Получи документы

Конспект открытого музыкального занятия «Сказка-балет «Щелкунчик»

Лихачёва Татьяна
Конспект открытого музыкального занятия «Сказка-балет «Щелкунчик»

Конспект открытого музыкального занятия

«Сказка – балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Организационная информация

1. Доминирующая образовательная область Музыкально - образовательная

2. Вид деятельности детей - Слушание – Восприятие

- Исполнительство

- Музыкальное творчество

Методическая информация

Публикация «Конспект открытого музыкального занятия „Сказка-балет „Щелкунчик“» размещена в разделах

1. Тема образовательной деятельности

Сказка – балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

2. Методы и приемы реализации содержания занятия

Методы, направленные на развитие умения слушать музыку.

Размышление о музыке;

Сопереживание;

Сравнение;

Музыкальное обобщение;

Уподобление;

Игровые методы и приёмы;

Методы организации вокальной работы.

Распевание;

Показ песни;

Сочетание пения с игрой на ДМИ.

Методы стимулирования музыкальной деятельности.

Метод эмоционального воздействия;

Метод создания эффекта удивления;

Метод создания ситуации успеха;

Словесные методы;

Наглядно-слуховые методы.

3. Интеграция образовательных областей

«Художественно-эстетическое развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Социально-коммуникативное развитие»

4. Возрастная группа 5-6 лет

5. Цель: Закрепить знание музыки балета «Щелкунчик»

6. Задачи:

6.1 Образовательные:

- Знакомить детей с музыкой балета и сюжетом сказки;

- Учить чувствовать характер музыки;

- Обогатить кругозор детей в области музыкального искусства;

- Содействовать формированию словарного запаса детей;

- Продолжить формирование умения детей высказываться о музыке.

6.2 Развивающие:

- Создавать условия для развития ассоциативного мышления, музыкальной памяти, слухового и творческого воображения, внимания, певческого и речевого дыхания, чувства метроритмической пульсации, ладового чувства, звуковысотного и интонационного слуха;

-Способствовать развитию музыкально-исполнительской деятельности дошкольников;

-Содействовать развитию творческих способностей во всех видах музыкальной деятельности;

- Развивать эмоции дошкольников, создавая ситуации удивления, радости, занимательность;

- Вызывать отзывчивость на музыку различного характера;

- Использовать яркие примеры иллюстрации;

- Развивать у детей познавательный интерес и прививать любовь к музыке.

6.3 Воспитательные:

- Воспитывать слушательскую культуру дошкольников;

-Содействовать формированию субъективно-ценностного отношения к искусству;

-Содействовать воспитанию средствами музыки нравственно-эстетических чувств дошкольников.

7. Планируемые результаты:

- Развиты сосредоточенность и продолжительность восприятия музыки;

- Развиты навыки эмоционально – оценочного суждения о музыке;

- Дети принимают активное участие в познавательном процессе;

-Сформированы навыки двигательной импровизации и выразительность исполнения;

- Сформирована потребность в общении с музыкой.

8. Организация среды для проведения образовательной деятельности -Ноутбук, DVD-5; музыкальный центр, диапроектор.

-Портрет композитора П. И. Чайковского;

-Ленты, цветы;

-ДМИ: Барабаны, дудочки, деревянные палочки; колокольчики.

- Панно – афиша к балету «Щелкунчик».

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

- Самостоятельная музыкальная деятельность детей в групповых музыкальных уголках.

- Игра на ДМИ;

-Знакомство с музыкально-дидактическими играми, иллюстрациями;

-Наполнение режимных моментов звучанием известных детям классических произведений музыки П. И. Чайковского.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I. Вводная часть

1.1Введение в тему

Муз. рук-ль: Ребята, вы, конечно, любите сказки. Вам их читают и дома, и в детском саду. Любят сказки и композиторы. Они сочиняют музыку на различные сказочные сюжеты. И тогда получаются балеты – сказки. Что такое «балет»?

Дети: Это спектакль, где все герои танцуют.

Муз. рук-ль: Правильно. В балете все чувства, события, действия выражаются движением, танцем. Актёры не говорят, а танцуют. Сегодня мы будем слушать музыку из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

1.2 Мотивация деятельности детей Итак, новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки, рассматривают игрушки на ней, подарки. Вы хотите узнать, что произойдёт дальше?

1.3 Целеполагание Звучит «Марш».

Муз. рук-ль: Ребята, какое произведение прозвучало? Какой этот марш по характеру?

Дети: Весёлый, шуточный, сказочный.

Муз. рук-ль: Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие-то необыкновенные приключения.

II. Основная часть

2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Муз. рук-ль: Ребята, а как вы думаете, для кого написан этот марш; для взрослых или для детей?

Дети: Для детей.

Муз. рук-ль: Он напоминает игрушечный марш – отрывистый, лёгкий, весёлый. Чтобы этот марш стал ещё более детским, П. И. Чайковский вводит в оркестр детские музыкальные инструменты – трубы и барабан. Давайте и мы с вами поучаствуем в его исполнении.

«Марш», ритмическая импровизация на ДМИ (дудочки, барабан)

Муз. рук-ль: Ребята, вы хотите, чтобы настоящая сказка пришла к нам сегодня на занятие? Давайте позовём её. Исполним нашу песенку.

Песня «Добрая сказка»

Муз. рук-ль: Среди новогодних подарков, которые получили Мари и Франц, оказался Щелкунчик (обратить внимание на иллюстрацию) – это забавный человечек, который щёлкает орешки своими игрушечными зубками. Он был одет в военный мундир, и очень понравился Мари. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил расколоть самый большой орех и Щелкунчик сломался.

Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о нём. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку, спела ему колыбельную песенку. А когда праздник окончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешая его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда и спасти его сможет только любовь девушки и победа над мышиной королевой.

Вдруг послышалось шуршание и из всех щелей стали вылезать мыши во главе с Мышиной королевой. Их было целое полчище. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки. Но вот Мышильда подобралась к Щелкунчику и уже хотела было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиную королеву. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя». И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку и они отправились в его королевство. По дороге они попали в зимний заснеженный лес. Давайте послушаем музыку и представим, что случилось с ними в этом лесу.

«Вальс снежных хлопьев»

Муз. рук-ль: Дети, как звучит эта музыка?

Дети: Легко, но тревожно.

Муз. рук-ль: Так что же произошло с нашими героями?

( Ответы детей)

Муз. рук-ль: В музыке передана картина сказочного зимнего леса; поднялась метель и снежинки не хотят пропускать Мари, а всячески преграждают ей путь.

Наши девочки подготовили танцевальную импровизацию этого фрагмента балета.

Хореогр. импровизация «Вальс снежных хлопьев»

Муз. рук-ль: Но Мари и Принц вместе преодолели все трудности и преграды и пришли в чудесную, волшебную страну. Это было необычное Королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей и лимонадную реку. Встретила наших героев Фея Драже.

Звучит «Танец Феи Драже»

Муз. рук-ль: Какая это музыка?

Дети: Волшебная, нежная.

Муз. рук-ль: Она вся переливается, звенит; таково необычное звучание музыкального инструмента. Как он называется?

Дети: Челеста.

Муз. рук-ль: Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него очень нежный и звенящий звук.

- Наши дети тоже участвуют в исполнении этого танца.

Творческое музицирование «Танец Феи Драже»

Муз. рук-ль: Итак, в честь Принца и Мари был устроен бал. Первым зазвучал Вальс Цветов.

«Вальс Цветов»

Муз. рук-ль: Какая прозвучала музыка? Какой у неё характер?

Дети: Праздничный и нежный.

Муз. рук-ль: Какой инструмент очень ярко играет во вступлении?

Дети: Арфа.

Муз. рук-ль: Да, во вступлении к Вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полётно и призывно, то ласково и плавно. Она полна радости и красоты.

Наши девочки подготовили этот танец.

«Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Муз. рук-ль: Завершает балет танец Мари и Принца. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовала. Музыка этого танца счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная.

Сейчас мы увидим фрагмент балета именно этого танца.

Видео. Адажио из балета «Щелкунчик» Танец Мари и Принца

.

III.

3.1 Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний

Муз. рук-ль: Ну вот, ребята, мы с вами ещё раз побывали в этой прекрасной стране: Балет.

Скажите, какая музыка вам понравилась, запомнилась больше всего?

А есть какие-то фрагменты, которые вам были непонятны?

Муз. рук-ль: Ребята, давайте подойдём к нашей афише и посмотрим фотографии этого балета. (Комментирование фотографий)

Муз. рук-ль: Каждый год, 31 декабря, в канун Нового года, на сцене Большого театра в Москве идёт балет «Щелкунчик».

Мы все с вами в Новый год получаем подарки. А вот получает ли их Щелкунчик? Я не знаю. И я предложила вам приготовить свои подарки для Щелкунчика (Это подарки на бумаге – нарисовать или сделать в аппликации)

Многие дети откликнулись. И сейчас мы с вами возьмём свои подарки и попробуем составить панно.

Составление панно.

Публикации по теме:

«Есть у солнышка друзья…» Конспект открытого музыкального занятия в младшей группе«Есть у солнышка друзья…» Конспект открытого музыкального занятия в младшей группе Конспект открытого Музыкального занятия в младшей группе «Капитошки»Тема: «Есть у солнышка друзья…» Цель:- создание условий для развития.

Конспект и видео музыкального занятия для старшей группы ДОУ «Сказка «Щелкунчик» и балет П. И. Чайковского»Конспект и видео музыкального занятия для старшей группы ДОУ «Сказка «Щелкунчик» и балет П. И. Чайковского» Ход мероприятия:Музыкальный руководитель:Доброе утро,ребята! На новогоднем утреннике мы с вами исполняли шумовой оркестр на барабанах и.

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес» (Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Конспект открытого музыкального занятия и использованием игр ИКТ «В королевстве музыкальных инструментов»Конспект открытого музыкального занятия и использованием игр ИКТ «В королевстве музыкальных инструментов» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: 1. Развивать.

Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» для детей подготовительной группы. Музыкальный руководитель.

Конспект открытого музыкального занятия «Три кита в музыке» в старше-подготовительной группе Цель: обобщить и привести в систему знания детей о музыкальных жанрах. Задачи: Обучающие: - учить высказываться о музыке. - учить различать.

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «В. А Моцарт-композитор гений» Музыкальный руководитель: Здравствуйте! (поём попевку- приветствие) Ребята, как называют людей,которые сочиняют сказки или рассказы? (Писатели).

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в весенний лес»Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в весенний лес» Предварительная работа: разучивание стихов, танца, песен, слушание музыкальных произведений и знакомство с композиторами в течение года,.

Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке»Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке» Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке» Программное содержание. Использовать разные виды деятельности.

Конспект открытого тематического музыкального занятия «Жаворонки» в средней группеКонспект открытого тематического музыкального занятия «Жаворонки» в средней группе Конспект открытого тематического музыкального занятия в средней группе Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры Задачи: Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого музыкального занятия «Сказка-балет «Щелкунчик»
Опубликовано: 26 марта 2021 в 20:05
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД