Шевченко Марина
Конспект ООД по экологии «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в лес
Цели:
формировать интерес к жизни лесных животных (еж, белка,лиса, дятел, и т. д.) и растений. Уточнить знания об особенностях их обитания, о выкармливании птицами птенцов в начале лета, о появлении в лесу ягод, грибов.
Воспитывать у детей умение правильно вести себя в лесу, бережно относиться к растениям и животным.
Публикация «Конспект ООД по экологии „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Материал: Панно с изображение леса, панно на пол- «болото», фигурки на липучке, игровые моменты- загадки, игры, имитация движений. Шапочки грибы, ягоды, -для детей. Макет мухомора 3-шт.
Ход
Воспитатель: ребята предлагаю вам отправиться в путешествие, в летний лес. Согласны?
Сегодня мы с вами поедем на поезде. Занимайте места, машинист давай гудок- ту –ту. Поехали- «Мы едем, едем, едем в далекие края, веселые соседи, хорошие друзья.»
О, как весело мы с вами ехали, и быстро приехали, остановка «Лесная».
Выходите из поезда, подойдите ко мне. Посмотрите вдаль, что вы видите? – Лес.
Лес летом особенно красив. Подумайте, 2. что мы можем увидеть в лесу,1. что такое лес?- (дети перечисляют- лес это деревья, кусты, травы, цветы, грибы, ягоды,животные, птицы и т. д.)
Да, все что вы назвали – это и есть настоящий, живой лес.
Лес – это большой дом в нем много жильцов, все они живут в лесу и их не сразу возможно увидеть.
Какие вы знаете правила поведения в лесу?
- нельзя шуметь, громко разговаривать, кричать, слушать громкую музыку.
- мусорить
- ломать ветки, срывать напрасно цветы/ редкие цветы занесены в красную книгу-ландыши. /
-разжигать костры
-разорять гнёзда, муравейники
- брать животных домой
- топтать грибы, ягоды т. д.
Молодцы, ну раз правила вы хорошо знаете, помните, что в лесу надо ходить тихо, осторожно, чтобы не напугать и не раздавить лесных жителей, мы смело с вами можем идти в лес.
Внимательно вслушивайтесь, всматривайтесь, чтобы увидеть больше интересного и красивого. (идём к воображаемому лесу).
Вот мы и пришли в лес. Что мы видим? Какие деревья нам встретились, какие ещё названия деревьев знаете?- (Берёза, Дуб, Сосна, Ёлка и др.)
Кого можно встретить в лесу на деревьях. Слушайте загадку-«По веткам скачет, а не птица, рыжая, а не лисица»-(Белка.)
Нам повезло, смотрите кто здесь на дереве?- Белка
Какая она, тихонько рассмотрите и расскажите мне? – (рыжая, пушистая, красивая, большой пушистый хвост.)
Что она умеет делать? – (перепрыгивать с ветки на ветку, с дерева на дерево, ловко карабкается вверх по стволу деревьев, ловкая, подвижная, грызёт орешки.)
Чем питаются Белки? - (грибы ест, ягоды, семена шишек, кедровые орешки и др. любит щёлкать и грысть….)
Смотрите, вот она сидит на ветке, что-то грызёт. Нашла себе грибочки 1-съест, а др. в запас на ветку повесила. Значит,что она делает? – (запасы на зиму,вешает на веточки, прячет в щели деревьев, в домике кладовка.)
Как называется дом Белки? – дупло.
Да ребята, ей в нём уютно и тепло (устилает она его сухими листьями и мхом, летом в дупле появляются у Белки маленькие детки. Как мы их назовём? – правильно Бельчата.
Вот почему нельзя шуметь в лесу, чтобы не напугать малышей.
Мама Белка заботиться о своих детках, ухаживает за ними. Тихо идём дальше.
Кого ещё можно встретить в лесу летом на деревьях?
Слышите –тук-тук-тук? – Дятел.
Да, гуляя по лесу можно часто услышать этот звук. Даже не видя кто этот звук издаёт, вы сразу догадались кто это. Смотрите, вот он. Долбит/стучит клювом по стволу дерева. Что он делает? – достаёт из-под коры дерева жучков, личинок и др. насекомых. А для чего он это делает вы знаете? – добывает себе еду, помогает дереву избавиться от вредителей которые его едят, грызут короеды. Как Дятла за это называют? – лесной доктор. /правильно,молодцы.
Идём тихонечко дальше. Посмотрите какое большое дерево. Кто знает как оно называется. - (Дуб.) Кто помнит Загадку, прибаутку про это дерево.
Ой ребята. ,та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченых серьгах
Чёрный ворон на дубу, он играет во трубу,
Труба точеная, позолоченая,
Труба ладная, песня складная.
Замечательная русская –народная прибаутка, спасибо.
Отгадайте загадку - «Без рук без топора, построена изба?»-(гнездо.)
Кто сидит в гнезде?- (птица и птенчики).
Что это за птицы отгадайте – «Сильная большая птица, Даже кошки не боится, Очень важная персона Чёрно-серая….(Ворона)
Это ребята ворона вместе со своими детками?- (воронятами.) Какая мама ворона (большая, серая, серьезна, заботливая, охраняет своих деток). А воронята какие? (маленькие, беспомощные, чудные, смотрят по сторонам). Мама ворона заботится о своих детях. Как? –(Кормит)чем? - Червячками, жучками и т. д). Согревает своим теплом. Пища у птиц быстро переваривается, поэтому они часто едят. Маленькие птенчики как только прилетают родители сразу открывают свои клювики. Вот и приходится с утра и до вечера птицам трудится и заботится о своих детях.
Тише ребята. Смотрите, здесь на дереве еще одно гнездо. Но что-то мне не очень понятно? Кто это сидит в гнезде?- (Птенчик) Почему вы думаете, что это птенчик (неуклюжий, нет перьев – еще пушок, сам еще ничего не умеет, только рот открывать) А рядом? Его мама, но какая она? Почему она маленькая?
Птенчик большой, а мама маленькая, что здесь происходит?
Я вам подскажу, загадаю загадку про эту птицу – «Неохота этой птице, Со своим птенцом возиться, Норовит другим пичужкам Подложить яйцо? – (Кукушка)
А птенца у кукушки как назовём? – (Кукушонок)
Да, ребята, это кукушонок, и его приемная мама.
Все птицы сами строят гнезда, откладывают в них яйца, высиживают и выкармливают птенчиков. Не делает этого только кукушка. Свое яйцо она откладывает в чужом гнезде. А эта маленькая лесная птичка высиживает, выкармливает кукушонка. Кукушка большая птица и птенец у неё крупный, намного больше своей приемной мамы.
В лесу живут разные птицы. Есть которые «Днём спят, а ночью вылетают и прохожих пугают?»- (Сова.)
Да, это Сова. Днём прячется в листве деревьев, а ночью вылетает на охоту за мелкими животными. Сова хорошо видит в темноте, бес шумно летает. У неё острые когти, крепкий загнутый клюв.
Лесные обитатели живут не только на деревьях, но и на земле. Идите осторожно, смотрите под ноги.
Вам загадка «Под кустами, под ёлками, катится мешок с иголками».,- а вот и он. ?-(ёж)
Что знаете о еже? Какой, что умеет, что ест?
Дети- ёжик колючий, бегает на четырёх лапках, умеет сворачиваться в клубок, этим говорит-«не тронь меня,уколю»
Видит ёж хорошо, главный советчик его – нос. Вынюхивает всё съедобное- насекомых, улиток, мышей. Ест ягоды, грибы.
Ёж приносит пользу, уничтожает вредных грызунов.
Где живёт ёж?-роет неглубокую норку, или делает гнездо из травы. В них летом появляются маленькие детки?—ежата.
Они рождаются голенькими – розовенькими, через несколько часов у них появляются на теле бугорки, и уже из этих бугорков появляются иголки. Ежа мы увидели, идём дальше.
Тише-тише, за кустами что-то рыжее промелькнуло вдали. Кто это может быть. Кто знает загадку, потешку о это животном.
Посмотрите-ка какая-
Всягорит как золотая.
Ходит в шубке дорогой
Хвост, пушистый и большой.
(ставлю лису на панно)
А вот и лисья нора. В норе у лисы маленькие детки?- Лисята.
Она оставляет их только тогда, когда идёт на охоту. Лиса очень заботливая мама. Идёмте дальше, не будем маму беспокоить и волновать.
Ребята, а вот там вдалеке ещё один житель леса. Это Лось.
Посмотрите какой он? (большой, сильный, красивый, большие крупные рога, настоящий великан – хозяин леса.)
Куда он идёт?- к ручью, воде.
Для чего?- жарко, хочет пить.
Вспомните мы с вами говорили о значении воды, нужна всем.
Обращаемся к народу,
Не бросайте мусор в воду
Берега не загрязняйте
Воды вы не обижайте….
В разгар лета в лесу появляются ягоды и грибы.
(обращаю вним. на строение –ножка-шляпка)
Посмотрите сколько грибов. Кто скажет загадку про гриб?
«Стоит Антошка на одной ножке?»- правильно, молодцы.
Смотрите они все стоят на одной ножке, а шляпки у всех разные. Названия каких грибов знаете? – подберёзовик, подосиновик, лисички, белый гриб-Боровик, сыроежки, мухомор, поганка.
Вы много грибов назвали, а все ли их можно есть. Да есть съедобные и не съедобные.
Дидактическая игра «Съедобное или несъедобное»
(находим поляну и собираем грибы для мамы-съедобные, дети называют гриб и кладут в корзину, или
Игра - рус нар игра «У медведя во бору»
Все съедобные грибы собрали, остались поганки и мухоморы, давайте мы их просто так собьём,есть то их всё равно нельзя.
(макет мухоморов – 2-3 шт.)
Дети- для людей этот гриб ядовитый, а для животных он может служить лекарством. Поэтому просто так любые ядовитые грибы топтать нельзя. Природа заботится о всех.
Летом в лесу можно увидеть много ягод, какие лесные ягоды вы знаете? – черника, малина, брусника, земляника., костяника.
Физпауза «мы шли, шли, шли и –какие лесные ягоды нашли? малинку нашли,дальше шли, шли и, так (бруснику, чернику, землянику,костинику, -нашли)
Или дети читают заранее подготовленные стихи о ягодах:
Стихи читают дети.
1. Ягоды лесные эти Любят бурые медведи
Не рябина, не калина, а колючая (малина)
2. Чернику рвите осторожно, окрасит руки как чернила,
Отмыть их сразу не возможно, и не поможет даже мыло.
Но радует черника нас, она полезная для глаз.
3. У брусники вкус особый : толи кислый толи нет.
Сколько ты её не пробуй, не найдёшь на то ответ.
А зелёные листочки,не желтеют и зимой,
Приносили мы из леса эту ягоду с собой.
4. Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки,
Кто любит меня, тот и рад наклониться.
А имя дала мне Родная землица.
Молодцы, Идём дальше.
Что-то стало прохладно и сыро. Мы подошли к лесному болоту. Надо идти осторожно чтобы не провалиться и не намокнуть.
Прислушайтесь (звук аудио Ква-Ква=Ква)
Игра
На болоте две подружки, две зелёные лягушки,
Рано утром умывались, полотенцем вытирались,
Ножками топали, ручками хлопали.
Влево, вправо наклонялись, и обратно поднимались.
Вот здоровья в чём секрет.
Скажем всем – физкульт привет!
Смотрите и вправду лягушки. Расскажите какие они (цвет, что умеют делать, что любя, чем питаются?
Дети- лягушки зелёные, большие выпуклые глаза, умеют прыгать, квакать, плавать, передвигаются по воде, любят сырую погоду, дождик, едят мух-комаров.
Лягушкам хорошо на болоте, а для нас сыро и холодно, ещё и комары нас кусают. Давайте поскорее уйдём от сюда.
Надо возвращаться домой. Мы вышли на окраину леса. В лесу деревья высокие, от них тень и прохлада. А здесь на лугу всё по другому. Ярко светит солнце, растёт много разных цветов и трав.
Кто знает как называются цветы которые растут на лугу, поляне? – луговые, полевые. Назовите (ромашки,васельки, незабудки, гвоздички дикие,клевер)Правильно, молодцы.
Давайте полюбуемся красотой луга, подышим прекрасным луговым воздухом. Посмотрите, кто летает над цветами? Кто же это? – бабочки, пчёлы, мухи, стрекозы, осы- а одним словом как мы можем всех их назвать? – насекомые. - правильно.
Все они не прочь полакомиться цветочным нектаром. Посмотрите какие они все яркие, красивые. Каждый занят своим делом, что делают пчелы? Бабочки? Жуки? –(собирают мёд пчёлы, опыляют цветы и растения.) Как здесь прекрасно, но нас ждет поезд. Идемте скорей, а то поезд уедет. Все заняли свои места, никто не потерялся. Поехали, машинист давай гудок. (Ту-ту, ту-ту).
«Вместе весело шагать по просторам, по просторам» (3 раза)
Вот мы уже и приехали, остановка «Дет/сад».
Мы сегодня с вами совершили путешествие в летний лес. Сколько мы с вами там интересного увидели. (перечисляем)
Вы молодцы, все запомнили, вы же у меня растете.
Вместе:
Мы растем, растем. Растем,
Все о мире узнаем,
Гнезд не разорим у пташек,
Муравейник сохраним,
Ручейка не замутим.