Фиалка Хасаншина
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в Антарктиду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие творческой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с некоторыми свойствами льда;
формировать элементарные причинно-следственные связи: лёд в тепле тает и превращается в воду.
выяснить, что цвет льда зависит от цвета воды, лед не тонет в воде, потому что он легче воды, в горячей воде лед растает быстрее чем в холодной;
Развивающие:
развивать у детей интерес к исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Путешествие в Антарктиду“» размещена в разделах
- Антарктида
- Животные севера. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
развивать умение детей делать выводы в ходе экспериментирования;
развивать умение наблюдать за объектом некоторое время;
совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;
развивать тактильное восприятие детей;
обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Воспитательные:
воспитывать умение работать самостоятельно и в команде детей;
обогатить эмоциональный опыт детей.
Оборудование:
использование технических средств: проектор, ноутбук, доска, презентация;
для каждого ребё нка: кусочки льда, одноразовые тарелочки, стаканчики, салфетки, краски гуашь, палочки или ложки для размещения;
коробка, цветные льдинки, небольшие кусочки льда, большой кусок льда, контейнер с водой, глобус, несколько корабликов (бумажных или пластмассовых, формочки.
Методы и приемы реализации содержания ОД
словесные: художественное слово, беседа с детьми, конструктивный диалог, разъяснение, обсуждение;
практические: решение проблемных ситуаций; проведение экспериментально – исследовательской деятельности;
наглядные: использование мультимедийной презентации «Особенности материка - Антарктида»;
педагогические приё мы: создание ситуации выбора, поощрение, самооценка;
технологии: ИКТ– технологии;
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие;
коммуникативное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие.
Предварительная работа: наблюдения в природе (что происходит с водой, когда на улице мороз; что происходит со снегом, когда температура воздуха повышается); обследование льда на прогулке; скольжение по ледяным дорожкам; изготовление цветных льдинок; экспериментирование с водой, снегом; чтение стихотворений, разгадывание загадок по теме снег, зима.
Ожидаемые результаты:
У детей:
сформировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;
систематизировать знания детей об Антарктиде;
сформировать умения детей наблюдать, делать выводы и умозаключения и на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности;
развить познавательные и психические процессы: память, логическое мышление, внимание, воображение, речь и мелкая моторику;
развить любознательность и интерес к познанию окружающего мира;
сформировать умения действовать самостоятельно, согласовывая свои действия со сверстниками;
расшить словарный запас детей (айсберг, вечная мерзлота);
сформировать нравственные основы поведения: дружелюбное общение и дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Ход
1. Введение в тему. Создание проблемной ситуации
Воспитатель: Ребята, сегодня я утром пришла на работу и нашла в группе вот эту красивую коробку. В коробке было очень странное письмо, вместо марок – три снежинки, а конверт из чистой льдинки. И письмо не на листке, а на беленьком снежке. А в письме было всего одно слово «Помогите!»
В коробке было ещё вот это обращение к вам, ребята.
Слайд №1.«Здравствуйте, ребята, мы пингвины, проживающие в Антарктиде. Мы знаем, что у вас постоянно происходит смена времен года, и каждое время года по своему яркое. А у нас круглый год зима, вечная мерзлата. Вокруг нас всегда белый снег. А нам так хочется цветных красок. Мы просим вас помочь сделать его красивым и цветным, чтоб нам тоже было радостно и ярко».
Воспитатель: Что же будем делать, ребята? Готовы помочь Пингвинам? (Ответы детей). Так куда нам нужно отправиться? (Ответы детей).Правильно, в Антарктиду!
Воспитатель: Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. (Дети ищут на глобусе Антарктиду). Что же означает белый цвет? (Ответы детей)Белый - цвет снега, льда, холода. Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. Но как мы с вами попадём в Антарктиду? (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите (показываю на глобусе, вокруг Антарктиды моря и океаны, как же нам удобнее туда добраться? (подвести к тому, что мы поплывем на корабле). У нас есть вот такие кораблики, и мы с вами готовы плыть. (Вношу контейнер с водой, опускаем на воду несколько корабликов) (Встаем с детьми вокруг контейнера и немного покачиваемся из стороны в сторону, как на волнах). Вот мы приближаемся к Антарктиде. Становится все холоднее и холоднее.
2. Основная часть. Проведение экспериментально-исследовательской деятельности
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет с водой в такой сильный мороз? (Ответы детей) Правильно! Вода замерзнет, и во что она тогда превратиться (Ответы детей) Совершенно верно, когда вода замерзает, она превращается в лед (опускаю в воду маленькие кусочки льда). Посмотрите, в нашем море-океане появились льдинки, это значит, что мы уже близко. Посмотрите, что же происходит со льдом? ( Ответы детей:лёд плавает, не тонет).Лёд не тонет в воде, потому что лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности.
Воспитатель: Слайд № 2. В холодных морях и океанах плавают огромные глыбы льда разной формы и разных размеров. Ребята, вы помните, как эти глыбы называются? ( Ответы детей: айсберги) (Прошу детей повторить это слов). А чем опасны айсберги? (варианты ответа детей)
Слайд № 3. Айсберги очень опасны для кораблей, так как на поверхности воды находится лишь небольшая часть айсберга, а большая его часть скрыта под водой. Они плавают в морям очень много лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части. Если капитан корабля вовремя не заметит айсберг, то корабль на него может наткнуться и затонуть. Ребята, посмотрите, впереди виднеется земля, мы приплыли.
Слайд № 4.
Антарктида, Антарктида, Холодна ты даже с виду,
Ты на глобусе цветном Ледяным лежишь пятном
А на деле Антарктида Холодней, чем даже с виду,
В холодильнике и то
Было б жарче, чем в пальто.
Воспитатель: Слайд № 5. А вот и сами пингвины вышли нас встречать. Они рады, что мы приплыли к ним в гости. Они предлагают нам поиграть с льдинками и узнать секреты льда. Поиграем? (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда проходите за столы и присаживайтесь на стульчики. Подскажите, пожалуйста, какие у вас сейчас руки? ( Ответы детей: тёплые, сухие).
Воспитатель: Возьмите льдинку в руки и немного подержите. Какими теперь стали ваши руки? ( Ответы детей: мокрыми, холодными).
Воспитатель: Мокрые? Как вы думаете почему? ( Ответы детей: от тепла лёд тает и превращается в воду).
Воспитатель: Значит, что такое лёд? ( Ответы детей: это замёрзшая вода). Ребята, а ваши ладошкии не замёрзли? Поиграем и погреем их немножко.
Пальчиковая гимнастика:
Стою и снежинки
В ладошки ловлю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Я зиму, и снег,
И снежинки люблю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Но где же снежинки?
В ладошке вода (разводим руки в стороны, ладонь раскрыта).
Куда же исчезли снежинки?
Куда? (Раскрытые ладошки соединяем).
Растаяли хрупкие
Льдинки-лучи (Потряхиваем кистями рук, как будто стряхиваем капли воды).
Как видно, ладошки
Мои горячи. (Прижимаем сложенные ладошки к груди)
Воспитатель: Отлично! А сейчас положите льдинку на тарелку. Подвигайте тарелкой влево- вправо. Что вы заметили? ( Ответы детей: льдинка скользит по тарелке).
Значит лёд какой? (Скользкий).
А теперь попробуйте нажать на лёд, согнуть, сжать. Поменял лёд свою форму? (Ответы детей).Из тарелки переложите льдинку в стакан. А сейчас изменилась форма льда? (Ответы детей).
Воспитатель: Почему форма льда не изменилась? ( Ответы детей: потому что лёд твёрдый). Мы убедились, что лёд твёрдый и не меняет свою форму.
Слайд № 6 – 7. Но есть такие мастера, которые могут сделать специальными инструментами из большого куска льда любые фигуры.
Воспитатель: Ребята, подскажите, а лёд имеет свой цвет? ( Ответы детей: нет, лёд бесцветный). А мы сможем сделать лёд цветным (Ответы детей).(Подвожу к пониманию того, что можно заморозить цветную воду). Молодцы.! Возьмите любой, один цвет краски, и с помощью кисточки окрасьте воду. Супер, все покрасили воду! А теперь, перелейте воду в формочку. Все формочки залиты. А что же нам сделать, чтобы вода превратилась в лед? ( Ответы детей: заморозить). Где? ( Ответы детей: на улице или в морозильнике). Давайте поставим формочки на поднос и вынесем на улицу. И посмотрим, что получится. (Заранее подготовить разноцветный лед и принести его с улицы).
Воспитатель: Что стало в окрашенной водой? (Ответы детей)
Отдадим наши цветные льдинки пингвинам, пусть они украшают свой дом. А нам пора возвращаться обратно, домой. (Подходим к контейнеру с водой и плывем на корабле.)
Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний
Воспитатель: Ребята, пришло время подвести итог нашей работы, Давайте вспомним цель нашего занятия, в чем она заключалась? (ответы детей)
что нового вы сегодня узнали?
Антарктида - это самый холодный материк;
в Антарктиде вечная мерзлата;
в океане есть айсберги, которые опасны для кораблей;
Воспитатель: какое задание было самым трудным для вас? (ответы детей);
Воспитатель: молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Со всеми заданиями справились.
Ну, ребята, вам понравилось проводить опыты и помогать пингвинам? (да). Посмотрите, пока мы с вами плыли домой, пингвины прислали нам фотографию.
Слайд № 8.
Пингвины говорят вам спасибо!
Ну а наше путешествие подошло к концу.