Приложение МААМ

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Как устроены перья птиц?»

Светлана Дроздова
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Как устроены перья птиц?»
▼ Скачать + Заказать документы

Как устроены перья птиц?

Подготовила: воспитатель Дроздова Светлана Александровна

Возраст детей: старшая группа

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: развитие познавательно - исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.

Задачи:

Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе „Как устроены перья птиц?“» размещена в разделах

Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.

Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей, формировать навыки экспериментирования и познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Совершенствовать навыки наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением разнообразных птиц; фото водоплавающих птиц, изображения перьев рулевых, маховых и пуховые; лупы; камушки; ножницы; алгоритм безопасности при проведении исследований, карточки-схемы свойств пера.

Раздаточный материал: тарелочки бумажные, перья натуральные по 1 шт. на ребенка, перья бумажные - по 2 шт. на ребенка, камушки, ножницы, стаканы с водой, пипетки, растительное масло, кисточки, фартуки, шапочки - на каждого ребенка.

Организация детей: в кругу на стульях около мольберта при рассматривании фотоальбома и во время беседы; проведение опытов - за столами., физкультминутка - в полукруге около воспитателя на ковре.

Словарная работа: перья, птицы, рулевые, маховые и пуховые.

Предварительная работа: проведение опыта с воздухом и пакетом (ловим воздух в пакет, просмотр презентаций водоплавающие птицы, видео про птиц, повторение классификации птиц водоплавающие, не водоплавающие, особенности.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дети! Здравствуйте уважаемые гости. Очень рады видеть всех Вас в нашей группе «Кораблик».

Сегодня утром в группе я обнаружила вот такую посылку. От кого она, интересно? Ой. а это что такое? (беру конверт). Посмотрим, что внутри? (достаю фотографию Учёного кота.) Смотрим, на фото и догадываемся кто прислал посылку. Кот Ученый.

Как вы думаете, что там внутри: это может быть? На что похоже? Д

Давайте подумаем вместе? Достаю загадку и говорю: - А вот и подсказка! Достаю из конверта загадку и читаю.

Загадка:

Полистаю я странички: здесь — коричневые птички

Здесь — мы с бабушкой в лесу, здесь — котенка я несу.

С мамой фото соберем — вставим в мой.

Дети: (фотоальбом).

Воспитатель: правильно, Кот Ученый прислал нам фотоальбом. Альбом не простой. Познавательный. Давайте его внимательно? Что в нем? (открываем вместе фотоальбом)

Дети: фотографии птиц.

Воспитатель: правильно. Как много фотографий! И все они не похожи друг на друга. Какой вывод можно сделать? Что можно сказать, про птиц?

Дети: птицы очень много и все они разнообразные.

Воспитатель: правильно, мир птиц очень велик и разнообразен. Мы с вами внимательно рассмотрели фотографии. Теперь перейдем к мольберту и рассмотрим наш плакат. Что мы сможем сказать еще сказать про птиц? ( наводящие вопросы: какие особенности? Чем-то они похожи друг на друга, чем-то отличаются. Что — то отличает птиц от остальных животных.)

Дети: у птиц похожее строение тела, повадки схожие, отличает ах от других животных наличие крыльев.

Воспитатель: вы все правы, молодцы. А что вы можете про крылья сказать? (наводящие вопросы какие). Из чего состоят крылья у птиц?

Дети: из перьев.

Воспитатель: правильно, а как нам узнать побольше про перья?

Дети: перья можно рассмотреть, изучить, исследовать.

Воспитатель: Где обычно проводят ученые свои исследования, опыты и эксперименты?

Дети: в лаборатории.

Воспитатель: правильно, у ученых есть специальные лаборатории. И у нас в группе тоже есть своя мини—лаборатория. Давайте сходим гуда на экскурсию? (переходим в центр экспериментирования). Называется наша лаборатория «Почемучка». Самый главный и ней Кот Ученый. Он следит за соблюдением основных правил поведения и безопасности в лаборатории. Вот эти правила безопасности. Мы снами с ними знакомы. Вот тут мы и будем проводить наши исследования. Надеваем фартуки и шапочки. И подходим поближе.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, что вы видите па столе?

Дети: ответы детей (перечисляют все предметы, в том числе и перья).

Воспитатель: о, перья, вот они - то нам и нужны, давайте мы их рассмотрим более внимательно? Возьмите по одному перышку в руки.

ОПЫТ 1 КАКОЕ ПЕРО НА ОЩУПЬ?

Воспитатель: Потрогайте перо. Какое оно на ощупь? Что можно сказать?

Дети: ответы детей (гладкое, пушистое.).

Воспитатель: Правильно! Перо пушистое, гладкое, приятное на ощупь. Вот мы и познакомились с одним из свойств пера. Мы сейчас эту особенность обозначим ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 1).

ВЫВОД 1: ПЕРО ГЛАДКОЕ, ПУШИСТОЕ.

ОПЫТ 2: ЛЕГКОЕ ИЛИ ТЯЖЕЛОЕ?

Воспитатель: а какое перышко еще? Интересно, что можно сказать про вес пера?

Дети: перо легкое!

Воспитатель: а почему вы так думаете? Как это можно проверить, что перо легкое? Дети: взвесить на весах, подержать в руках и т. п.

Дети кладут на одну руку перо, на другую - камень. И взвешивают в руках. Воспитатель: что вы чувствуете? какой вывод можно сделать?

Дети: перо легкое.

Воспитатель: хорошо, как еще можно проверить, что перо легкое?

Дети: можно подуть на перо, бросить на пол.

Воспитатель: Если мы подуем на перо - что произойдет? Подбросим перо - Что вы видите? А если мы камень бросим?

Дети: ответы детей перышко медленно летит в низ, плавно опускается.

Воспитатель: почему же перышко так плавно опускается на землю? Почему оно такое

легкое?

Воспитатель: Хотите узнать? Для этого я порошу вас сесть за столы. Давайте возьмем ножницы и отрежем кончик пера. Что видим?

Дети: ответы детей отверстие, внутри перо полое…

Воспитатель: правильно, там есть место для воздуха, а что мы с вами говорили про воздух?

Дети: воздух легкий.

Воспитатель: правильно, воздух очень легкий, именно он помогает стать перышку легким. И обозначим картинками что перо легкое ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 2).

ВЫВОД 2: ПЕРО ЛЕГКОЕ

ОПЫТ 3: ПОЧЕМУ ПТИЦА ЛЕТАЕТ?

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, почему птицы не падают при полете? Как они летают?

Дети: они маленькие, легкие… умеют летать (ответы, предположения детей).

Воспитатель: конечно, они умеют летать, какие движения птица выполняет чтобы взлететь?

Дети: машут крыльями.

Воспитатель: вы правы, а теперь немножко отдохнем от наших исследований и поиграем.

Физкульминутка:

Стая птиц летит на юг (плавно машем руками)

Небо синее вокруг (показываем на небо)

Чтоб скорее прилетать - надо крыльями махать (быстро машут руками).

В небе ясном солнце светит - космонавт летит в ракете (на носочках тянемся вверх). А в низу леса, поля. Расстилается Земля (наклон с разведение рук в стороны) Птички начали спускаться, на полянку все садятся (присели).

Предстоит им долгий путь - птичкам нужно отдохнуть (сидя кладем голову на ладошки). И опять пора в дорогу - пролететь им нужно много (встаем, машем крыльями).

Вот и юг, ура, ура. Приземляться нам пора (возвращаемся к рабочим столам)

Воспитатель: возвращаемся к нашим исследованиям. Давайте попробуем и мы, как птицы помахать перьями. Берем в руки перышко, отходим немного от столов и машем. (Дети выполняют махи руками, держа перья).

Воспитатель: что вы заметили? Что происходит с пером при выполнении движений? Дети: перо как 6ы толкает воздух, отталкивается от воздуха.

Воспитатель: правильно, когда птица машет крыльями, все перья как бы отталкиваются от воздуха.

Воспитатель: а как 6ы нам узнать, почему же перо, несмотря на то, что оно очень легкое - может оттолкнуться от воздуха?

Дети: нам нужно его рассмотреть внимательно.

Воспитатель: при помощи чего мы можем рассмотреть перо? Что нам поможет?

Дети: рассматривание через лупу

Воспитатель: давай те возьмем лупы и посмотрим на перо — что видим?

Дети: много ворсинок, пушинки плотно прилегают друг к другу.

Воспитатель: правильно, у пера все ворсинки очень плотно прилегают друг к другу, нет даже маленькой щелочки. Перышко при движении как бы сопротивляется воздуху, отталкивается от него.

Воспитатель: обозначим это свойство пера ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 3).

И можно сделать ВЫВОД 3 ВОРСИНКИ У ПЕРА ПРИЛЕГАЮТ ОЧЕНЬ ПЛОТНО ДРУГ К ДРУГУ, 3А СЧЕТ ЭТОГО ПЕРО КАК БЫ ОТТАЛКИВАЕТСЯ ОТ ВОЗДУХА. I1 ПТИЦА ВЗЛЕТАЕТ.

Воспитатель: И это мы с вами рассмотрели только одно перо. А у птицы этих перьев огромное количество. И еще, я вам раскрою небольшой секрет — есть несколько видов перьев. Они изображены на мольберте. Называются они маховые, рулевые (хвостовые) и пуховые. Давайте внимательно посмотрим на них, и попробуем предположить, исходя из названий, для чего птицам нужны маховые, рулевые и пуховые птицы.

Дети: маховые —птица машет крыльями, они в крыльях находятся, рулевые — помогают птице поворачивать, пуховые — согревают птичку (подсказываю, если дети ответить затрудняются).

Воспитатель: а теперь попробуем отгадать, какое перо у меня в руке? Пуховое перо (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

ОПЫТ 4: ПОЧЕМУ ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ НЕ НАМОКАЮТ?

Воспитатель: знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала : - Почему их перья не намокают? А вы как думаете?

Дети: перья толще, не впитывают воду.

Воспитатель: правильно, оказывается у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве, которая вырабатывает специальный жир, и птицы смазывают свои перья этой смазкой.

Воспитатель: Вот у нас есть бумажные перья разных цветов. А жировую маслянистую пропитку нам заменит. Что, может, подскажите мне?

Дети: растительное масло.

Воспитатель: конечно, ведь масло и жир похожи. Попробуйте нанести кисточкой масло на одно бумажное перо, немного подождем. А второе бумажное перо не будем мазать маслом. Теперь пипеткой капните воду на оба перышка. Что происходит с водой?

Дети: На масленых перьях вода собирается в капельки, и стекает, перья не намокают. А бумажные перья впитывают водичку, и нужно время, чтобы они высохли

Воспитатель: обозначим это свойство пера ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 4).

ВЫВОД 4: ПЕРЬЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ СМАЗАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЖИРОВОЙ СМАЗКОЙ. ПОЭТОМУ ОНИ НЕ НАМОКАЮТ.

Воспитатель : а теперь еще немножко поиграем? Все кусочки разбежались, перепутались, смешались. Нужно нам их все собрать. Что получится - сказать.

Собираем разрезанные картинки - получаем в итоге птицы, называем их.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Понравилось оно вам? Скажите, что нового вы для себя узнали сегодня? Что - то, может быть, запомнилось особенно? Что показалось наиболее интересным?

А сможете вспомнить свойства пера? (смотря подсказки карточки-схемы). А виды перьев запомнились?

Сможем младшим ребятишкам рассказать про перышки птиц?

Вы большие молодцы, отлично потрудились сегодня. А сладкий приз поможет вам восстановить силы. (раздаю угощение).

Публикации по теме:

Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Кто как готовится к зиме»Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Кто как готовится к зиме» Образовательная область: физическое развитие. Тема занятия: «Кто как готовится к зиме». Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге по сигналу;.

Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе КОНСПЕКТ открытого интегрированного физкультурного занятия по реализации образовательных областей «Физическая культура». «Безопасность».

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц»Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц» Задачи: 1. Расширить представления детей о птицах; научить беречь птиц и заботиться о них; 2. Развивать речь детей, мышление, любознательность,.

Конспект открытого занятия по экспериментированию «Волшебная водичка» в средней группеКонспект открытого занятия по экспериментированию «Волшебная водичка» в средней группе Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Расширять знания о воде. Задачи: Образовательные: Познакомить.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Где прячется здоровье?» Конспект открытого занятия в старшей группе «Где прячется здоровье?» Воспитатель Щепкина Т. В. Цель: оздоровление детей и создание условий,.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года»Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года» Открытое занятие в старшей группе «Времена года»Цель: Закрепить и систематизировать представление о временах года. Образовательная: Закрепить.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух — богатство нашей планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.

Конспект открытого занятия НОД по обрывной аппликации «Сова» в старшей группеКонспект открытого занятия НОД по обрывной аппликации «Сова» в старшей группе Программное содержание. Учить детей создавать обрывную аппликацию на листе бумаги из кусочков белой бумаги. Учить детей красиво выстраивать.

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Проделки Бабы-Яги» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия. Задачи: упражнять детей в узнавании и назывании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Как устроены перья птиц?»
Опубликовано: 15 июля 2020 в 15:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Как устроены перья птиц?»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дроздова (УИ 263561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД