Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Смоленский герб»

Юлия Егорова
Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Смоленский герб»

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «СМОЛЕНСКИЙ ГЕРБ»

Программное содержание:

- познакомить детей с историей происхождения герба, его значением,

- воспитывать интерес к прошлому и настоящему,

- помочь детям понять, что герб – это эмблема, наследственный отличительный знак, выражающий исторические традиции города, государства,

- обогащение и активизация словаря: символика, герб, геральдика.

Материал: иллюстрации с изображением старинных щитов, гербы России, Смоленска, Смоленского района.

Предварительная работа: беседа о государственных символах России. Взаимодействие с семьёй: рисование - «Герб моей семьи»

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята недавно мы с вами посмотрели презентацию «Краеведческий музей», из которой мы узнали, как жили наши предки. Но сегодня, я приглашаю вас «посетить» наш импровизированный музей геральдики. Мы побываем в прошлом и настоящем времени. Узнаем что такое геральдика. Познакомимся с образованием герба – Смоленска (фото и иллюстрации: воинов, рыцарей, щитов, некоторых видов оружия, знаменосца с флагом).

Воспитатель: Что же такое герб? Откуда он появился и для чего он нужен? История герба, так же как и флага, начиналась в те времена, когда наши предки были очень воинственны, и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете?

Дети: Латы, кольчуги, на голове металлический шлем, лицо закрыто металлической маской (забрало).Обращаю внимание на вооружение рыцарей: копьё, меч, щит.

Воспитатель: Что защищало воинов? (доспехи, щит) Флаг помогал воинам определить, где свои войска, а где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя, все воины в доспехах, они очень похожи и трудно определить, где свой, где чужой. Чтобы не ошибиться,рыцари придумывали разные знаки отличия: и разноцветные плащи, и перья на шлемах и т. д. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой и рисунок на нём хорошо виден. Чаще всего рыцарь изображал на щите то животное, на которое хотел быть похож, с кем себя сравнивал. Например, изображение льва говорило о том, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. А если изображена ящерица, то рыцарь – ловок и быстр и т. д. Изображения на щите стали называть – гербом. Цвета гербовимели большое значение: голубой (безоблачное небо) означал красоту и величие; ярко зелёный (весенняя трава) – изобилие; красный (как кровь) – мужество и храбрость. Рыцари очень дорожили своим гербом. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не позорить. Простые люди селились поближе к замку в надежде, что хозяин и его рыцари защитят их в случае нападения врагов. Постепенно вырастал целый город. Над воротами города вывешивался щит–герб. Любой путешественник, гость, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надёжная защита и хозяин этого города, например, мудр как сова, или бесстрашен как волк, или хитёр как лиса и т. д. Знатные люди украшали гербом ворота замков, дверцы карет, печати. Рыцарей уже давно нет, современные солдаты не используют щит, но гербы остались. Чаще всего герб по-прежнему имеет вид щита. На нём изображено то, чем город гордится, славится, дорожит. Давайте посмотрим на этот стенд и рассмотрим гербы. Который из них вам знаком?Дети: России.

Воспитатель: ребята, какое домашнее задание вы выполняли вместе с родителями?

Дети: рисовали герб «семьи».

Воспитатель: Правильно, обратите внимание у каждого свой рисунок (символика). А теперь, я вам расскажу про герб Смоленска. У каждого государства есть свои отличительные знаки – гербы. В каждом знаке заключен особый смысл. Если это город – крепость, то в гербе непременно будет щит или пушка, иногда и то, и другое вместе. Если это город – крепость, отличившийся во время осады неприятеля, то герб будет увит георгиевской лентой, которой награждали только самых храбрых воинов. Если это город, который был несколько раз разрушен и сожжён неприятелем, снова и снова возрождался, отстраивался, то в гербе может быть птица Феникс или Гамаюн. Птица Гамаюн обладала божественной силой и энергией, способной к возрождению. В гербе может быть заключён символический рассказ о том, чем славен город, чем занимаются его жители. Давайте подумаем, каким может быть герб Смоленска, если в гербе должны отразится все особенности города. (Помогаю детям вспомнить, чем прославился Смоленск, какую роль играл он в Российском государстве? (щит Отечества, что помогало защитникам отстаивать город? (крепостная стена, пушки, как защищали свой город жители Смоленска? (храбро, мужественно, как разрушенный Смоленск возрождался каждый раз и превращался в цветущий город? (как птица Гамаюн). Обсудив с детьми рисунки, которыми можно отразить в гербе характерные особенности Смоленска, предлагаю детям собрать герб Смоленска. Почему герб выполнен в форме щита? О каких событиях в истории города напоминает пушка? Что означает изображённая на пушке птица Гамаюн? Ребята мы с вами собрали первый герб Смоленска. А теперь я предлагаю вашему вниманию новый герб Смоленска.Описание: На фоне золотой пятиконечной звезды расположен серебряный щит, в котором на чёрной пушке с золотым лафетом находится птица Гамаюн. Щит увенчан шапкой Мономаха. По сторонам щита расположены два стоящих прямо червленых знамени, соединённые Георгиевской лентой. На знамёнах — вензель императора Александра 1, украшенный императорской короной и цепью ордена Св. Андрея Первозванного. Под щитом – ленты орденов Ленина и Отечественной войны 1-й степени, переплетённые серебряной (белой) лентой с девизом «ВОССЛАВЛЕН КРЕПОСТЬЮ». Почему герб выполнен в виде щита? О каких событиях в истории города напоминает пушка? Что означает изображённая на пушке птица Гамаюн? Почему на щите георгиевская лента? Что такое шапка Мономаха (слушаю предположения детей)Воспитатель: Владимир Мономах один из первых русских князей. Шапка Мономаха – это княжеский головной убор, в гербе Смоленска означал принадлежность города Российскому государству. Вот какой красивый герб у нашего города!И величают его: Щит – город, ключ – город (Его так называют, потому что Смоленск был стражем русских земель. Когда враги наступали на Москву, они не могли пройти, не овладев Смоленском, т. е. наш город защищал Россию.)В конце занятия зачитываю стихотворение: В. И. Герасимова

Герб Смоленска, и это не снится,- В центре пушка – громада, на ней Символ мудрости – райская птица, Мне ль страной не гордится своей.

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста Вид проекта: творческий, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный. Возраст и состав участников: дети и родители подготовительной.

Конспект «Наблюдение за ледоходом» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект «Наблюдение за ледоходом» с детьми старшего дошкольного возраста Цели: —создание условий для формирования представления о каждом сезонном изменении в неживой природе; — закреплять представление о переходе.

Конспект наблюдения за яблоней с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект наблюдения за яблоней с детьми старшего дошкольного возраста «…День, проведенный с ребенком среди рощ и полей… заменяет много недель на учебной скамье». (К. Д. Ушинский) Наблюдение в природе является.

Конспект прогулки «Наблюдение за лягушкой» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект прогулки «Наблюдение за лягушкой» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для развития познавательной активности. Задачи: -расширять и уточнять знания детей о внешнем виде лягушки; -познакомить.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Смоленский герб»
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 16:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Фотозарисовка «Новогодние открытки-привет из прошлого»
Приветствую друзей и гостей страницы! Эту публикацию я планировала уже перенести на будущий Новый год, но по просьбе дорогих мне друзей публикую сейчас....
Оформление группы к Новому году, как средство для развития временных понятий у детей...
Оформление группы к Новому году, как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возраста. Воспитатель : Исаева Светлана Анатольевна....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию младшая группа тема «Моя...
Программное содержания: 1. Систематизировать представления детей о семье 2. Воспитывать привязанность ребенка к своему дому, любовь и заботливое...