Татьяна Морозова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе по теме «Звуки [Ш] и [Ж]»
Программное содержание : Закрепить умение выделять слова со звуком [ж].
Учить дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж]
Развивать правильную артикуляцию.
Воспитывать интерес к графическому изображению буквы Ж.
Материалы и оборудование: Жук, ежик (игрушки); карточки с жуком и буквой ж (на каждого ребенка); чудесный мешочек с предметными картинками: шапка, жаба, шуба, лошадь, жеребенок, ежик, мишка, жираф, кошка.
Методы и приемы: Сюрпризный момент, пропевание звука, рассматривание, игровой прием, вопросы к детям, индивидуальная помощь, итог.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе по теме „Звуки [Ш] и [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
Ход:
Обращаю внимание детей на окно, на подоконнике которого находится игрушка.
- Дети, в гости к вам прилетел жук. Кто помнит песенку жука (ж-ж-ж)
- Жук, приглашает вас поиграем с ним в игру «Узнай слово».
Если в произнесенном слове есть звук [ж], поднимите карточку с жуком и буквой ж вверх, если нет — не поднимайте
Приблизительные слова: жаба, комар, муха, жук, желуди, орехи, белка, ежик, ножик, крыжовник, машина, конь, жеребенок.
Дети выполняют.
Хвалю детей от имени жука за правильно выполненное задание
- Ребята, жук нам принес чудесный мешочек. Интересно, что в нем находится?
- Давайте посмотрим, нужно назвать достать предмет и назвать его.
Чисто говорящие дети вынимают игрушки из мешочка и называют их, остальные дети угадывают, есть ли в слове звуки [ж] или [ш].
Физминутка подвижная игра «Карусель».
Дети становятся в круг, держась за веревку правой рукой. Идут по кругу и произносят слова.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
После слова «бегом» дети бегут по кругу. Затем, после команды вос-питателя «Поворот», дети берут веревку в левую руку и идут в другую сторону, произнося слова.
Тише, тише, не спешите,
Ш-ш-ш!
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два —
Тишина: ш-ш-ш,
Вот и кончилась игра.
- Дети, какой звук вы произносили?
Дети. Ш-ш-ш.
- Ребята, жук принес нам корзинку с «Веселыми картинками».
Игра «Веселые картинки».
Нужно взять из корзинки с предметными картинками одну, назвать слово и определить, какой в нем слышится звук : [ш] или [ж].
Дети выполняют.
Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков [ш] и [ж]
Жа-жа-жа — мы видели ежа.
Жи-жи-жи — у Валечки ножи.
Ши-ши-ши — все знают малыши.
Жу-жу-жу — на лужок хожу.
Шу-шу-шу — я флажком машу.
Жок-жок-жок — у меня дружок.
Шок-шок-шок — зовут его Пушок.
Данные шутки-чистоговорки можно отработать с соответствующими движениями рук: хлопок на звонкий звук [ж] и разведение кистей рук в стороны на глухой звук [ш].
- Жук «говорит», что прилетел к вам не один. С ним пришел его друг — ежик. Какой одинаковый звук в словах «жук» и «ежик»?
Дети отвечают.
Правильно. Ежик хочет прочитать вам стихотворение про себя и своего друга Ершика.
Ершик плавает в воде,
Ежик ходит по земле.
Кто до них дотронется —
Иголками уколется.
Да, защита хороша
У ежа и у ерша!
- Что общего у ершика и ежика (иголки).
- А чем они отличаются? (Ершик — рыба.)
- Какие звуки вы узнали в словах : «ершик» и «ежик»?
Дети отвечают.
Итог
- Ребята кто мне скажет, кто приходил к нам в гости?
- В какие интересные игры мы с вами играли с жуком.
- А какие сегодня звуки от нас прятался в словах?
Жук хвалит детей и прощается с ними.
- Вы все молодцы, мне очень понравилось, с вами играть, прейду к вам ещё.