом, дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко использует в быту. Каким образом?

(ответы детей)

(показ слайдов)

-Буратино, ты все запомнил? Теперь смело можешь отправляться в путешествие и ничего не опасаться.

Буратино:

- Я все понял! Я теперь знаю, что на нашей планете очень много растет деревьев. Из дерева человек строит деревянные дома, делает деревянную мебель, предметы быта, игрушки из дерева и книги. Чтобы количество деревьев не уменьшалось на планете, надо сажатьновые и ухаживают за ними.

-Спасибо вам ребята. Я знал, что вы мне поможете. И хочу вам на память подарить книгу «Почемучка»

Буратино прощается с детьми.

-И нам пора возвращаться в группу

Дети снимают халаты, шапочки и выходят из «лаборатории»

- Давайте вспомним, где мы с вами побывали? Что мы там делали? Скажите вам понравилось проводить опыты?

(ответы детей)

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства»Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о ходе НОД в средней группе на тему "Магнит и его свойства" Цель: формирование навыков.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства дерева»Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства дерева» Дети очень любят проводить опыты и эксперименты. Поэтому такая организованная образовательная деятельность вызывает у детей положительные.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ является неотъемлемой частью образовательного процесса. Познавательное развитие предполагает.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства дерева» в старшей группе
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 18:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД