Юлия Ивлева
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
совершенствовать умение составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
Задачи:
• совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи;
• развивать связную монологическую речь;
• развивать слуховое внимание, наблюдательность, память, эмоциональную отзывчивость;
• закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
• воспитывать интерес и любовь к чтению, желание и умение слушать художественные произведения.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Чтение стихотворения И, Бунина „Листопад“, Составление рассказа о кукле“» размещена в разделах
- Бунин И. А. Творчество Бунина для детей
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
Предварительная работа:
беседы с детьми на тему осени и осенних примет, рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, альбома "Осень", чтение худ. литературы (сказка «Рыжие листья Н. Грибачёв, «Яблоко» В. Сутеев, «Осень на пороге» Н. Сладков, загадки, пословицы об осени, рисование "Осеннее дерево", разучивание игры «Осенняя сказка», д/и «Назови правильно», «Когда это бывает?», «Времена года».
Способы реализации цели:
сюрпризный момент, речевая д/и «Назови правильно», музыкальная игра «Осеняя сказка», рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень», вопросы к детям, чтение стихотворения И. Бунина «Листопад», приход в гости куклы Кати, составление рассказа о кукле, д/и «Где спряталась кукла?», поощрение, подведение итога ООД.
Средства реализации цели:
репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», интерактивная панель, ноутбук, кукла Катя, короб с музыкальными инструментами (маракасы, деревянные ложки, колокольчики, бубны).
ХОД ООД:
Обратить внимание детей на короб, в котором лежат музыкальные инструменты.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за короб лежит у нас в группе?
Хотите посмотреть, что в нем лежит?
Предполагаемый ответ детей: Да.
Воспитатель: Тогда предлагаю вам игру «Назови правильно»
Проводится д/и на обогащение словарного запаса «Назови правильно».
Воспитатель открывает короб и вынимает содержимое, а дети называют музыкальные инструменты.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все музыкальные инструменты вы назвали верно. Хотите с ними поиграть?
Предполагаемый ответ детей: Да.
Воспитатель раздает инструменты детям и проводит музыкальную игру
«Осенняя сказка»
Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке (погремушка-шумелка)
Где листочком зашуршит, (маракасы)
Где дождинкой зазвенит (колокольчик)
Раздается громкий стук -
Это дятел - тук да тук! (деревянные ложки)
Дятел делает дупло,
Белке будет там тепло. (деревянные ложки)
Ветерок вдруг налетел, (бубенцы)
По деревьям пошумел, (погремушки-шумелки)
Громче завывает,
Тучки собирает.
Дождик - динь, дождик - дон! (колокольчики)
Капель бойкий перезвон. (колокольчики)
Все звенит, стучит, поет,
Осень яркая идёт! (все инструменты)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как весело у нас получилось!
Дети кладут муз. инструменты садятся на стульчики.
На доске репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
Воспитатель обращает внимание детей на пейзаж.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая картина! Скажите, пожалуйста, какое время года на ней изображено?
Предполагаемый ответ детей: На картине изображена осень.
Воспитатель: Верно. А как вы догадались?
Предполагаемый ответ детей: Потому что листья на деревьях жёлтые и трава жёлтая.
Воспитатель: А как мы называем осень, когда все вокруг жёлтого цвета?
Предполагаемый ответ детей: Золотая осень.
Воспитатель: Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них.
Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
Воспитатель: Согласитесь, так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении.
Раздаётся стук в дверь и появляется кукла Катя.
Кукла: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Катя. Я услышала это красивое стихотворение и решила зайти к вам в гости.
Моя подруга Неваляшка рассказала мне о том, как вы порадовали её, когда в прошлый раз она приходила к вам в гости. Вы отметили, какая она красивая, описали её одежду и музыкальность. Теперь и мне хочется, чтобы вы порадовали меня и так же рассказали обо мне.
Воспитатель: Что ж, ребята, порадуем куклу Катю?
Предполагаемый ответ детей: Да.
Воспитатель: Тогда рассмотрим её внимательно. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать.
Воспитатель: Кто это?
Предполагаемый ответ детей: Это кукла Катя.
Воспитатель: Какие у нее волосы?
Предполагаемый ответ детей: У куклы мягкие белые волосы.
Воспитатель: Какого цвета у нее глаза?
Предполагаемый ответ детей: У Кати голубые глаза.
Воспитатель: Во что одета кукла?
Предполагаемый ответ детей: Она одета в белую куртку, синюю юбочку и белые сапожки.
Воспитатель: Какое у нее лицо?
Предполагаемый ответ детей: У куклы доброе красивое лицо.
Воспитатель: Хорошо. Что же у нас получилось? Послушайте, ребятки, как я вам расскажу о нашей гостье.
Эта кукла Катя. Она очень красивая и нарядная. На ней надета белая курточка, синяя юбочка, а на ногах у куклы белые сапожки. В руках у нее белая блестящая сумочка. У Кати красивая причёска. Кукла мне очень нравится, потому что у нее красивые голубые глазки и она улыбается.
Кукла Катя: Ой, как хорошо вы обо мне сказали! Давайте немножко разомнёмся и поиграем со мной в прятки.
Проводится д/и «Где спряталась кукла?»
Кукла: Сейчас вы встанете около стульчиков и повернётесь ко мне спиной. А когда повернётесь, скажете, где я спряталась.
Дети встают и поворачиваются спиной к воспитателю и кукле.
Кукла: Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп. (дети хлопают в ладоши)
Прыгайте, как мячики: прыг-скок, прыг-скок, (прыгают на месте)
А теперь остановитесь к кукле Кате повернитесь.
Воспитатель: Где спряталась кукла Катя?
Предполагаемый ответ детей: Кукла Катя спряталась за стульчиком.
Кукла Катя спряталась под столом.
Кукла Катя спряталась в корзинке.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, кто еще хочет рассказать о кукле Кате? Что бы вам было легче рассказывать, я предлагаю вам использовать схему для описания, которая помогала вам рассказывать о неваляшке.
Дети рассказывают о кукле, используя алгоритм для описания игрушки.
Кукла Катя: Спасибо, ребятки, что так красиво рассказали обо мне. Мне очень понравилось. За это я вам подарю наклейки. А сейчас мне пора домой. До свидания.
Предполагаемый ответ детей: До свидания!
Наклейки кукла оставляет к коробочке.
Воспитатель: Что ж, ребята, вам понравилось играть с нашей гостей?
Предполагаемый ответ детей: Понравилось.
Воспитатель: А что еще мы с вами сегодня делали?
Предполагаемый ответ детей: Мы рассказывали про куклу.
Воспитатель: Да, мы составляли рассказ о кукле. А про какое время года мы разговаривали?
Предполагаемый ответ детей: Мы разговаривали об осени.
Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, какая бывает осень?
Предполагаемый ответ детей: Осень бывает красивая и золотая.
Осень бывает холодная и дождливая.
Осень бывает яркая и щедрая.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь я раздам сюрпризы, которые для вас приготовила кукла Катя.
Дети получают наклейки.
Литература:
О. В. Дыбина «Ознакомление с окружающим миром в средней группе»