Ирина Першакова
Конспект занятия по развитию речи «Зимняя одежда» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование первоначальных представлений о взаимосвязи сезонной одежды с природными изменениями.
Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):
образовательные:
- обобщить представления о зимней одежде, ее видовом многообразии;
- закреплять представление о характерных особенностях зимней природы.
развивающие:
- развивать интерес к окружающему миру в процессе игры;
- закрепить умение подбирать предмет одежды по заданному признаку;
- вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения;
- развивать мелкую и общую моторику.
воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимняя одежда“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимняя одежда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
- воспитывать самостоятельность, умение понимать образовательную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Планируемые результаты образовательной ситуации:
- знает и объясняет назначение предметов зимней одежды;
- правильно определяет сезонную одежду;
- проявляет симпатию по отношению к окружающим, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
- имеет первичные представления о себе;
- имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
Возрастная группа: младшая группа (от 3 до 4 лет)
Форма организации деятельности: подгрупповая
Форма проведения: решение проблемной ситуации, дидактическая игра
Методические приемы: введение персонажей, словесное описание
Формирование словаря детей: уточнять названия и назначение предметов одежды (колготки, шорты, платье, кофта, валенки, сапоги, шуба, шапка, пуховик, варежки); зимняя одежда; летняя одежда.
Оборудование и материалы:
- оборудование: ноутбук; игрушка-обезьянка; чемодан; таз с водой
- демонстрационный материал: кукольная одежда (шапка, валенки, шарф, варежки); схема раздевания и одевания на прогулку.
- раздаточный материал: бумажные куклы (на каждого ребенка); бумажная одежда (на разные времена года); карточки с силуэтами зимней одежды; цветные карандаши; восковые мелки; сувениры-солнышки.
I. Описание коммуникативно-смыслового контекста образовательной ситуации с выходом на познавательно-исследовательскую деятельность.
Дети находятся в группе в самостоятельной деятельности. Воспитатель обращает их внимание на раздающийся звук.
Педагог: Кто это может быть? (ответы детей) Посмотрим, кто же к нам пришёл (находят игрушку обезьянку). Какой у нас сегодня необычный гость. Кто это? (ответы детей). Да, это обезьянка, она мне сказала, что её зовут Марта.
Обезьянка плачет.
Педагог: ребята, а какое настроение у Марты? (ответы детей). Покажите, ребята, как ей грустно (дети мимикой показывают эмоцию грусти).
Педагог: Марта, а почему ты плачешь?
- Мне очень холодно! – отвечает обезьянка
Педагог: Как вы думаете, ребята, почему Марте холодно? (предположения детей.
Педагог: Марта рассказала мне свою печальную историю. Хотите узнать, что у нее случилось? (ответы детей)
Марта приехала к нам из солнечной Африки. В этой стране всегда светит солнышко и на улице стоит тёплая погода. А все жители этой страны ходят, в какой одежде, как вы думаете? (ответы детей).
Дети: В легкой, летней одежде. В платье, шортах и футболках.
Педагог: Да, в легкой, летней одежде. Марта захотела приехать к нам в гости, но не знала, что у нас сейчас холодно, выпадает снег, а вода превращается в лед. А как называется это время года, ребята? (ответы детей)
Педагог: послушай Марта вместе с ребята, что происходит зимой.
Мультимедийная презентация
(педагог читает текст, сопровождающийся показом мультимедийной презентации)
«Пришла зима. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев, кустарниках, крышах домов. Чтобы не замерзнуть, дети стали тепло одеваться н прогулку. И Катя тоже тепло оделась. Она надела кофту, штаны, ноги обула в валенки. На голову надела шапку. Теперь надела шубу и повязала шарф. На руки Катя надела варежки. Вот как тепло оделась Катя! Теперь Катя на улице не замерзнет.»
II. Постановка проблемы (формулирование проблемного вопроса) как условие формирование познавательной мотивации (желание узнать, интерес).
Педагог: ребята, так почему Марта заплакала? (ответы детей). Да, вы правильно думаете. Марта не знает, какую одежду нужно одевать на улицу зимой и попросила нас ей помочь. Поможем Марте? (ответы детей)
III.Описание познавательно-исследовательской деятельности
Педагог: Ребята, а вы знаете какую одежду нужно одевать в зимний период. (ответы детей). Зимнюю.
Педагог достаёт чемодан с одеждой.
Педагог: Давайте посмотрим, что здесь лежит? (достает одежду, показывает ее детям, они называют, при затруднении педагог помогает)
- Что это? (Шапка.) На что надевают? (На голову.)
- Это что? (Валенки) На что надевают? (На ноги.)
- Что это? (Шарф.) Куда повязывают шарф? (На шею.)
- Это что? (Варежки.) На что надевают варежки? (На руки.)
Педагог: ребята, а из чего можно шить одежду? (ответы детей) А как вы думаете, можно ли шить одежду из бумаги? (ответы детей). Предлагаю проверить? (показывает 2 варежки: одна вязаная, другая из бумаги). Какая из них бумажная? Как вы догадались? (ответы детей)
Что нужно делать, если одежда пачкается? Смотрите, на варежках есть пятнышки. Давайте, их постираем? (опустить варежки в тазик с водой, отжать). Что случилось с бумажной варежкой? (ответы детей). Почему это произошло? (ответы детей). Да, потому что бумага боится воды. А что с вязаной варежкой? (ответы детей) Да, она только намокла. Мы ее высушим и будет она, как новенькая! Значит, можно или нет, носить одежду из бумаги? (ответы детей)
Педагог: а еще Марта не знает как правильно собираться на прогулку. Поможем ей одеться? (ответы детей)
Тактильная игра – массаж «Собираемся на прогулку»
(педагог, имитируя, показывает детям, в какой последовательности нужно одеваться, просит детей помогать)
- надеваем колготки, штаны, носки (легкое поглаживание ног);
- надеваем кофты (поглаживание рук, живота);
- надеваем валенки (поглаживание ног от пальцев до колена);
- надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания);
- застегиваем пуховик (точечные движения от шеи до живота, завязываем шарфы.)
Педагог: теперь, Марта мы готовы идти на прогулку.
Физкультминутка
На дворе мороз и ветер,
(ходьба ровная на месте)
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
(потирают одну ладонь о другую)
Ручки, ручки согревают.
Не замерзнут ручки – крошки –
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
(хлопаем в ладоши)
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!
(топают ногами в такт словам)
Дидактическая игра «Что наденем мы зимой».
Педагог: посмотрите, сколько у нас тут много разной одежды (на столе разложена одежда для бумажных кукол). Выберите ту одежду, которая подойдет для зимней прогулки (дети выбирают одежду, одевают каждый свою куклу и объясняют свой выбор).
Упражнение «Штриховка»
(педагог обращает внимание детей на карточки с заданием)
Педагог: ребята, какие красивые у нас есть шапки, шарфы, варежки и т. д., но на них не хватает чего-то. Что мы можем с вами сделать, для того, чтобы она стала наряднее? (ответы детей).
Чтобы приступить к заданию, мы подготовим свои пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
Рукавички новые, теплые, пуховые
(сжимаем – разжимаем поочередно пальчики)
Мне их бабушка связала, подарила и сказала:
(имитация движения вязания спицами)
«Вот теперь у внучки, не озябнут ручки!»
(сжимаем - разжимаем поочередно пальчики).
Работа по карточкам
(Дети выбирают понравившуюся карточку и выполняют задание)
Педагог: Марта, вот тебе карточки-подсказки, чтобы ты не забыла, что нужно надевать зимой на улицу. Если захочешь к нам приехать в гости еще раз.
Марта (озвучивает педагог): спасибо, вам, ребята за помощь. Мне было у вас очень интересно. Теперь я знаю, какую одежду носят зимой. А я вам привезла каждому по солнышку, чтобы и в зимние дни было светло и тепло. А еще я предлагаю вам, поиграть в игру «Солнышко». Хотите, вместе со мной поиграть? (ответы детей).
Хороводная игра «Солнышко»
Солнышко, ты солнышко, по кругу мы идем
И песенку веселую про солнышко поем.
(ходят по кругу)
Солнышко веселое, нас ты обогрей,
Чтоб росли ребята побыстрей.
(сходятся внутрь круга и расходятся)
Улыбнулось солнышко, на ребят взглянуло
(повороты вправо-влево, руки на поясе)
И ладошки жаркие детям протянуло.
(вытягивают руки вперед, машут)
IV.Выход из образовательной ситуации.
Марта (озвучивает педагог): загостилась я у вас, мне уже пора возвращаться домой. Теперь я буду одевать одежду по сезону. До свидания!
Педагог: ребята, вам было интересно сегодня? чем же мы сегодня с вами занимались? (ответы детей) Кто у нас был в гостях? А какое настроение было у Марты когда она пришла к нам и какое стало потом? (ответы детей) Как вы думает, мы с вами сделали доброе дело? (ответы детей) Трудно было вам? (ответы детей)