Елена Белокобыленко
Конспект открытого занятия в средней группе «Удивительный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе «Удивительный воздух».
Цель:
- формирование первичных представлений о воздухе.
Познавательное развитие:
- способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментирования;
- познакомить детей с понятием воздух;
- развивать у детей экспериментаторские, исследовательский умения;
- развивать у детей умения прогнозировать результат и проверять свои предположения опытным путем.
Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе „Удивительный воздух“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Речевое развитие:
- научить детей формулировать простые выводы в ходе познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности;
- обогатить словарный запас;
Социально-коммуникативное развитие:
- способность развитию навыков сотрудничеству детей друг с другом и воспитателем в совместной деятельности.
При решении выше поставленных задач, у воспитанников развивались такие интегративные качества личности, как
- активность;
-сообразительность;
-любознательность;
-коммуникативность;
-внимательность;
-наблюдательность.
Анализ педагогического наблюдения до начала ООД
Имя ребенка Проявление познавательного интереса к исследованию объекта Знание свойства воздуха
Ваня З. • •
Маша К. • •
Алена Д. • •
Кирилл К. • •
Катя Н. • •
Влад П. • •
Условные обозначения:
• - проявляет в полном объеме
• - проявляет частично при помощи педагога
• - не проявляет
Оборудование: миска с водой 1 шт. ; фонарик; полиэтиленовые пакеты; стаканчики с цветными салфетками внутри; тарелки; яблоко; лимон; чеснок; фартуки по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! «Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования, опыты – так же, как это делают взрослые учёные!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Но сначала отгадайте мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, ребята. Действительно, воздух очень важен для людей, так как без пищи человек может прожить две недели, без воды – три дня. А вот без воздуха человеку будет невозможно прожить и минуту. Проверим?
Предлагаю вам ладошками зажать рот и нос, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Правда, невозможно!
Все мы поняли, что нам для жизни просто необходим воздух. Но его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками. Так, может, и нет никакого воздуха, а все лишь разговоры? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: А если мы не можем видеть воздух, значит он какой?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А теперь нам необходимо надеть фартук и внимательно выслушать задание для того, чтобы проверить, что воздух - невидимка.
Воспитатель: Возьмем стакан с салфеткой внутри. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой. Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. Итак, первое свойство воздуха - он невидим! (прикрепить к доске картинку с условным изображением свойства)
Воспитатель: А теперь,возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Мы можем сложить его в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его, подставив ладошки? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: чтобы почувствовать воздух, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Давайте посмотрим, какого цвета воздух? А что бы это проверить, я возьму фонарик и буду светить в пакет. Что вы там увидели?
(ответы детей).
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и второе свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. (прикрепить к доске картинку с условным изображением свойства).
Воспитатель: Вы отлично работали, а теперь немного отдохнем и вспомним веселый ветерок, который играл с листочками на нашей площадке.
Физкультминутка:
Тихо в воздухе кружит (Дети кружатся)
Он все ниже, ниже, ниже, (Приседают)
Все к земле он ближе, ближе. (Присели на ножки)
Только дунет ветерок –(Дуют)
Лист поднимется с дорог. (Медленно встают на ножки)
Будет дуть осенний ветер (Машут руками)
Будет лист кружить на свете. (Кружатся).
Воспитатель:Отдохнули, присаживайтесь, пожалуйста. Закройте, пожалуйста, глазки и угадайте, чем я вас угощу (Предложить кусочки яблок).
Дети:Это яблоко.
Воспитатель: Правильно, даже с закрытыми глазами вы узнали его вкус. А теперь я предлагаю вам "съесть" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух вкус.
Дети:Воздух не имеет вкуса
Воспитатель: Правильно, и это - третье свойство воздуха - он не имеет вкуса (прикрепить к доске картинку с условным изображением свойства).
Воспитатель:Закройте, пожалуйста, еще раз глаза и определите по запаху. Что у меня на тарелке (Предложить кусочки чеснока и лимона).
Дети:Это лимон и чеснок.
Воспитатель: Правильно, даже с закрытыми глазами вы угадализапахи. А теперь я предлагаю вам "понюхать" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух запах.
Дети:Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Правильно, и это - еще одно свойство воздуха - он не имеет запаха (прикрепить к доске картинку с условным изображением свойства).
Воспитатель: А теперь, давайте выясним, имеет ли воздух вес.
На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в
воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Верно, это ещё одно свойство воздуха - воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
Фонариком светили разом.
Затем на радость всем ребятам,
Его мы проглотили сразу,
Всю эту так сказать работу,
Назвали умным словом «опыт».
Воспитатель: Скажите, ребята, о каких свойствах удивительного, необходимого нам всем воздуха мы сегодня узнали с помощью опытов, исследований и экспериментов?
(обращает внимание детей на опорные картинки.)
Дети: Воздух невидим, бесцветен, не имеет вкуса и запаха.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично поработали и многое узнали. Надеюсь, что то, в чем вы убедились с помощью эксперимента, вы не забудете никогда.
Анализ педагогического наблюдения по окончанию ООД
Имя ребенка Проявление познавательного интереса к исследованию объекта Знание свойства воздуха
Ваня З. • •
Маша К. • •
Алена Д. • •
Кирилл К. • •
Катя Н. • •
Влад П. • •
Условные обозначения:
• - проявляет в полном объеме
• - проявляет частично при помощи педагога
• - не проявляет