Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

янжима намсараева
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Дульдургинский детский сад «Ромашка»

Конспект по развитию речи

«Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа)

Автор :

Намсараева Янжима Цыренжаповна,

воспитатель

Муниципального автономного

дошкольного

образовательного учреждения

«Дульдургинский детский сад «Ромашка»

Составление описания по картине

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление описательного рассказа по картине И, И, Левитана „Весна, Большая вода“» размещена в разделах

И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа)

Цель: Развитие связной речи детей подготовительной группы и закрепление знание детей о характерных признаках весны.

З А Д А Ч И

Образовательные Развивающие

Воспитывающие

Активизировать словарный запас детей;

Учить детей более точно характеризовать объект;

Совершенствовать умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания; упражнять в умении громко и чётко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

развивать диалоговую и связную речь детей, память, внимание, мышление.

воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение к творчеству русского художника, любовь к Родине, природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: репродукция картины Исаака Левитана «Весна. Большая вода», Алексея Саврасова, Алексея Остроухова, ноутбук, ТВ, видео фильм виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми пейзажных картин И. Левитана, Алексея Саврасова, Алексея Остроухова, прослушивание произведений Антонио Вивальди «Времена года», разучивание стихов о весне и чтение произведений о природе русских и советских авторов, знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационно-мотивационный этап

ВСТАЛИ ПО КРУГУ ПОЗДОРОВАТЬСЯ ДРУГ СДРУГОМ И С ГОСТЯМИ.

Ребята, кто знает, как называется место, где находится много картин, которые висят на стенах.

- Выставочный зал, галерея, выставка картин, музей.

В нашем селе есть выставочный зал, галерея (ответы детей)

Вы хотели бы туда отправиться? Сегодня мы отправимся в виртуальную экскурсию - Третьяковскую галерею. Во время экскурсии ведем себя тихо. Вы там не одни. Будут и другие посетители галереи.

Демонстрация видео «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Звучит музыка А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» (дети рассматривают картины).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на картину Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».

II. Деятельностный этап занятия

Актуализация: Прежде чем с вами беседовать, проведё м артикуляционную гимнастику: «Змея», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Бегемот».

Чистоговорка "Весна идёт"

Чи – чи – чи – чи,

С юга прилетят грачи.

Ведь – ведь – ведь – ведь,

Просыпается медведь.

Ель – ель – ель – ель,

Песенку поёт капель.

Сна – сна – сна – сна,

В гости к нам идёт весна.

Ок – ок – ок – ок,

Дети вышли на лужок.

Ать – ать – ать – ать.

Побежим весну встречать.

Ребята, как называются картины на которых нарисована природа? (пейзаж)

Арьяна читает стихотворение:

Если видишь на картине, нарисована река.

Или ель, иль синий иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется ПЕЙЗАЖ.

Сегодня мы с вами познакомимся с художником Исааком Ильичом Левитаном и его творчеством (слайд с портретом)

Воспитатель: Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные уголки природы: писал, то есть рисовал стройные берёзки, реки, небо. Сейчас вы попробуете отгадать как называется картина, которую написал Левитан (показ картины на экране). Но прежде, я предлагаю отгадать вам загадку, которая поможет вам дать название картине.

Ребенок загадывает загадку

1. Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла … (весна)

-Посмотрите на картину, которую написал И. И. Левитан. Как же можно назвать его картину? «Весна. Большая вода». Название картины включает ещё одно предложение. Первое вы уже отгадали. Что еще вы видите на картине?

Дети предлагают варианты названий картины.

-Называется она «Весна. Большая вода».

Беседа по картине.

- Вспомните, как называется эта картина, кто ее автор? (Картина называется «Весна. Большая вода». Написал эту картину Исаак Ильич Левитан.)

- Почему картина называется «Весна. Большая вода»? (Картина называется так, потому что художник изобразил разлив реки, большое весеннее половодье.)

- Какими словами можно рассказать о воде, какая она? (Вода прозрачная, спокойная, обильная, холодная).

- Что можно сказать о небе? (небо серое, облачное. По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну).

- Как художник изобразил деревья на картине? (Деревья затопила вода, Тоненькие молодые берёзки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале. Одна берёзка изогнулась, чтобы получше себя рассмотреть.)

- Какие деревья, кроме берёзок, вы видите? (На картине кроме берёзок мы видим ель и старую корявую сосну).

- А как художник изобразил деревья, что слева на берегу? (Деревья, которые стоят на левом берегу тесно прижались друг к другу.) Они будто замерзли в ледяной талой воде и хотят согреться, прижавшись друг к другу.

( Примечание: курсивом выделены изобразительные средства языка: эпитеты, метафора, олицетворение, сравнение)

- Что художник изобразил на переднем плане картины? (На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с маленькой лодочкой).

- Такая маленькая лодочка, выдолбленная из цельного куска дерева, называется челнок.

- Как вы думаете, как он здесь оказался? (Наверное, его унесло течением).

