Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Ольга Догадина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Цель: ознакомление со звуком и буквой «М»

Задачи:

Образовательные:

-Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

-Учить различать твердые и мягкие согласные;

-Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове (начало, середина, конец);

-Продолжать учить звуковому анализу слова.

Развивающие:

-Развивать речь, внимание, мышление.

-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, любознательность.

Воспитательные:

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звуки [М], [М’], Буква М“» размещена в разделах

-Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

-Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Демонстрационный материал: картинки с изображением Маши и Медведя; картинки с изображением домиков: красный, синий, зелёный; квадраты: красный, синий, зелёный (10 см х 10 см); картинка с изображением гласных звуков : А-А-А, О-О-О, У-У-У, И-И-И; картинка с изображением твёрдых согласных звуков : Б-Б-Б, Н-Н-Н, Л-Л-Л, М -М-М; картинка с изображением мягких согласных звуков : БЬ-БЬ-БЬ, НЬ-НЬ-НЬ, ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ, МЬ-МЬ-МЬ; картинки с изображением: мухи, моркови, матрёшки; смайлики из бумаги (весёлые и грустные).

Раздаточный материал: простые карандаши, фишки (квадратики синего и злёного цвета) на каждого ребёнка; листы формата А4 на каждого ребё нка с изображением: ромашки, молотка, мяча и схемой под каждой картинкой (длинный прямоугольник, для определения заданного звука в слове, строка с изображением буквы М по пунктирным линиям.

Ход занятия.

1. Вводная часть

Организационный момент.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!"

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: – Доброе утро, ребята! Я вам желаю, чтобы у вас целый день было хорошее настроение.

Сегодня на занятие к нам пришли гости. Догадайтесь, ребята, кто они?

- Это озорная маленькая девочка, немного шкодливая и непослушная. Она предпочитает носить платки и платья в розовом цвете в любое время года. Все лесные звери до ужаса боятся этой шустрой девочки. Она упряма, настойчива, любознательна, очень любит приключения. (предположения детей)

Воспитатель: - Конечно, это Маша из мультфильма «Маша и медведь».

- Но Маша не одна. Кто ее лучший друг? (ответы детей, воспитатель помещает на магнитную доску картинки с изображением Маши и Мишки из мультфильма).

- Маша и Миша приглашают нас отправиться в путешествие в звуковой город, где мы с вами вспомним, что такое звуки, какие бывают звуки. Будем продолжать учиться находить место звука в заданном слове; вспомним, как посчитать сколько слогов в слове.

2. Основная часть.

Воспитатель: - Сейчас я приглашаю вас за столы, присаживайтесь на свои места пожалуйста.

- Маша и Миша рассказали мне вот такую историю. Однажды их добрая волшебница пригласила в сказочный звуковой город, где были вот такие разноцветные домики. (воспитатель помещает на магнитную доску картинки с изображением красного, синего, зелёного домиков). Один домик был красный, другой синий, третий зелёный. Подошла Машенька к красному домику, увидела красный квадратик и думает, какой интересный квадратик и нажала на него. Вдруг она услышала такую песенку: «А-А-А, О-О-О, У-У-У, И-И-И» (под картинкой красного домика воспитатель помещает картинку с изображением гласных звуков : А-А-А, О-О-О, У-У-У, И-И-И). Подошёл Миша к синему домику, увидел синий квадратик, нажал на него и услышал такую песенку: «Б-Б-Б, Н-Н-Н, Л-Л-Л, М-М-М» (под картинкой синего домика воспитатель помещает картинку с изображением согласных звуков : Б-Б-Б, Н-Н-Н, Л-Л-Л, М -М-М). Какие серьёзные звуки подумал Миша. Подошла Маша к зелёному квадратику, нажала на него и из этого домика услышала нежную ласковую песенку: «БЬ-БЬ-БЬ, НЬ-НЬ-НЬ, ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ, МЬ-МЬ-МЬ» (под картинкой синего домика воспитатель помещает картинку с изображением согласных звуков : БЬ-БЬ-БЬ, НЬ-НЬ-НЬ, ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ, МЬ-МЬ-МЬ). Подумали Маша и Миша какие интересные квадратики, нажимаешь на них, а оттуда слышатся звуки.

Воспитатель: - Ребята, а что мы обозначаем вот такими квадратиками (звуки)

-Давайте вспомним, какие вы знаете звуки (гласные звуки, согласные звуки)

- Давайте сейчас все вместе пропоём песенки из домиков (дети вместе с воспитателем произносят звуки из домиков)

Воспитатель: -Из домиков одинаковые звуки слышались? (ответы детей)

-Как называются звуки, которые слышались из красного домика? (гласные)

-Почему эти звуки называют гласными? (гласные звуки можно долго петь)

-Как называются звуки, которые слышались из синего домика? (согласные)

Почему эти звуки называют согласными? (согласные звуки не можем долго петь, мешает преграда: губы, зубы, язык)

-Как называются звуки, которые слышались из зелёного домика? (согласные)

- Согласные какие бывают звуки (твёрдые согласные, мягкие согласные)

- Из синего домика слышались какие согласные звуки (твёрдые согласные звуки)

- Из зелёного домика слышались какие согласные звуки (мягкие согласные звуки)

- Сейчас мы познакомимся с новым звуком, а с каким вы узнаете отгадав загадки.

Загадки:

Целый день летает, всем надоедает.

Ночь настанет, тогда перестанет? (муха)

(На магнитную доску вывешивается картинка с изображением мухи)

Красна девица сидит в темнице,

а коса на улице. (морковь)

(На магнитную доску вывешивается картинка с изображением моркови)

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (матрёшка)

(На магнитную доску вывешивается картинка с изображением матрёшки)

- Давайте произнесём первый звук в названиях этих предметов

- Муха, морковь, матрёшка

- Какой вы слышите первый звук в этих словах (звук [М])

- В этих словах звук [М] твёрдый или мягкий (твёрдый)

- Каким цветом будем обозначать твёрдый звук на схеме (синим)

Практическая часть:

- Теперь следующее задание. У вас на столах приготовлены фишки (квадратики зелёные и синие) и на листочках задания с изображением картинок, под каждой картинкой есть схема; нужно будет определить где спрятался звук [М] или звук [м’ — мь] в начале, середине или конце слова. На первой картинке изображена ромашка, на второй картинке – молоток, на третьей – мяч. Дети произносят слова и с помощью фишек выкладывают на схеме место спрятанного звука в слове. Под картинкой с изображением ромашки синюю фишку выкладывают в середине схемы, под картинкой с изображением молотка синюю фишку – в начале схемы, под картинкой с изображением мяча зелёную фишку – в начале схемы.

Физминутка:

Вышли мыши как-то раз (ходьба на месте).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

- Звуки мы слышим и произносим, а что мы видим и пишем? (буквы)

- У звуков [М] твёрдого согласного и [м’ — мь] мягкого согласного есть своё обозначение. Это буква М (эм).

- Послушайте стихотворение про эту букву :

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

- У вас на листочках есть образец, давайте попробуем написать эту букву, сначала обводим карандашом по пунктирным линиям, а затем пишем самостоятельно.

3. Итог

- Маша и Миша приглашают вас на ковре поиграть. Давайте вспомним загадки, которые вы отгадывали и попробуем определить сколько слогов в этих словах. Дети с помощью хлопков в ладоши, определяют сколько слогов в словах: [му – ха], [мор – ковь], [ма – трё – шка].

Далее ребята прощаются с мультипликационными героями Машей и Мишей.

Рефлексия:

- Где мы с вами были?

- С каким звуком сегодня познакомились?

- Букву какую узнали?

Воспитатель предлагает детям взять каждому ребёнку смайлик; если испытывали трудности на занятии, взять грустный смайлик, а если не испытывали трудности, то взять весёлый смайлик.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Опубликовано: 20 апреля 2024 в 22:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД