Наталья Илларионова
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [б] и буква Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;
- Познакомить детей с графическим образом буквы;
- Формировать навык слитного чтения;
- Готовить руку к письму, формировать графические навыки;
- Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
- Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;
- Закрепить произношение гласных звуков;
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему „Звук [б] и буква Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- Автоматизировать звук «Б» в слогах, словах и предложениях;
-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;
- Развивать общую моторику, координацию движений;
- Развивать память, внимание, мышление;
- Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;
Коррекционно- воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;
- Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества, чувство любви к диким животным.
Оборудование: картинки с дикими животными; мнемодорожка; картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот); магнитная азбука, карандаши, рабочие тетради, таблица для чтения В. Д. Юрчишина «Вижу, читаю, пишу», мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Войдет тот, кто правильно назовет гласный звук в конце слова : мак, кот, дым, суп, кит, жук, пыль.
II. Развитие мягкой голосоподачи.
И. п. стоя. Голосовое упражнение «Немое кино».
- Будьте внимательны, я буду показывать звуки без голоса, а потом мы с вами их пропоем. (Звукоряды : АУИ, ИУА, ИАУ)
- Молодцы ребята, занимайте свои места.
III. Развитие произношения и обучение грамоте.
1. Сообщение темы.
- Послушайте внимательно слова, какой звук часто встречается в начале этих слов: бочка, батон, бант, банан, Буратино. (правильно звук «Б»). Сегодня вы познакомитесь со звуком «Б» и научитесь его четко произносить.
2. Характеристика звука «Б» по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед показывает мнемодорожку.
-Давайте вместе произнесем звук «Б».
-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)
-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук «Б» звонкий.
- Звук «Б» - согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его синей фишкой, он будет жить в синем домике.
3. Развитие фонематического слуха.
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук «Б», хлопните в ладоши.
Ба, ха, па, бы, ты, мы, бо, по, но, бу, ту, пу….
4. Произнесение звука «Б» в словах.
Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук «Б» (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).
Логопед раздает детям картинки. И просит их обозначить звук «Б» на схематической полоске слова.
- Возьмите, полоски. Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте звук «Б», на полоске соответствующей фишкой.
ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы»
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
5. Произношение звука «Б» в связной речи.
- Повторяйте за мной читстоговорки.
Ба – ба - ба – на избе была труба.
Бу – бу – бу - побелили мы трубу.
6. Обучение элементам грамоты.
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б». Из каких элементов состоит буква Б (из длинной и короткой палочки, полукруга).
Буква Б – просыпается рано.
Буква Б – бочонок с краном.
- Построим из пальцев букву «Б».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
- На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р, каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».
- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.
7. Слитное чтение слогов с буквой «Б».
- Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.
8. Дифференциация в словах, предложении.
8.1. Звуковой анализ слова БЫК - запись слова в тетради, составление схемы. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях.)
- Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.
- Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
- Назовите первый звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
- Назовите первый звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько согласных?
- Сколько гласных?
8.2. Игра «Преврати слово». Выкладывание слов: бык - бок – бак – бук. (Работа у доски)
- Перед вами на доске выложено слово БЫК. Измените в этом слове звук «Ы» на звук «О», какое слово получиться. Измените букву в слове.
- Измените в этом слове звук «О» на звук «А», какое слово получиться. Измените букву в слове.
- Измените в этом слове звук «А» на звук «У», какое слово получиться. Измените букву в слове. Посмотрите ребята, изменяя в слове одну только буквы мы меняем смысл слова.
8.3. Работа с деформированной фразой. Анализ предложений, графическая запись схемы в тетради.
- Послушайте слова. Составьте из них предложения. Белка, запасать, шишки.
- Давайте запишем в тетради предложение «Белка запасает шишки» в виде схемы.
- Сколько слов в этом предложении. (Три слова). Обозначьте данные слова графически, полосками под предложением.
- Назовите первое слово в предложении. Назовите второе слово в предложении. Назовите третье слово в предложении. Обратите внимание, что слова в предложении следуют друг за другом, как солдаты в строю.
9. Итог занятия.
- С каким звуком мы познакомились? (Со звуком «Б»)
- Что вы можете рассказать о букве «Б»