Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Ольга Догадина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Цель: ознакомление со звуком и буквой «М»

Задачи:

Образовательные:

-Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

-Учить различать твердые и мягкие согласные;

-Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове (начало, середина, конец);

-Продолжать учить звуковому анализу слова.

Развивающие:

-Развивать речь, внимание, мышление.

-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, любознательность.

Воспитательные:

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звуки [М], [М’], Буква М“» размещена в разделах

-Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

-Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Демонстрационный материал: картинки с изображением Маши и Медведя; картинки с изображением домиков: красный, синий, зелёный; квадраты: красный, синий, зелёный (10 см х 10 см); картинка с изображением гласных звуков : А-А-А, О-О-О, У-У-У, И-И-И; картинка с изображением твёрдых согласных звуков : Б-Б-Б, Н-Н-Н, Л-Л-Л, М -М-М; картинка с изображением мягких согласных звуков : БЬ-БЬ-БЬ, НЬ-НЬ-НЬ, ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ, МЬ-МЬ-МЬ; картинки с изображением: мухи, моркови, матрёшки; смайлики из бумаги (весёлые и грустные).

Раздаточный материал: простые карандаши, фишки (квадратики синего и злёного цвета) на каждого ребёнка; листы формата А4 на каждого ребё нка с изображением: ромашки, молотка, мяча и схемой под каждой картинкой (длинный прямоугольник, для определения заданного звука в слове, строка с изображением буквы М по пунктирным линиям.

Ход занятия.

1. Вводная часть

Организационный момент.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!"

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: – Доброе утро, ребята! Я вам желаю, чтобы у вас целый день было хорошее настроение.

Сегодня на занятие к нам пришли гости. Догадайтесь, ребята, кто они?

- Это озорная маленькая девочка, немного шкодливая и непослушная. Она предпочитает носить платки и платья в розовом цвете в любое время года. Все лесные звери до ужаса боятся этой шустрой девочки. Она упряма, настойчива, любознательна, очень любит приключения. (предположения детей)

Воспитатель: - Конечно, это Маша из мультфильма «Маша и медведь».

- Но Маша не одна. Кто ее лучший друг? (ответы детей, воспитатель помещает на магнитную доску картинки с изображением Маши и Мишки из мультфильма).

- Маша и Миша приглашают нас отправиться в путешествие в звуковой город, где мы с вами вспомним, что такое звуки, какие бывают звуки. Будем продолжать учиться находить место звука в заданном слове; вспомним, как посчитать сколько слогов в слове.

2. Основная часть.

Воспитатель: - Сейчас я приглашаю вас за столы, присаживайтесь на свои места пожалуйста.

- Маша и Миша рассказали мне вот такую историю. Однажды их добрая волшебница пригласила в сказочный звуковой город, где были вот такие разноцветные домики. (воспитатель помещает на магнитную доску картинки с изображением красного, синего, зелёного домиков). Один домик был красный, другой синий, третий зелёный. Подошла Машенька к красному домику, увидела красный квадратик и думает, какой интересный квадратик и нажала на него. Вдруг она услышала такую песенку: «А-А-А, О-О-О, У-У-У, И-И-И» (под картинкой красного домика воспитатель помещает картинку с изображением гласных звуков : А-А-А, О-О-О, У-У-У, И-И-И). Подошёл Миша к синему домику, увидел синий квадратик, нажал на него и услышал такую песенку: «Б-Б-Б, Н-Н-Н, Л-Л-Л, М-М-М» (под картинкой синего домика воспитатель помещает картинку с изображением согласных звуков : Б-Б-Б, Н-Н-Н, Л-Л-Л, М -М-М). Какие серьёзные звуки подумал Миша. Подошла Маша к зелёному квадратику, нажала на него и из этого домика услышала нежную ласковую песенку: «БЬ-БЬ-БЬ, НЬ-НЬ-НЬ, ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ, МЬ-МЬ-МЬ» (под картинкой синего домика воспитатель помещает картинку с изображением согласных звуков : БЬ-БЬ-БЬ, НЬ-НЬ-НЬ, ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ, МЬ-МЬ-МЬ). Подумали Маша и Миша какие интересные квадратики, нажимаешь на них, а оттуда слышатся звуки.

Воспитатель: - Ребята, а что мы обозначаем вот такими квадратиками (звуки)

-Давайте вспомним, какие вы знаете звуки (гласные звуки, согласные звуки)

- Давайте сейчас все вместе пропоём песенки из домиков (дети вместе с воспитателем произносят звуки из домиков)

Воспитатель: -Из домиков одинаковые звуки слышались? (ответы детей)

-Как называются звуки, которые слышались из красного домика? (гласные)

-Почему эти звуки называют гласными? (гласные звуки можно долго петь)

-Как называются звуки, которые слышались из синего домика? (согласные)

Почему эти звуки называют согласными? (согласные звуки не можем долго петь, мешает преграда: губы, зубы, язык)

-Как называются звуки, которые слышались из зелёного домика? (согласные)

- Согласные какие бывают звуки (твёрдые согласные, мягкие согласные)

- Из синего домика слышались какие согласные звуки (твёрдые согласные звуки)

- Из зелёного домика слышались какие согласные звуки (мягкие согласные звуки)

- Сейчас мы познакомимся с новым звуком, а с каким вы узнаете отгадав загадки.

Загадки:

Целый день летает, всем надоедает.

Ночь настанет, тогда перестанет? (муха)

(На магнитную доску вывешивается картинка с изображением мухи)

Красна девица сидит в темнице,

а коса на улице. (морковь)

(На магнитную доску вывешивается картинка с изображением моркови)

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (матрёшка)

(На магнитную доску вывешивается картинка с изображением матрёшки)

- Давайте произнесём первый звук в названиях этих предметов

- Муха, морковь, матрёшка

- Какой вы слышите первый звук в этих словах (звук [М])

- В этих словах звук [М] твёрдый или мягкий (твёрдый)

- Каким цветом будем обозначать твёрдый звук на схеме (синим)

Практическая часть:

- Теперь следующее задание. У вас на столах приготовлены фишки (квадратики зелёные и синие) и на листочках задания с изображением картинок, под каждой картинкой есть схема; нужно будет определить где спрятался звук [М] или звук [м’ — мь] в начале, середине или конце слова. На первой картинке изображена ромашка, на второй картинке – молоток, на третьей – мяч. Дети произносят слова и с помощью фишек выкладывают на схеме место спрятанного звука в слове. Под картинкой с изображением ромашки синюю фишку выкладывают в середине схемы, под картинкой с изображением молотка синюю фишку – в начале схемы, под картинкой с изображением мяча зелёную фишку – в начале схемы.

Физминутка:

Вышли мыши как-то раз (ходьба на месте).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

- Звуки мы слышим и произносим, а что мы видим и пишем? (буквы)

- У звуков [М] твёрдого согласного и [м’ — мь] мягкого согласного есть своё обозначение. Это буква М (эм).

- Послушайте стихотворение про эту букву :

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

- У вас на листочках есть образец, давайте попробуем написать эту букву, сначала обводим карандашом по пунктирным линиям, а затем пишем самостоятельно.

3. Итог

- Маша и Миша приглашают вас на ковре поиграть. Давайте вспомним загадки, которые вы отгадывали и попробуем определить сколько слогов в этих словах. Дети с помощью хлопков в ладоши, определяют сколько слогов в словах: [му – ха], [мор – ковь], [ма – трё – шка].

Далее ребята прощаются с мультипликационными героями Машей и Мишей.

Рефлексия:

- Где мы с вами были?

- С каким звуком сегодня познакомились?

- Букву какую узнали?

Воспитатель предлагает детям взять каждому ребёнку смайлик; если испытывали трудности на занятии, взять грустный смайлик, а если не испытывали трудности, то взять весёлый смайлик.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Опубликовано: 20 апреля 2024 в 22:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД