Лосева Татьяна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительный песок»
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, посредствам ознакомления с песком, как с природным материалом.
Основная образовательная область: познание.
Задачи:
1. Образовательные:
-Систематизировать знания детей о песке и его свойстве;
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Удивительный песок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
-Дать элементарные представления о свойствах фильтрования песка;
-Продолжать формировать умения осуществлять осознанную деятельность (Как это делать? Что я знаю? Что сделано)
2. Развивающие:
-развивать память, логику, мышление, внимание, речь, мелкую моторику;
-продолжать развивать навыки опытно- экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
-воспитывать чувства ответственности и работы сообща.
Методы и приемы;
-беседа, наблюдение, совместная деятельность с детьми, экспериментально-опытный.
Предварительная работа:
Беседа о свойствах песка, рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение познавательной литературы.
Материал и оборудование:
-песок, цветной мел (измельченный), вода, пробирки, воронки, лупы, сода, лимонная кислота, клей –карандаш, листы белой бумаги, тарелочки для мела, белые халаты, заготовки деталей цветка.
Ход занятия:
В- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я предлагаю всем вам стать исследователями, а для этого нам нужно отправиться в научную лабораторию, где мы будем проводить самые настоящие опыты и эксперименты. А вот что мы будем исследовать, вам нужно отгадать (воспитатель читает загадку)
«Он и желтый и сыпучий
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать,
И в куличики играть.» (песок).
В –Верно, это песок. А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке (показ презентации о песке).
В- Действительно песок- это одно из самых удивительных полезных ископаемых на нашей планете Земля и чтобы лучше узнать о его свойствах, я предлагаю вам пройти в нашу научную лабораторию (дети одевают белые халаты).
В- Предлагаю вспомнить, как нужно вести себя в лаборатории с материалом.
Ответы детей (нельзя громко разговаривать, без просьбы воспитателя руками ни чего не трогать, на песок дуть нельзя, грязные руки в рот брать нельзя).Дети занимают свои места и приступают к работе.
Опыт№1 «Рассматривание сухого и мокрого песка»
Детям предлагаются 2 стакана с песком. В один стакан налить воды.
В- Песок стал каким? (мокрый). Давайте сравним сухой и мокрый песок. Для этого на два лист белой бумаги нужно положить сухой и мокрый песок. Взять в руки лупы и рассмотреть его.
В- Из чего состоит песок? (из песчинок) Какие они по форме? (круглые, треугольные, квадратные- разные).
В- Попробуйте, сыпется сухой песок или нет (дети выполняю манипуляции- сыпется)
В – Рассмотрим мокрый песок. Видно ли в мокром песке отдельные песчинки? (нет).
Вывод: Между песчинками сухого песка находится воздух, поэтому их можно рассмотреть, а между песчинками мокрого песка находится вода, все песчинки слиплись и их формы не видны.
Опыт №2 «Растворение песка»
В- Предлагаю перейти ко второму опыту. Кто из вас знает, может ли песок растворяться в воде? (ответы детей).
В- Хотите проверить? У вас на столах стоят пробирки с водой. Возьмите маленькие ложечки и очень аккуратно всыпьте в пробирку сухой песок. Закройте ее пробкой и очень хорошо потрясите. Что вы видите? (вода стала грязного цвета, не прозрачная).
Вывод: Самые мелкие песчинки растворились в воде, а крупные легли на дно пробирки. Песок растворяется в воде.
В- В любой лаборатории есть перерыв и я предлагаю вам немножко отдохнуть. Проводится физминутка:
«Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели- встали, сели- встал
И на месте побежали.
В- Ребята, посмотрите, какая грязная вода стала в пробирках с песком. Я предлагаю превратить грязную воду в чистую.
Опыт №3 «Фильтрация воды»
Дети с помощью воронок и мокрого песка фильтруют воду из пробирок.
В- Посмотрите, какая стала вода? (чистая). Но все ровно ее пить нельзя. Дети делают вывод.
Вывод: Песок можно использовать как фильтр.
В- А как вы думаете, можно ли сухой песок покрасить? (ответы детей). А давайте попробуем?
Опыт№4 «Окрашивание сухого песка»
Детям предлагается в тертый цветной мел добавить сухой песок.
В- Что произошло с песком (он окрасился).
В- Я предлагаю окрасить песок, который находится у вас на тарелочках разноцветным мелом.
Вывод: Сухой песок можно красить.
В- А хотите, чтобы в нашей лаборатории распустился волшебный цветок «Цветик-семицветик». Для этого нужно взять детали цветка и нанести на него клей- карандаш. Затем посыпать эти детали цветным песком и сложить их. Что получилось? (ответы детей).
Вывод: Песком можно рисовать.
В- Я для вас приготовила сюрприз. Хотите, чтобы в нашей лаборатории было настоящее извержение вулкана.
Опыт№5 «Извержение вулкана»
Воспитатель в мокрый песок кладет чайную соду и поливает ее лимонной кислотой. Происходит химическая реакция. Образуется пена, которая стекает вниз.
Воспитатель с детьми подводит итог занятия.
Занятие закончено.
Воспитатель: Лосева Т. В.