Лучший педагог года

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в Антарктиду»

Фиалка Хасаншина
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в Антарктиду»

Цель: Развитие творческой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с некоторыми свойствами льда;

формировать элементарные причинно-следственные связи: лёд в тепле тает и превращается в воду.

выяснить, что цвет льда зависит от цвета воды, лед не тонет в воде, потому что он легче воды, в горячей воде лед растает быстрее чем в холодной;

Развивающие:

развивать у детей интерес к исследовательской деятельности;

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Путешествие в Антарктиду“» размещена в разделах

развивать умение детей делать выводы в ходе экспериментирования;

развивать умение наблюдать за объектом некоторое время;

совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;

развивать тактильное восприятие детей;

обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Воспитательные:

воспитывать умение работать самостоятельно и в команде детей;

обогатить эмоциональный опыт детей.

Оборудование:

использование технических средств: проектор, ноутбук, доска, презентация;

для каждого ребё нка: кусочки льда, одноразовые тарелочки, стаканчики, салфетки, краски гуашь, палочки или ложки для размещения;

коробка, цветные льдинки, небольшие кусочки льда, большой кусок льда, контейнер с водой, глобус, несколько корабликов (бумажных или пластмассовых, формочки.

Методы и приемы реализации содержания ОД  

словесные:  художественное слово, беседа с детьми, конструктивный диалог, разъяснение, обсуждение;

практические:  решение проблемных ситуаций; проведение  экспериментально – исследовательской деятельности;

наглядные:  использование мультимедийной презентации «Особенности материка - Антарктида»;

педагогические приё мы:  создание ситуации выбора, поощрение, самооценка;

технологии: ИКТ– технологии;

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие;

коммуникативное развитие;

речевое развитие;

физическое развитие.

Предварительная работа: наблюдения в природе (что происходит с водой, когда на улице мороз; что происходит со снегом, когда температура воздуха повышается); обследование льда на прогулке; скольжение по ледяным дорожкам; изготовление цветных льдинок; экспериментирование с водой, снегом; чтение стихотворений, разгадывание загадок по теме снег, зима.

Ожидаемые результаты:

У детей:

сформировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;

систематизировать знания детей об Антарктиде;

сформировать умения детей наблюдать, делать выводы и умозаключения и  на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности;

развить познавательные и психические процессы: память, логическое мышление, внимание,  воображение, речь и мелкая моторику;

развить любознательность и интерес к познанию окружающего мира;

сформировать умения действовать самостоятельно, согласовывая  свои действия  со сверстниками;

расшить словарный запас детей (айсберг, вечная мерзлота);

сформировать  нравственные основы поведения: дружелюбное общение и дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Ход

1. Введение в тему. Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, сегодня я утром пришла на работу и нашла в группе вот эту красивую коробку. В коробке было очень странное письмо, вместо марок – три снежинки, а конверт из чистой льдинки. И письмо не на листке, а на беленьком снежке. А в письме было всего одно слово «Помогите!»

В коробке было ещё вот это обращение к вам, ребята.

Слайд №1.«Здравствуйте, ребята, мы пингвины, проживающие в Антарктиде. Мы знаем, что у вас постоянно происходит смена времен года, и каждое время года по своему яркое. А у нас круглый год зима, вечная мерзлата. Вокруг нас всегда белый снег. А нам так хочется цветных красок. Мы просим вас помочь сделать его красивым и цветным, чтоб нам тоже было радостно и ярко».

Воспитатель: Что же будем делать, ребята? Готовы помочь Пингвинам? (Ответы детей). Так куда нам нужно отправиться? (Ответы детей).Правильно, в Антарктиду!

Воспитатель: Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. (Дети ищут на глобусе Антарктиду). Что же означает белый цвет? (Ответы детей)Белый - цвет снега, льда, холода. Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. Но как мы с вами попадём в Антарктиду? (Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите (показываю на глобусе, вокруг Антарктиды моря и океаны, как же нам удобнее туда добраться? (подвести к тому, что мы поплывем на корабле). У нас есть вот такие кораблики, и мы с вами готовы плыть. (Вношу контейнер с водой, опускаем на воду несколько корабликов) (Встаем с детьми вокруг контейнера и немного покачиваемся из стороны в сторону, как на волнах). Вот мы приближаемся к Антарктиде. Становится все холоднее и холоднее.

2. Основная часть. Проведение экспериментально-исследовательской деятельности

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет с водой в такой сильный мороз? (Ответы детей) Правильно! Вода замерзнет, и во что она тогда превратиться (Ответы детей) Совершенно верно, когда вода замерзает, она превращается в лед (опускаю в воду маленькие кусочки льда). Посмотрите, в нашем море-океане появились льдинки, это значит, что мы уже близко. Посмотрите, что же происходит со льдом? ( Ответы детей:лёд плавает, не тонет).Лёд не тонет в воде, потому что лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности.

Воспитатель: Слайд № 2. В холодных морях и океанах плавают огромные глыбы льда разной формы и разных размеров. Ребята, вы помните, как эти глыбы называются? ( Ответы детей: айсберги) (Прошу детей повторить это слов). А чем опасны айсберги? (варианты ответа детей)

Слайд № 3. Айсберги очень опасны для кораблей, так как на поверхности воды находится лишь небольшая часть айсберга, а большая его часть скрыта под водой. Они плавают в морям очень много лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части. Если капитан корабля вовремя не заметит айсберг, то корабль на него может наткнуться и затонуть. Ребята, посмотрите, впереди виднеется земля, мы приплыли.

Слайд № 4.

Антарктида, Антарктида, Холодна ты даже с виду,

Ты на глобусе цветном Ледяным лежишь пятном

А на деле Антарктида Холодней, чем даже с виду,

В холодильнике и то

Было б жарче, чем в пальто.

Воспитатель: Слайд № 5. А вот и сами пингвины вышли нас встречать. Они рады, что мы приплыли к ним в гости. Они предлагают нам поиграть с льдинками и узнать секреты льда. Поиграем? (Ответы детей).

Воспитатель: Тогда проходите за столы и присаживайтесь на стульчики. Подскажите, пожалуйста, какие у вас сейчас руки? ( Ответы детей: тёплые, сухие).

Воспитатель: Возьмите льдинку в руки и немного подержите. Какими теперь стали ваши руки? ( Ответы детей: мокрыми, холодными).

Воспитатель: Мокрые? Как вы думаете почему? ( Ответы детей: от тепла лёд тает и превращается в воду).

Воспитатель: Значит, что такое лёд? ( Ответы детей: это замёрзшая вода). Ребята, а ваши ладошкии не замёрзли? Поиграем и погреем их немножко.

Пальчиковая гимнастика:

Стою и снежинки

В ладошки ловлю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

Я зиму, и снег,

И снежинки люблю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

Но где же снежинки?

В ладошке вода (разводим руки в стороны, ладонь раскрыта).

Куда же исчезли снежинки?

Куда? (Раскрытые ладошки соединяем).

Растаяли хрупкие

Льдинки-лучи (Потряхиваем кистями рук, как будто стряхиваем капли воды).

Как видно, ладошки

Мои горячи. (Прижимаем сложенные ладошки к груди)

Воспитатель: Отлично! А сейчас положите льдинку на тарелку. Подвигайте тарелкой влево- вправо. Что вы заметили? ( Ответы детей: льдинка скользит по тарелке).

Значит лёд какой? (Скользкий).

А теперь попробуйте нажать на лёд, согнуть, сжать. Поменял лёд свою форму? (Ответы детей).Из тарелки переложите льдинку в стакан. А сейчас изменилась форма льда? (Ответы детей).

Воспитатель: Почему форма льда не изменилась? ( Ответы детей: потому что лёд твёрдый). Мы убедились, что лёд твёрдый и не меняет свою форму.

Слайд № 6 – 7. Но есть такие мастера, которые могут сделать специальными инструментами из большого куска льда любые фигуры.

Воспитатель: Ребята, подскажите, а лёд имеет свой цвет? ( Ответы детей: нет, лёд бесцветный). А мы сможем сделать лёд цветным (Ответы детей).(Подвожу к пониманию того, что можно заморозить цветную воду). Молодцы.! Возьмите любой, один цвет краски, и с помощью кисточки окрасьте воду. Супер, все покрасили воду! А теперь, перелейте воду в формочку. Все формочки залиты. А что же нам сделать, чтобы вода превратилась в лед? ( Ответы детей: заморозить). Где? ( Ответы детей: на улице или в морозильнике). Давайте поставим формочки на поднос и вынесем на улицу. И посмотрим, что получится. (Заранее подготовить разноцветный лед и принести его с улицы).

Воспитатель: Что стало в окрашенной водой? (Ответы детей)

Отдадим наши цветные льдинки пингвинам, пусть они украшают свой дом. А нам пора возвращаться обратно, домой. (Подходим к контейнеру с водой и плывем на корабле.)

Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний

Воспитатель: Ребята, пришло время  подвести итог нашей работы, Давайте вспомним  цель нашего занятия, в чем она заключалась? (ответы детей)

что нового вы сегодня узнали?

Антарктида -  это самый холодный материк;

в Антарктиде вечная мерзлата;

в океане   есть айсберги, которые опасны для кораблей;

Воспитатель: какое задание было самым трудным для вас? (ответы детей);

Воспитатель: молодцы,  мне очень  понравилось, как вы сегодня занимались.  Со всеми  заданиями справились.   

Ну, ребята, вам понравилось проводить опыты и помогать пингвинам? (да). Посмотрите, пока мы с вами плыли домой, пингвины прислали нам фотографию.

Слайд № 8.

Пингвины говорят вам спасибо!

Ну а наше путешествие подошло к концу.

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фотоотчёт по опытно-экспериментальной деятельности «Пикировка рассады Петуньи» в старшей группеФотоотчёт по опытно-экспериментальной деятельности «Пикировка рассады Петуньи» в старшей группе Фотоотчёт по опытно – экспериментальной деятельности «Пикировка рассады Петуньи» в старшей группе. Цель: Научить детей рассаживать саженцы.

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Тема: "Удивительные камни" Цель: Систематизирование и закрепление знаний у детей о разнообразном мире камней и их свойствах. Задачи: Обучающие:.

Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в Антарктиду»
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 13:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД