Ольга Догадина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [М], [М’]. Буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление со звуком и буквой «М»
Задачи:
Образовательные:
-Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
-Учить различать твердые и мягкие согласные;
-Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове (начало, середина, конец);
-Продолжать учить звуковому анализу слова.
Развивающие:
-Развивать речь, внимание, мышление.
-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, любознательность.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звуки [М], [М’], Буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
-Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
-Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Демонстрационный материал: картинки с изображением Маши и Медведя; картинки с изображением домиков: красный, синий, зелёный; квадраты: красный, синий, зелёный (10 см х 10 см); картинка с изображением гласных звуков : А-А-А, О-О-О, У-У-У, И-И-И; картинка с изображением твёрдых согласных звуков : Б-Б-Б, Н-Н-Н, Л-Л-Л, М -М-М; картинка с изображением мягких согласных звуков : БЬ-БЬ-БЬ, НЬ-НЬ-НЬ, ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ, МЬ-МЬ-МЬ; картинки с изображением: мухи, моркови, матрёшки; смайлики из бумаги (весёлые и грустные).
Раздаточный материал: простые карандаши, фишки (квадратики синего и злёного цвета) на каждого ребёнка; листы формата А4 на каждого ребё нка с изображением: ромашки, молотка, мяча и схемой под каждой картинкой (длинный прямоугольник, для определения заданного звука в слове, строка с изображением буквы М по пунктирным линиям.
Ход занятия.
1. Вводная часть
Организационный момент.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: – Доброе утро, ребята! Я вам желаю, чтобы у вас целый день было хорошее настроение.
Сегодня на занятие к нам пришли гости. Догадайтесь, ребята, кто они?
- Это озорная маленькая девочка, немного шкодливая и непослушная. Она предпочитает носить платки и платья в розовом цвете в любое время года. Все лесные звери до ужаса боятся этой шустрой девочки. Она упряма, настойчива, любознательна, очень любит приключения. (предположения детей)
Воспитатель: - Конечно, это Маша из мультфильма «Маша и медведь».
- Но Маша не одна. Кто ее лучший друг? (ответы детей, воспитатель помещает на магнитную доску картинки с изображением Маши и Мишки из мультфильма).
- Маша и Миша приглашают нас отправиться в путешествие в звуковой город, где мы с вами вспомним, что такое звуки, какие бывают звуки. Будем продолжать учиться находить место звука в заданном слове; вспомним, как посчитать сколько слогов в слове.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Сейчас я приглашаю вас за столы, присаживайтесь на свои места пожалуйста.
- Маша и Миша рассказали мне вот такую историю. Однажды их добрая волшебница пригласила в сказочный звуковой город, где были вот такие разноцветные домики. (воспитатель помещает на магнитную доску картинки с изображением красного, синего, зелёного домиков). Один домик был красный, другой синий, третий зелёный. Подошла Машенька к красному домику, увидела красный квадратик и думает, какой интересный квадратик и нажала на него. Вдруг она услышала такую песенку: «А-А-А, О-О-О, У-У-У, И-И-И» (под картинкой красного домика воспитатель помещает картинку с изображением гласных звуков : А-А-А, О-О-О, У-У-У, И-И-И). Подошёл Миша к синему домику, увидел синий квадратик, нажал на него и услышал такую песенку: «Б-Б-Б, Н-Н-Н, Л-Л-Л, М-М-М» (под картинкой синего домика воспитатель помещает картинку с изображением согласных звуков : Б-Б-Б, Н-Н-Н, Л-Л-Л, М -М-М). Какие серьёзные звуки подумал Миша. Подошла Маша к зелёному квадратику, нажала на него и из этого домика услышала нежную ласковую песенку: «БЬ-БЬ-БЬ, НЬ-НЬ-НЬ, ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ, МЬ-МЬ-МЬ» (под картинкой синего домика воспитатель помещает картинку с изображением согласных звуков : БЬ-БЬ-БЬ, НЬ-НЬ-НЬ, ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ, МЬ-МЬ-МЬ). Подумали Маша и Миша какие интересные квадратики, нажимаешь на них, а оттуда слышатся звуки.
Воспитатель: - Ребята, а что мы обозначаем вот такими квадратиками (звуки)
-Давайте вспомним, какие вы знаете звуки (гласные звуки, согласные звуки)
- Давайте сейчас все вместе пропоём песенки из домиков (дети вместе с воспитателем произносят звуки из домиков)
Воспитатель: -Из домиков одинаковые звуки слышались? (ответы детей)
-Как называются звуки, которые слышались из красного домика? (гласные)
-Почему эти звуки называют гласными? (гласные звуки можно долго петь)
-Как называются звуки, которые слышались из синего домика? (согласные)
Почему эти звуки называют согласными? (согласные звуки не можем долго петь, мешает преграда: губы, зубы, язык)
-Как называются звуки, которые слышались из зелёного домика? (согласные)
- Согласные какие бывают звуки (твёрдые согласные, мягкие согласные)
- Из синего домика слышались какие согласные звуки (твёрдые согласные звуки)
- Из зелёного домика слышались какие согласные звуки (мягкие согласные звуки)
- Сейчас мы познакомимся с новым звуком, а с каким вы узнаете отгадав загадки.
Загадки:
Целый день летает, всем надоедает.
Ночь настанет, тогда перестанет? (муха)
(На магнитную доску вывешивается картинка с изображением мухи)
Красна девица сидит в темнице,
а коса на улице. (морковь)
(На магнитную доску вывешивается картинка с изображением моркови)
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (матрёшка)
(На магнитную доску вывешивается картинка с изображением матрёшки)
- Давайте произнесём первый звук в названиях этих предметов
- Муха, морковь, матрёшка
- Какой вы слышите первый звук в этих словах (звук [М])
- В этих словах звук [М] твёрдый или мягкий (твёрдый)
- Каким цветом будем обозначать твёрдый звук на схеме (синим)
Практическая часть:
- Теперь следующее задание. У вас на столах приготовлены фишки (квадратики зелёные и синие) и на листочках задания с изображением картинок, под каждой картинкой есть схема; нужно будет определить где спрятался звук [М] или звук [м’ — мь] в начале, середине или конце слова. На первой картинке изображена ромашка, на второй картинке – молоток, на третьей – мяч. Дети произносят слова и с помощью фишек выкладывают на схеме место спрятанного звука в слове. Под картинкой с изображением ромашки синюю фишку выкладывают в середине схемы, под картинкой с изображением молотка синюю фишку – в начале схемы, под картинкой с изображением мяча зелёную фишку – в начале схемы.
Физминутка:
Вышли мыши как-то раз (ходьба на месте).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте).
- Звуки мы слышим и произносим, а что мы видим и пишем? (буквы)
- У звуков [М] твёрдого согласного и [м’ — мь] мягкого согласного есть своё обозначение. Это буква М (эм).
- Послушайте стихотворение про эту букву :
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
- У вас на листочках есть образец, давайте попробуем написать эту букву, сначала обводим карандашом по пунктирным линиям, а затем пишем самостоятельно.
3. Итог
- Маша и Миша приглашают вас на ковре поиграть. Давайте вспомним загадки, которые вы отгадывали и попробуем определить сколько слогов в этих словах. Дети с помощью хлопков в ладоши, определяют сколько слогов в словах: [му – ха], [мор – ковь], [ма – трё – шка].
Далее ребята прощаются с мультипликационными героями Машей и Мишей.
Рефлексия:
- Где мы с вами были?
- С каким звуком сегодня познакомились?
- Букву какую узнали?
Воспитатель предлагает детям взять каждому ребёнку смайлик; если испытывали трудности на занятии, взять грустный смайлик, а если не испытывали трудности, то взять весёлый смайлик.