- Что художник изобразил на дальнем плане картины? (На дальнем плане картины, видны маленькие домики. Некоторые из них затопила вода).

- Какой день изображён на картине? (На картине изображен ясный солнечный, безветренный день).

- Почему вы так думаете? (Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах берёз – солнечные блики).

-Ребята, посмотрите как здесь красиво! Какой свежий воздух! Давайте его понюхаем!

Дыхательная гимнастика.

- Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года? (Все оттенки голубого, коричневого, желтого, белого, охристого).

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Глядя на картину, я чувствую радость: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

Физкультминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко (дети идут по кругу)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу)

Прилетели сто грачей (дети машут руками, как крыльями)

А сугробы тают, тают (приседают)

А цветочки расцветают (встают на носочки)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай о чем говорю»

- Белоствольная, стройная, высокая (береза)

Вика, повтори какая береза? ….)

-Низкое, серое, облачное (небо)

-Высокая, старая, корявая (сосна)

-Маленькая, деревянная, старая (лодка)

-Песчаный, затопленный (берег)

Сейчас мы постараемся все вместе составить рассказ по этой замечательной картине, используя план-схему.

- О чём мы сначала скажем? (Вначале я назову автора и название картины.)

- О чём мы расскажем потом? (Потом я расскажу о погоде, что находится на переднем плане и на заднем плане.)

- А в конце своего рассказа, о чём расскажете? (И в конце рассказа я расскажу о настроении картины.)

Один ребенок начинает рассказ. Другой продолжает…. Следующий заканчивает.

А сейчас послушайте рассказ нашего экскурсовода Третьяковской галереи.

Видео запись экскурсовода (гида)

«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней, как в зеркале, отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега стоит старая лодка, наверное, её унесло течением. В середине картины видна березовая роща, ещё не одетая листвой. Среди тонких белоствольных берёзок видна зелёная стройная ель и старая корявая сосна. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки цветов. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро уйдет вода, станет совсем тепло и зелено».

III. Рефлексивно-оценочный этап занятия

- О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятиях по этой картине? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)

- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно защищать и охранять все живое.)

- Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого её уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан.

Давайте послушаем нашего экскурсовода Третьяковской галереи.

(Видеофильм).

А теперь возвращаемся обратно в нашу группу, и продолжаем знакомство с весной. Рисование весны во время разлива реки на вашу фантазию.

Чтобы вы не забывали об этом, я хочу подарить вам медальки, чтобы они вам напоминали, что нужно охранять всё живое: цветы и деревья, животных, птиц, и насекомых.

Технологическая карта

Составление описания по картине

И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа)

Этап занятия Действия педагога ДОУ Деятельность воспитанников УУД

1. Мотивационно-целевой этап – 1мин. Приветствует детей и гостей, создаёт благоприятный психологический климат для творчества и сотрудничества.

Организует беседу по целеполаганию. Коммуникативная: Взаимодействуют с воспитателем во время беседы, осуществляемого во фронтальном режиме, слушают участников логопедического занятия.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно организуют своё рабочее место, мобилизуют силы и энергию для выполнения образовательных задач, определяют цель учебной деятельности.

2. Актуализация личностного опыта -5 мин. Устанавливает мотивацию к учебно-воспитательной деятельности через приглашение в виртуальное путешествие, видео просмотр экскурсовода Третьяковской галлереи и выявляет личностное отношение воспитанников подготовительной группы к обозначенному объекту.

ЛичностныеУУД: устанавливают значимость познавательной деятельности; выражают своё отношение к объекту логопедического занятия.

Коммуникативные УУД: участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной речи.

3. Деятельностный этап – 7-8 мин. Организует фронтальную, индивидуальную работу по чтению наизусть стихотворений, загадок. Организует беседу по анализу картины.

Через дыхательную гимнастику, игровые моменты погружает детей в атмосферу весны. Познавательные УУД: Структурируют знания.

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действий в группе, осознают качество и уровень речевой деятельности, ищут и устраняют ошибки.

Коммуникативные УУД: кооперируют усилия в групповой или парной деятельности по решению учебной задачи, учатся учитывать позицию собеседника, договариваются о представлении конечного продукта.

Этап открытий

5 мин. Сопровождающее отношение педагога к процессу составления описательного рассказа по картине. Помощь в достраивании рассказа как речевого продукта совместной деятельности.

Познавательные УУД: последовательно, логически подбирают нужные слова разных частей речи.

Структурируют знания.

Регулятивные УУД: самоопределение по отношению к многообразию способов решений.

Коммуникативные УУД: участвуют в работе группы, договариваются друг с другом, слушают и понимают других; ценят и принимают нравственные понятия красоты природы, любви к родине.

5. Рефлексия

3 мин.

Оценивает итоги деятельности воспитанников.

. Регулятивные УУД:

Адекватно воспринимают оценку.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по картине «Весна»Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по картине «Весна» ДОброго времени суток. Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи по теме: "Составление рассказа по картине "Весна"" Цель - продролжать.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима»Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
Опубликовано: 18 апреля 2024 в 08:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД