Папки-передвижки

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»

Путря Ольга Сергеевна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему :

«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»

Цель: Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.

Задачи:

-Формировать представление о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.

-Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Как происходит извержение вулкана“» размещена в разделах

-Познакомить детей с профессией вулканолога.

-Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

-Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

-Учить работать по схемам.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».

Демонстрационные материал: макет вулкана, иллюстрации вулканов различных видов.

Оборудование: смесь для извержения (сода, лимонная кислота, красная краска, столовый уксус, емкости для смешивания, схемы.

Предварительная работа: чтение энциклопедии о вулканах; рассматривание иллюстраций с различными видами вулканов, просмотр короткометражного фильма «Вулканы и гейзеры». Изготовление макета вулкана

Конспект занятия «Вулкан»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);

4. упражнять детей в чтении схем-моделей.

Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Интеграция образовательных областей:

1. Познание

2. Коммуникация

4. Безопасность

Технологии, используемые педагогом в мероприятии

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

• педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

• опора на субъектный опыт ребенка.

2. Игровые технологии:

• игровые задания и упражнения.

3. Технологии поисковой деятельности :

• создание проблемной ситуации;

• детское экспериментирование.

4. Здоровьесберегающие технологии:

• физикультминутка;

• пальчиковая гимнастика

5. Мультимедийные технологии:

• показ презентации.

6. Технологии критического мышления

отгадывание кроссворда

Активизация словаря: лава, пемза, магма.

Методы и приемы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование: глобус, плакат «Строение вулкана», макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи», тропинка с препятствиями, видео «Природа вулканов», вода, уксус, моющее средство для посуды, гуашь красного цвета, 4 чайные ложки, столовая ложка, графин, 5 стаканов.

Предварительная работа.

Изготовление макета горы вулканического происхождения :

Ход занятия:

Входим в группу.

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня у меня отличное настроение, я хочу, чтобы оно и вам передалось. Я предлагаю вам встать в круг.

– Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнё мся и скажем: “Привет!”

Солнцу: “Привет!”

Гостям всем: “Привет!”

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками. Пусть сегодня вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

1. Основная часть

2. Кто скажет, как называется поселок, в котором мы живем? (Каменный Ключ)

3. А какой район? (Прокопьевский)

4. В какой стране мы живем? (Россия)

5. А вы знаете, что Россия, самая большая страна в мире. Мы с вами живем на удивительной планете, которая называется. Земля. А мы можем увидеть всю землю целиком? (Нет)

-Почему? (Она очень большая).

Чтобы увидеть всю землю целиком люди создали макет планеты Земля. И я принесла вам сегодня такой макет. Кто знает, как он называется? (Глобус).

Наш глобус раскрашен разными цветами. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?

Дети: моря, океаны, реки.

Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.

Дети: Суша, пустыни, горы.

Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?

Дети: Это высокие холмы.

Воспитатель: А из чего состоят горы?

Дети: из камней.

Воспитатель: Ребята, теперь я предлагаю вам пройти за стол. Перед вами лежат разные образцы камней. Ребята, перед вами лежат образцы камней. Посмотрите, какой они формы?

Дети: Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем (для чего)людям нужны камни?

Дети: Камни нужны, для строительства домов. Камни используют для

оформления клумб, альпийских горок, дорожек.

(Может, вызвать одного ребенка, который будет проделывать опыт с водой, а дети после сделают вывод)

Воспитатель: Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что

произошло? Деревянный брусок утонул? (Нет) Почему?

Дети: Деревянный брусок легкий.

Воспитатель: А камень?

Дети: Камень утонул, потому что он тяжелый.

Вывод: камень тяжелый, поэтому он тонет в воде.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем заниматься исследовательской деятельностью по изучению природных явлений. О чем пойдет сегодня речь, вы узнаете, если отгадаете загадку?

«Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан)

Правильно,мы с вами поговорим про вулканы.

Как вы думаете, что такое вулкан?

Дети: Вулкан – это гора, с отверстием на вершине.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на плакат с изображением вулкана. Какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, вулкан конусообразной формы.

Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похожа эта огнедышащая гора?

Дети: На конус, на треугольник.

А что извергает вулкан?

Дети: Из вулкана выливается раскаленная лава, камни, пепел…

Воспитатель: Обратите внимание на верхнюю часть вулкана. Как называется вершина горы, из которой извергается вулкан?

Дети: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

Воспитатель: А на что он похож?

Дети: Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.

Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?

Дети: это магма.

Воспитатель: А как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана?

Дети: Лава.

Воспитатель: А почему внутри магма, а когда выходит наружу-лава?

Дети: Потому что магма, это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни-лава.

Воспитатель: Как вы думаете опасно, людям жить рядом с такой горой?

(Да, людям страшно жить рядом с горой, может произойти извержение вулкана)

Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия случилась (произошла) в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея, никому спастись не удалось в этом городе. Через много лет археологам, а кто такие археологи? Археологам удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи».

Воспитатель: Ребята, подскажите, как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Дети: Их называют вулканологами.

Воспитатель: В настоящее время ученым-вулканологам удаётся предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись.

-Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? (Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ, поэтому почва вокруг них очень плодородная).

- А еще, из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома.

Педагог: Ребята, вы, наверное, устали, предлагаю отдохнуть.

8. Физкультминутка «Вулкан».

Вулканы начали «вулканить» (присесть, постепенно подъём

Из жерла лаву извергать. на носочки, руки поднять вверх,

По склонам лава потекла потянуться, сделать

И землю сильно обожгла. несколько встряхиваний

Спустя века закашлял злой расслабленными кистями рук,

Вулкан и пеплом и золой. опустить руки вниз).

Вулкан гремит, вулкан пыхтит! (руки на пояс, поднимаем их вверх

Как грозен он сейчас на вид! с одновременным сжиманием и раз-

жиманием пальцев рук в кулак – 2 раза).

Но вот он начал уставать - (медленное опускание рук с одновремен-

Огонь в нём начал угасать. ным приседанием вниз).

Последний раз огнём дохнул (сидя в приседе, долгий сильный выдох.

дышат как драконы – извергают огонь).

И на десятки лет заснул. (складывают руки под щёку и «засыпают,

спят»).

Воспитатель: А сейчас вспомним, какие бывают вулканы.

Дети: действующие, уснувшие и потухшие.

Воспитатель: перед вами лежат разрезные картинки вулканов, вам нужно их собрать и назвать вид вулкана.

1. действующие - это которые извергают лаву.

2. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

3. Потухшие - не извергающие лаву.

Воспитатель: Интересно! Хотите попасть в лабораторию и проделать опыт : извержение вулкана? Для этого возьмите каждый по браслету и наденьте на правую руку. Добраться до лаборатории нам помогут волшебные стрелки. Какого цвета у вас браслет, на стрелку такого же цвета встаем и идем.

Вот мы с вами и попали в лабораторию. Смотрите, в нашей лаборатории есть халат, это халат для профессора, он как раз моего размера. Можно я буду профессором, а вы будете моими помощниками, для вас в нашей лаборатории есть фартучки! Давайте все это наденем. Мы с вами в настоящей лаборатории и поэтому должны соблюдать технику безопасности. Итак, главное правило какое? (В лаборатории нельзя трогать вещества и пробовать на вкус).

-Почему? (Потому что мы не знаем, что это такое).

Итак, на наших столах макеты спящих вулканов. Давайте попробуем их разбудить. В этом нам поможет схема, которую я для вас приготовила. Кто мне поможет ее прочитать?

1. Из синего стакана насыпаем 5 ложек вещества (это сода).

2. Из желтого стакана насыпаем 2 ложки вещества (это лимонная кислота).

3. Из зеленого стакана добавляем 10 капель красной краски.

4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? Дети: Опасно! Самому пользоваться нельзя.

Воспитатель: Ребята - это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у нас будет все готово.

Итак, из синего стакана набирает вещество ребенок, у которого синий браслет.

Затем из красного стакана набирает вещество ребенок, у которого на руке красный браслет. И последним из зеленого стакана набирает вещество ребенок, у которого на руке зеленый браслет.

Воспитатель: Внимание, приступаем к работе.

-Ребята, кажется наш вулкан «оживает» и из него выходит, пузырясь, лава. (Дети наблюдают извержение вулкана)

Воспитатель: Ребята, мы с вами провели опыт, который назвали как? («Извержение вулкана»).

Вывод: Когда сода и лимонная кислота смешивается с уксусом, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.

Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.

Воспитатель:

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Тема: "Удивительные камни" Цель: Систематизирование и закрепление знаний у детей о разнообразном мире камней и их свойствах. Задачи: Обучающие:.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана» Автор: Василькова Татьяна Леонидовна,воспитательетей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область, Ферзиковский.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Нескучные опыты «Как происходит извержение вулкана»Нескучные опыты «Как происходит извержение вулкана» Летом в детском саду нескучно! У нас прошла целая неделя науки. Каждый день дети были экспериментаторами. Но самый большой восторг вызвало.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Извержение вулкана»Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: познакомить детей с природным явлением - вулканом. Задачи: - познакомить детей с понятием "вулкан", дать представление о происхождении.

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Как происходит извержение вулканов?»Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Как происходит извержение вулканов?» Цель: познакомить детей с природными явлением-вулканом, причиной его извержения. Ход занятия Воспитатель начинает занятие с загадки про.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 18:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД