Конспект по развитию речи «Откуда хлеб пришёл»

ирина мамаева
Конспект по развитию речи «Откуда хлеб пришёл»

ТЕМА: Откуда хлеб пришел

НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательно-речевое развитие

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, ознакомление с художественной литературой.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в старину

Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека

Развивать связную речь, актуализировать словарь детей по теме «Хлеб», упражнять в подборе признаков

Пополнять литературный багаж детей

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям, вырастившим его

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, чтение литературных произведений по теме, рассматривание иллюстраций.

МАТЕРИАЛ: Иллюстрации, колоски, камушки, кофемолка

Ход ЗАНЯТИЯ

Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

(Молочная каша, булка, чай)

А вчера?

(Омлет, булка с маслом, кофе)

А что было на обед?

(Борщ, вермишель с котлетой, компот, хлеб)

Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? (хлеб)

Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду, и дома хлеб.

И мы с вами сегодня поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко – так ласково, уважительно говорят о хлебе. Он – самый главный на каждом столе.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите. (Аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.) Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Вы говорили, что на завтрак вам дают батон, в обед – черный хлеб, а какие еще хлебобулочные изделия вы знаете?

(булки, пирожки, пирожные и тортики)

А откуда хлеб к нам приходит, не на дереве же он вырос, может есть пирожковое дерево, пряничный куст. Конечно, я пошутила. Я вижу у вас иллюстрации, как выращивают хлеб. Давайте посмотрим, правильно ли расположены.

(дети располагают иллюстрации по порядку, отвечают на вопросы)

Кто управляет трактором? Что прикреплено к трактору? Зачем вспахивают?

-Что прикреплено к этому трактору? Да сеялка высевает зерна, для посева выбирают самые лучшие зерна.

-На следующей картинке – комбайн, но чтобы начать жатву, приходится еще потрудиться…Что необходимо для роста растений? (свет и тепло) Летом тепло, а если нет дождика, приходится поливать, бороться с сорняками, с вредителями… (картинка с самолетом)

-Кто управляет комбайном? Что делает комбайн? (скашивает и обмолачивает) Зерна сыплются в машину. А что происходит дальше?

- Везут на элеватор, мелют в муку, а потом выпекают хлеб. Кто выпекает хлеб? (пекарь, хлебопек).

-Как вы думаете, всегда ли хлеб существовал на земле? (Дети высказывают предположения.) Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен.

-А как же выращивали хлеб в старину, ведь тогда машин, тракторов не было. На столе – иллюстрации, как выращивали хлеб в старину. Попробуем подобрать картинки к нашему ряду. Первое –пахота.

У кого на столе соответствующая картинка? Что изображено на ней?

-трактор тянет металлический плуг, а в старину лошадь тащила за собой деревянный плуг,

Как сеяли зерно наши предки и как сеют в наше время?

-Зерно сеют сеялками, а раньше самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно.

- В какое время года начинается жатва (Осенью)

какая техника помогает людям сейчас? (на полях работают комбайны)

-В старину использовали серп, зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн

Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?

В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза) раздаю детям колоски.

Давайте рассмотрим колоски, которые выросли на поле.

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате – зерно,

Спелой зрелости полно.

У нас комбайна или цепов нет, поэтому попробуем достать зернышки из колоска.

(дети рашелушивают колоски)

Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас?

Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, Давайте попробуем превратить зерна в муку. У вас на столе есть камушки, дощечка. Положите зернышко на дощечку, попробуйте растереть ее камушком (показываю) Так появились первые жернова, первая мука. Это очень сложно, люди придумали жернова, ветряные и водяные мельницы, они помогали растирать зерна. Сейчас на помощь пришло электричество. Вот маленькая мельница – кофемолка. Дети рассматривают электрическую кофемолку, наблюдают за помолом зерна в ней. Рассматривают полученную муку и сравнивают с предыдущей мукой. Делают вывод, что мука получилась мельче, пышнее.

Похожая мельница, но только очень большая – на мукомольном заводе.

Воспитатель: В наше время людям везде помогает техника.

Ребята, как вы думаете, в наше время стало легче выращивать хлеб?

(Да. Люди придумали технику, которая облегчила труд человека).

А скажите, почему хлеб бывает белый и черный

Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.

- Колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос.

Колос ржи – (ржаной колос).

Мука из зерен пшеницы – (пшеничная мука).

Мука из зерен ржи – (ржаная мука).

Хлеб из ржи - ржаной.

Хлеб из пшеницы - пшеничный.

Поле с рожью - ржаное.

Поле с пшеницей - пшеничное.

Поле с ячменем –ячменное

Поле с овсом – овсяное

Поле с кукурузой - кукурузное

Вспомните, в каких сказках упоминается хлеб, зерно или продукты из муки? («Колосок», «Мужик и медведь», «Колобок».)

Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок? (Дети высказывают предположения.) Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедный семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь». Так что колобок из русской народной сказки был выпечен скорее всего из ржаной муки.

Идея "поселить" Колобка в Ульяновской области принадлежит доценту Ульяновского государственного университета Сергею Петрову. По словам краеведа, словом "колебята" в Симбирской губернии первоначально назывались изделия, слепленные из последнего теста из квашни (согласно сказке, Колобок был создан из остатков муки, найденных "по сусекам").

"Симбирский центр славянской культуры" уже начал производить сувенирных Колобков из дерева. В будущем в Ульяновской области планируется создать музей или "штаб-квартиру" Колобка.

-Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».

Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (Где хлебно и тепло, там жить добро», «Будет хлеб – будет и песня», «Хлеб – наше богатство», «У кого хлеб родится, тот и веселится», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Каша – мать наша, а хлеб – отец-кормилец».) –

Хочешь есть калачи -не сиди на печи.

– Сей хлеб в пору, будет хлеба горы.

Хлеб на столах-счастье в домах.

Хлеб,соль,вода-живая еда.

Хлеб всему голова

К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери. «Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори»

Закончите предложение: «Я знаю, что хлеб – наше богатство, поэтому я…». (Дети поочередно предлагают свои варианты окончания предложения.)

Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность «Откуда хлеб пришёл?»Исследовательская деятельность «Откуда хлеб пришёл?» На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.

Конспект занятия «Откуда к нам пришёл хлеб» Образовательная область Тип занятия: усвоение нового материала Вид занятия: Ребёнок и общество Тема занятия: «Откуда к нам пришёл хлеб».

Конспект занятия по познавательному развитию  «Как хлеб на стол пришёл» Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1155 Дошкольное отделение №2 Конспект непосредственной образовательной.

Конспект занятия по развитию речи и познанию. «Откуда к нам хлеб пришел?» Программные задачи: Дать детям представление о том, что хлеб – главное богатство, хлеб выращивают хлеборобы: трактористы, комбайнеры, шоферы,.

Конспект занятия-беседы по развитию речи «Откуда хлеб пришёл» Откуда хлеб пришел» (беседа) Цель: Уточнить и закрепить представление детей о выращивание хлеба (зерновых культур); о технике, которая.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Откуда хлеб пришел» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Волошинский детский сад Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Логопедический проект «Откуда хлеб пришёл?» Актуальность. Тема хлеба никогда не теряет своей актуальности. Хлебу отведено главное место на столе у людей и в будни, и в праздники. Хлеб.

НОД по развитию речи «Откуда хлеб берется» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) ТЕМА : «Хлеб – всему голова» (С применением синквейна») «Поможем Колобку».

Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край»Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край» Цель:Знакомство детей старшего дошкольного возраста с процессом выращивания зерновых культур в Оренбургском крае. Задачи:Формировать представление.

Презентация «Откуда хлеб пришёл» Формировать знания о последовательности выращивания хлеба. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают. Дать детям представление о том,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Обучение грамоте
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Конспект по развитию речи «Откуда хлеб пришёл»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 18:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 декабря. Праздник снегопада на МААМ

Более половины людей на Земле никогда не видели снега. Жителям России повезло больше — снег выпадает почти везде, но в разном количестве. Самые большие сугробы у нас бывают в Петропавловске-Камчатском, а...

16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

Фотоотчет о проведении мероприятия «День именинника» в старшей логопедической группе
День именинника 20 ноября в нашем МБДОУ Д/С №3 «Тополек» состоялось музыкальное развлечение «День именинников». День рождение -это праздник, который ждет...
Мое хобби — выращивание домашних цветов. Часть первая
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу немного отвлечь вас от мыслей о работе. Сегодня я продолжу рассказывать о своем хобби - выращивании цветов. Я,...
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара»
Цель: Формировать представления о профессии повара, закреплять знания о его профессиональных трудовых действиях, результатах и пользе труда повара,...