Получи документы

Конспект ООД по познавательному развитию «Звук» в старшей группе

Ильичева Ирина
Конспект ООД по познавательному развитию «Звук» в старшей группе

Программное содержание:

Обучающие задачи: Понять, как распространяются звуковые волны. Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Развивающие задачи: Развивать любознательность, познавать мир через открытие свойств предметов и экспериментирование с ними, обобщать результаты опытов.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к опытам.

Используемый материал: Емкость с водой, камешки, стол с ровной поверхностью, рупор из бумаги, линейка, ширма, пакет, барабан, колокольчик, расческа, металлофон.

Ход.

Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Звук“ в старшей группе» размещена в разделах

(Слайд № 1 «Заголовок»)

Введение в игровую ситуацию.

- Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.

- Ребята, вы любите путешествовать?

- А сейчас хотите отправиться в путешествие? А путешествие наше будет в необычный город - «Город звуков». Но чтобы туда попасть, нам необходимо сказать волшебные слова: «Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы Город звуков откроем

О котором не забудем».

- Ну, что отправляемся? Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова.

(Произносят волшебные слова)

(Слайд № 2 «Город звуков»)

Актуализация знаний и фиксация затруднения.

- Ребята, посмотрите, мы оказались в городе звуков. Какой он красивый, какие очаровательные волшебные домики. Но теперь, чтобы вернуться обратно в детский сад, нам нужно преодолеть много испытаний в городе звуков. Вы готовы?

- Итак наше путешествие начинается.

Открытие нового знания.

Шёпотом:

— Ребята, как тихо сейчас в городе звуков. Послушаем тишину?

(Звучит аудио запись пения птиц)

- Что вы услышали? (Мы услышали пение птиц)

- Но вы не видите птиц, а как вы догадались, что это именно они поют в городе звуков? (Мы их услышали с помощью ушей)

(Слайд № 3 «Девочка»)

- Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться (услышать, что это он. И в этом нам помогает слух.

- Звуков может быть очень много, и они все разные.

- Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку.

- Хорошо, что мы сейчас в городе звуков. Сейчас мы посмотрим, как же распространяется звук. Сейчас мы попробуем преодолеть первое испытание.

Опыт № 1.

- Подойдите к емкости с водой. Я беру в руки камешек и бросаю в воду. Что произошло?

- Что вы наблюдали на воде? (Во все стороны побежали волны).

- Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне, распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху.

- Поэтому, когда говорят о распространении звука, то употребляют слова «звуковая волна». Она плывет по воздуху и попадает к нам в уши.

- Звуки бывают громкими и тихими, высокими и низкими. Это зависит от размеров звуковой волны.

- А сейчас вы что-нибудь слышите? (Нет. Тишина, никаких звуков).

- Итак, напомните, как распространяется звук? (Звук распространяется с помощью звуковой волны).

Опыт № 2.

- Но вот лежит линейка. Зачем она нужна? (Чертить, измерять)

- Правильно, но еще нам линейка нужна, чтобы посмотреть могут ли от линейки идти звуки. Как это сделать? (Подвести к опыту)

- Я положила на край стола линейку, придерживаю с одной стороны на столе и отпуска. Что вы услышали? (Звук, линейка задрожала).

- Это колебания. Звук появляется от дрожащих предметов.

- Еще раз скажите мне, когда появляется звук?

Опыт № 3.

- Приложите руку к горлу, а теперь потяните звук «У». Что вы слышите? (Горлышко дрожит).

- Это дрожат голосовые связки, когда мы говорим. Эти колебания передаются по воздуху, и он тоже дрожит. Еще их называют звуковыми волнами. Они расходятся по воздуху, как круги по воде. А воздух, как мы знаем находится повсюду.

- Скажите еще раз, как передаются звуковые волны? (Звуковые волны передаются только по воздуху)

- Если нет воздуха – мы ничего не услышим.

Опыт № 4.

- А теперь новое испытание в городе звуков. Нужно угадать что звучит за ширмой.

(Шуршание пакета, барабан, колокольчик, погремушка)

- Что вы услышали? (Звук погремушки, стук барабана, звон, шуршание).

- Звуки бывают тихими и громкими. Звук маленький, он колышет мало воздуха и идет меньше звуковых волн.

- Ребята, а вы знаете, как усилить звук? (ответы детей)

(Слайд № 4 «Микрофон»)

- На концерте артисты пользуются микрофоном. В большом зале, где много людей микрофон необходим, потому что артист не сможет громко кричать, его все-равно никто не услышит. А когда исполнитель берет микрофон и включает его и начинает петь, то звук становится очень громким, звуковая волна по воздуху распространяется очень далеко и всем людям в зале слышно то, что поет певец.

Опыт № 5.

- Ребята, а если человек заблудился в лесу, как можно очень громко позвать на помощь? (Нужно сложить ладошки вместе, оставив щелочку и позвать на помощь и приложить ко рту).

(Слайд № 5 «Крик о помощи»)

- Правильно. Когда вы складываете ладошки вместе, прилаживаете ко рту и кричите на помощь вас слышно намного дальше. Попробуйте это сделать сами. Что вы ощущаете?

- Правильно. Ваши руки ощущают движение или колебание воздуха и от этих колебаний возникает звук. Он стал громче (звук усилился).

- Какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды? (Рупор).

(Слайд № 6 «Рупор»)

- Рупор, как и микрофон усиливает звук. Делают его из меди – это такой металл. Если его включить и сказать в него какие-нибудь слова, то звуковая волна разлетится по воздуху очень далеко.

- На какую геометрическую фигуру похож рупор? (На конус)

- На столе у меня лежит рупор и сделан он из чего? (Из бумаги)

На столе лежит рупор из бумаги.

- А сейчас Лера возьмет рупор (из бумаги, отойдет в самый дальний конец группы и прокричит «Ау» сначала без использования рупора, а затем через рупор.

- Где звук получился громче без рупора или с помощью рупора? (Крики о помощи через рупор громче).

- Правильно крики о помощи через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.

- Ребята, посмотрите, мы пришли к лесу. Здесь немного страшно. Давайте возьмемся за руки и пройдем этот лес.

(Слайд № 7 «Лес»)

Физминутка.

Лес ночной был полон звуков (ш-ш-ш, (Идут по кругу)

Кто –то выл (у-у-у, (присесть на корточки, подняв голову)

А кто мяукал (мяу- мяу, (Встать руки сложить)

кто – то хрюкал (хрю- хрю, (покружиться)

кто- то топал (тихо ш шагаем,

кто –то крыльями захлопал (машем руками,

кто-то ухал и кричал (ух-ух, (прыжки)

И глазищами вращал (движение глаз,

Ну, а кто – то тихо-тихо тонким голосом молчал. (тс). Палец к губам.

Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации.

Опыт № 6.

- Ребята, в городе звуков жители очень любят сказки. Особенно вот эту.

(Слайд № 8 «Три медведя»)

- Как называется эта сказка? («Три медведя»)

- Как звали трех медведей? (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка)

- Каким голосом говорил Михайло Иванович? (Грубым, громким)

- Как говорила Настасья Петровна? (не очень грубый, не очень громкий)

- Как говорил Мишутка? (тоненький голосок, не говорил, а пищал).

- Почему у медведей такие разные голоса?

- Как появляются звуки речи, когда мы разговариваем? (дрожат голосовые связки).

- Перед вами музыкальный инструмент металлофон (ксилофон).

- Посмотрите, у металлофона длинные и короткие металлические пластины-клавиши. Послушайте как он звучит.

- Давайте выберем звуки, которые напоминают голос Михайло Ивановича. Прочему? (Самая длинная металлическая пластина-клавиша звучит похоже на голос Михайло Ивановича, потому что он очень большой, поэтому и голос у него громкий и грубый.)

- … Настасьи Петровны. (средняя - на голос Настасьи Петровны, потому что она меньше, чем Михайло Иванович. У нее голос не очень громкий, и не такой громкий по сравнению с Михайло Ивановичем).

- … Мишутки. (самая тоненькая – на голос Мишутки, потому что он самый маленький и голосок у него тоненький.)

- Верно, если предмет, человек или животное больше по размерам или толще, то звук – низкий или средний. А если - меньше, то звук тонкий.

- Правильно. Вы молодцы!

- Жители города звуков очень любят петь. Давайте их послушаем.

(Слайд № 9 «Видео-песня»)

- Ребята, вы справились со всеми испытаниями в городе звуков. Теперь нам можно возвращаться в группу. Но для этого снова закроем глаза и скажем волшебные слова: «Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Город звуков не забудем».

- Мы снова в нашей группе. Теперь вы знаете, как возникает звук, как доходят разные звуки до вашего уха.

(Слайд № 10 «Звуки»)

Рефлексия. Итог.

- Давайте вспомним где мы сегодня были?

- Скажите, ребята, понравилось ли вам в Городе звуков?

- Что мы делали в городе звуков?

- Что вы узнали о звуке?

- Что вам показалось самым интересным?

- Теперь вы знаете, как возникает звук, как доходят до вашего уха. Звуковые волны передаются только по воздуху, если нет воздуха – мы ничего не услышим.

- Спасибо вам за хорошую работу и до нового путешествия!

Прикреплённые файлы:

zvuk_8573h.pptx | 15834,49 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Кукла в чувашском костюме» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Кукла в чувашском костюме» в старшей группе Конспект НОД по познавательному развитию "Кукла в чувашском костюме" в старшей группе Программное содержание: Продолжать воспитывать уважение.

Конспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группе Цель: познакомить детей с разнообразием деревянных предметов в окружающей обстановке. Задачи: 1. Формировать представление о том, что дерево.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как помочь Карлсону?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Как помочь Карлсону?». Цель: создавать предпосылки для проявления у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют звери» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе Программное содержание.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима» Тема: «Зимушка - зима» /итоговое занятие/. Цели: - Закрепить знания.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды»Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды» Тема: «Превращения капельки воды» Программные задачи: Познакомить со свойствами воды испарение и конденсация. Сформировать первичные представления.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Юные микробиологи»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Юные микробиологи» Программное содержание: • сформировать у детей элементарные представления о микробах, об их пользе и вреде; • познакомить детей с профессией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию «Звук» в старшей группе
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 19:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД