Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Эксперименты и опыты с водой»

Елена Тимошенко
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Эксперименты и опыты с водой»

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Эксперименты и опыты с водой»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

• Закрепить знания детей о свойствах воды.

• Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода- источник жизни;

• Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.

• Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.

• Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.

Ожидаемый результат: сформированные знания о разных состояниях воды, бережное отношение к воде.

Оборудование: на каждого ребёнка по 4 стакана и по2 тарелочке; вода, сахарный и речной песок; таз, ложечки, лёд; листы бумаги, разноцветная гуашь; магнитная доска, символические изображения каждого опыта.

Предварительная работа: беседа о воде, показ презентации.

Ход занятия:

Воспитатель: доброе утро! Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем друг другу хорошего настроения!

Дети здороваются с гостями, говорят пожелания друг другу.

Воспитатель: мое желание вам слушать внимательно, не отвлекаться. Сегодня наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать». Войти в лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте фартуки и головные уборы.

Дети и воспитатель одевают специальную одежду.

Воспитатель: а вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель: верно, послушайте мою загадку:

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!

Вы узнали, что это?

Дети: вода

Воспитатель: а что вы знаете о воде? Где вы встречаете воду? В каком виде встречается вода в природе?

Дети: когда мы моем руки, когда мы видим на улице лужи, когда мы купаемся в бассейне, когда мы купаемся в море, вода в природе встречается в виде облаков, в виде снега, в виде града, в виде тумана, в виде сосулек.

Воспитатель: кому и для чего нужна вода?

Дети: чтобы пить, чтобы мыть руки, огород поливать, вода нужна животным, растениям, человеку.

Воспитатель: да, вода нужна всему живому на Земле. Без воды наша планета была бы безжизненной.

Воспитатель: представьте, что на Земле исчезнет вода, что тогда произойдет?

Ответы детей

Воспитатель: надо ли нам беречь воду, как мы должны её беречь?

Ответы детей

Воспитатель: к нам в гости пришла малышка капелька и она про себя ничего не знает. Ребята, давайте поможем капельке и расскажем все что мы знаем про воду.

Показ нарисованной капельки и прикрепление ее на магнитную доску.

Воспитатель: мы все любим воду и сегодня будем заниматься исследованием воды. Узнать, показать и рассказать Капельке кто она.

Чтобы начать работу с водой давайте вспомним правила работы в лаборатории. Кто помнит наши правила?

Ответы детей

Правила поведения в лаборатории.

• слушать внимательно;

• громко не разговаривать,

• ничего не пробовать без разрешения;

• работать только на своем рабочем месте, не мешать друг другу;

• выполнять задания по команде;

• В лаборатории всегда должно быть чисто.

Практическая часть

Опыт №1. Способность воды отражать предметы.

Воспитатель: приглашаю всех подойти ко столу. Скажите, что на нём стоит?

Дети: таз с водой, таз с формочками.

Воспитатель: давай все по очереди заглянем в него.

Дети по очереди заглядывают в таз с водой

Воспитатель: что вы там увидели?

Дети: своё лицо, отражение.

Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение?

Дети: В зеркале, в витрине магазина и т. д.

Воспитатель: значит, вода может отражать предметы. Теперь подуйте все вместе на воду и загляните в неё.

Дети дуют на воду и смотрят в таз

Воспитатель: увидели ли вы теперь своё отражение?

Дети: очень плохо, оно размытое.

Вывод.

Воспитатель: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто. Отметим это свойство воды вот таким символом.

Показ первого символа и прикрепление его на магнитную доску

Опыт №2. Какой формы вода.

Воспитатель: у меня на столе есть еще предметы. Какой они формы?

Ответы детей

Воспитатель: все предметы имеют разную форму. А вода имеет свою форму? Проведем еще один опыт. Возьмите формочки и наберите воды из таза. Посмотрите, что происходит с формой воды?

Дети берут формочки и набирают в них воду

Дети: она изменяется.

Воспитатель: какой формы стала у вас вода?

Ответы детей

Вывод

Воспитатель: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.

Показ второго символа и прикрепление его на магнитную доску

Опыт №3. Запах воды

Воспитатель: понюхайте воду. Чем она пахнет?

Дети: ничем.

Воспитатель: чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом?

Ответы детей

Воспитатель: чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины?

Ответы детей

Вывод

Воспитатель: вода не имеет запаха.

Показ третьего символа и прикрепление его на магнитную доску

Воспитатель: пройдем к следующему столу

Опыт №4. Вкус воды.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, у воды есть вкус?

Ответы детей

Воспитатель: давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? Лимон какой на вкус?

Ответы детей

Воспитатель: теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус?

Ответы детей

Воспитатель: верно, она безвкусная. У вас на столе стоят тарелки с веществами, смешайте эти вещества с водой. А затем попробуйте и опишите, какой вкус у вас получился.

Дети смешивают воду с веществами, пробуют

Ответы детей

Вывод

Воспитатель: у чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово «безвкусная». Вода безвкусная.

Показ четвертого символа и прикрепление его на магнитную доску

Опыт №5. Прозрачность воды.

Воспитатель: возьмете второй стакан с водой. Какого цвета эта вода?

Дети: бесцветная

Воспитатель: а теперь возьмите ложку и опустите ее в стакан. Вы видите ложку?

Дети опускают ложку в стакан с водой

Дети: да

Воспитатель: у меня стакан с молоком, если я опущу туда ложку ее будет видно?

Воспитатель опускает ложку в стакан с молоком

Дети: нет

Вывод

Воспитатель: через воду ложку видно, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная.

Показ пятого символа и прикрепление его на магнитную доску

Опыт №6. Цвет воды.

Воспитатель: у вас есть кисточка и гуашь. Пусть каждый из вас намочит кисточку и обмакнет в гуашь. А затем помешайте кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой?

Дети набирают краску на кисточку и макают в стакан с прозрачной водой

Ответы детей

Вывод

Воспитатель: вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей. Вода может менять свой цвет.

Показ шестого символа и прикрепление его на магнитную доску

Воспитатель: делать различные научные открытия, это дело не из легких, даже в лабораториях бывают перерывы. Давайте и мы с вами отдохнем и поиграем.

Физминутка

Я веселый- Лаборант

Ищу всюду свой талант,

Головой кручу, верчу,

Всё увидеть я хочу!

Чтобы лампочку достать,

На носочки надо встать.

Руки вверх я поднимаю,

По одной, их опускаю.

Наклоняюсь вправо, влево,

Буду сильным и умелым!

Воспитатель: Молодцы, проходите к следующему столу.

Опыт №7. Растворимость некоторых веществ.

Воспитатель: обратите внимание на 2 стакана в одной вода, в другом песок. Возьмите стакан с водой и выльете его в стакан с песком. Помешайте ложкой. Осталось ли, что-то в воде?

Дети берут стакан с водой и переливают в стакан с песком, затем перемешивают ложкой.

Ответы детей

Воспитатель: правильно. Речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная.

Вывод

Воспитатель: вода является растворителем для некоторых веществ.

Показ седьмого символа и прикрепление его на магнитную доску

Опыт №8. Различные состояния воды.

Воспитатель: ребята, сейчас я вам что-то раздам.

Воспитатель достаёт кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребёнку в ладонь.

Воспитатель: Скажите, что это? Какой он?

Дети: лед. Твёрдый, тяжёлый, холодный.

Воспитатель: подержите его в тёплой ладошке. Что с ним происходит?

Дети: Он тает и превращается в воду.

Воспитатель: исходя из этого, что можно сказать про лёд?

Дети: Лёд – это замороженная вода.

Воспитатель: положите остатки льда на тарелочку. Вспомните, когда кипит чайник, что выходит сверху?

Дети: пар.

Вывод Воспитатель: вода может находиться в состояниях: 1. Лёд – это твёрдая, замороженная вода. 2. Жидкость- вода в обычном состоянии. 3. Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.

Показ восьмого символа и прикрепление его на магнитную доску

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите сколько символов о воде у нас на магнитной доске. Как вы думаете, мы помогли капельке понять, кто она?

Ответы детей

Воспитатель: давайте повторим, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории, а капелька послушает.

Ответы детей:

1. Вода в спокойном состоянии вода отражает предметы.

2. Вода не имеет формы и принимает ту форму емкости, в которую ее переливают.

3. Не имеет запаха и цвета, она прозрачная.

4. Так же не вкуса.

5. Вода является растворителем для некоторых веществ.

6. Вода бывает жидкой, твёрдой и парообразной.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. Наша лаборатория закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с водой.

Понравилось ли вам быть исследователями?

Дети:

Воспитатель: капелька благодарит вас за помощь и дарит раскраски в виде себя.

Приложение

Физминутка

Я веселый- Лаборант

Ищу всюду свой талант,

Головой кручу, верчу,

Всё увидеть я хочу!

Чтобы лампочку достать,

На носочки надо встать.

Руки вверх я поднимаю,

По одной, их опускаю.

Наклоняюсь вправо, влево,

Буду сильным и умелым!

Руки согнуты в локтях, показывают на себя

Расправляют руки

Разминают шею крутя головой

Поворачивают головой вправо, влево

Поднимаются на

носочки

Поднимают две руки вверх

По одной руке опускают

Наклон вправо, влево

Показывают силу.

Публикации по теме:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Опыты с тканью» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности Задачи: • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Эксперименты и опыты с водой»
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 09:47
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 февраля. День смотра строя и песни на МААМ

В канун 23 февраля во многих детских садах и школах проводятся традиционные смотры строя и песни. В школьных спортзалах и музыкальных залах садиков мальчишки и девчонки бодро шагают в едином строю,...

20 февраля. День поделок в технике киригами на МААМ

Бумажная архитектура, как иногда называют киригами, зародилась в конце прошлого века в Японии. Основоположником этой техники считается профессор архитектуры Токийского технологического института Масахиро...

Фотоочерк «Моя войлочная история»
Моя войлочная история Немного истории о войлоке Существует множество удивительных легенд о возникновении войлока. Существует легенда о первом появление...
Конспект занятия «Знакомство с профессией повар»
Конспект НОД Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная категория: вторая младшая группа «Знакомство с профессией повара» Большецова...
Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений
Заучивание стихотворения - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать...