Анастасия Галанина
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительный мир снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе «Удивительный мир снега и льда»
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Удивительный мир снега и льда“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
- расширять знания детей о зиме, ее месяцах; продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе; формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега.
Развивающие:
- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера; учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем; обогащать словарный запас детей;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Материал для занятия: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, полиэтилен, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, лупы.
Ход :
1. Организационный момент
Воспитатель: Дети, сегодня почтальон принес конверт, хотите узнать, что в нём?
К нам пришло
Письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
- Скоро, скоро
К вам примчу
На метели прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу,
И деревья, и дома …–
И подписано:? ("Зима")
Сама Волшебница Зима прислала нам письмо. Давайте посмотрим, что внутри. А внутри Снежинки с заданиями. Зимушка-зима хочет проверить, хорошо ли мы её знаем. И если мы справимся с заданиями, обещает нам подарок. Попробуем наши силы? Хотите получить подарок от Зимы?
2. Основная часть
1 задание. Подберите слова определения «Зима какая?» : сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?
2 задание. Послушайте внимательно логическую задачу:
«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?.
Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».
Что же она ему рассказала? (свободные ответы детей)
3 задание. Отгадайте загадки:
Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд).
Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег).
4 задание. Волшебница Зима приготовила нам вопросы и таблицу для ответов. Если мы ответим на все вопросы правильно, должно получиться слово (воспитатель прочитывает все вопросы и подводит детей к тому, что самым надежным способом ответить правильно, будет провести эксперименты и узнать правильные ответы).
Опыт №1. «Какой на ощупь снег и лёд?».
- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.
Ответы детей (Холодный, твердый, тяжелый, гладкий)
А снег? – ответы детей.
Опыт№2 : «Есть ли запах у снега и льда?».
А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега
Ответы детей
Опыт №3. «Какого цвета снег и лед»».
Посмотрите, я на зеленый картон положу снег, а на красный – лёд. Теперь и вы повторите этот эксперимент. Посмотрите через снег. Что видите? Ничего не видно. Посмотрите через лёд. Что вы наблюдаете? Какой же вывод можно сделать?
Вывод: Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный, цветной (предварительно окрасить воду и заморозить). (Повторим хором).
Под снегом не видно, какого цвета картон, он не просвечивает. А через лёд видно, что картон красный. Снег – не прозрачный, лёд – прозрачный. (Повторяют хором).
Опыт 4. «Насколько снег и лёд прочные».
Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили? Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.
Сделаем вывод: снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий. (Повторим хором.)
Этот опыт выполним у меня на столе, осторожно ударим молоточком сначала по снегу, а потом по льду. Какой сделаем вывод?
Верно, вывод: лёд хрупкий и колется (хором). Снег мягкий и молоточек проваливается. Лед можно расколоть.
Опыт 5. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)
В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда, наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды). Рассмотрите большую и маленькую льдинки. Почему лёд имеет форму кубика? (воспитатель показывает формы для льда). Поместите льдинки и снег в ёмкости с водой. Что произошло с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Как тает снег? Понаблюдайте за таянием льдинок и снега
А пока поиграем с пальчиками.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
Теперь посмотрите, что произошло со снегом и льдинками? Сделайте вывод.
Вывод: льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем температура льда. Растает быстрее маленькая льдинка, так как она меньше размером, чем большая. (Повторяют вывод хором.) Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снег растаял быстрее. Он рыхлый и легче льда.
Опыт №6. «Что будет если снег или лёд согреть?»».
А сейчас положите на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Давайте посмотрим, что получится из холодного снега и льда в тёплых ладошках. Будем греть снег и лёд. Что вы чувствуете? Что появилось на ладошках? Откуда взялась вода? А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед? Почему снег и лёд начали таять, превращаться в воду? Какой сделаем вывод?
Вывод: Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд. Снег тает быстрее, чем лёд.
Дети повторяют вывод хором
Опыт №7. «Снег чистый?».
Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. (Сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Накрой блюдце крышечкой. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.
Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный.
По ходу выполнения опытов дети с воспитателем заполняют таблицу с ответами. Получается слово – МОЛОДЦЫ.
3. Подведение итогов. Рефлексия
Вам понравилось? Что вы делали сегодня?
Что общего между снегом и льдом? (из воды, холодные)
А чем они отличаются?
В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).
В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Что еще узнали?
Снег мягкий, а лед -…; Снег белый, а лед…; Снег легкий, а лед …
Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и какую?
- Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль, микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов.
Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. А теперь получите подарок от Волшебницы Зимы. (детям раздают конфеты)