Приложение МААМ

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Полярное сияние»

Ольга Халикова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Полярное сияние»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие представлений о явлениях неживой природы.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление детям о природном явлении «Северное сияние»;

- формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью;

Развивающие:

- учить создавать изображение Cеверного сияния с помощью различных материалов;

- развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

- развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически.

Воспитательные:

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Полярное сияние“» размещена в разделах

- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: компьютер, глобус, картинки с изображением полярного сияния, игрушка цветик – семицветик, мольберт, бумага для рисования,  оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, краски акварельные и гуашевые, кисти, палитра, молоко, конфеты M&M’S и SKITTLES, растительное масло, ложки, стаканы, шприцы.

Предварительная работа: рассматривание фотографий о Северном крае, беседы о суровом климате Севера, чтение художественной литературы: Р. Рамазанов «Тюлень», «Белый медведь».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Здравствуйте мои друзья!

Рада всех увидеть я!

День сегодня непростой,

В мир чудес мы попадем

Много волшебства на свете,

Встретиться с ним мечтают и взрослые, и дети.

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: Ребята, а вы верите в волшебство?

Ответы детей.

Воспитатель: Что это такое?

Ответы детей.

Воспитатель: Это чудо, превращение. Ребята, а вы знаете кто самый лучший волшебник?

Ответы детей.

Воспитатель: Я хочу вас познакомить еще с одним могучим магом и даже показать его фокусы.

Воспитатель загадывает детям загадки, сопровождая отгадки показом.

1. После дождя она бывает,

И полнеба закрывает.

Дуга красивая, цветная

Появится, затем растает.  (радуга)

2. Заслонили тучи солнце,

Гром раскатистый смеется.

В небе молний полоса,

Значит началась… (гроза)

3.  Посмотрите: с неба летом

Полетели льдинки!

Освежили белым цветом

Травку и тропинки… (град)

4. Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо.

За окошком двор исчез,

Там волшебный вырос лес! (мороз узоры)

Воспитатель: Теперь вы догадались кто создатель этих чудес? Да, это природа. Сегодня я хочу вам предложить отправиться в увлекательное путешествие, где природа приготовила немало интересного.

Где всегда, скажите дети,

полно снега, много льда,

Ночи длятся по полгода,

ветры мчат туда-сюда?

Люди ездят на санях?

Где не тает лед в морях? (Северный полюс).

Воспитатель: Ну что, вы согласны отправиться в путешествие на Северный полюс? А вы знаете, где находится Северный полюс? Посмотрим на глобусе. Глобус - это уменьшенная модель Земли. Как вы думаете, что изображено на глобусе голубым цветом? А коричневым? На Земле есть два полюса: Северный и Южный. На обоих полюсах погода холодная, дуют сильные ветра. Северный полюс окружен самым холодным Северным Ледовитым океаном. Большая часть его покрыта снегом и льдом. Северный полюс - это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега и льда. Северный полюс на глобусе окрашен в белый цвет, как вы думаете почему? Потому что Северный полюс - это ледяная пустыня. А вы знаете, чем еще отличается погода Севера от нашей погоды? День с ночью не чередуются, как это происходит у нас. Здесь полгода солнце не скрывается за горизонтом, а затем полгода наступает полярная ночь. Как выдумаете, тепло ли мы одеты? Давайте оденемся потеплее, и отправимся в путь.

Физкультурная минутка.

Наденем на ножки теплые сапожки,

Подтянем штанишки, наденем пальтишки.

Пальтишки меховые и шапки меховые.

И застегнемся вот так!

Пуговичка к пуговичке в ряд.

Что ж, готовы? Это дело!

Поспешим на север смело!

Воспитатель: Ребята, а как же мы туда попадем? Без волшебства нам не обойтись. Волшебный цветик - семицветик нам быстро поможет добраться до места. Кто помнит волшебные слова?

Дети вместе с воспитателем: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели! Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе!»

Воспитатель: Вот мы и на месте. Я хочу вас познакомить с одним волшебным явлением. Вы готовы?

Включается видео северного сияния.

Воспитатель: Как вы думаете, что мы с вами наблюдали? Кто же мог создать такую красоту?

Ответы детей.

Воспитатель: Северное сияние - одно из красивейших природных явлений, но увидеть его не так уж и просто. В ясные морозные ночи Северное небо, озаренное лишь светом луны и бесчисленных звезд, неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем. Красивым и необычным небом всегда любуются и взрослые, и дети, и животные. Это явление называют северным или полярным сиянием, потому что оно наблюдается не только у нас на Севере, но и на Южном полюсе - Антарктиде. И чтобы не было обидно ни белым мишкам, ни пингвинам, ученые называют сияние полярным.

Воспитатель: Мы много с вами узнали о севере. Но мало кто знает, что северное сияние можно получить в домашних условия. Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Но для этого разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Кто на Севере живет? (попеременно хлопаем в ладоши

Кто там ест, и кто там пьет? и ударяем кулачками друг об друга)

Звери необычные, (обнимаем себя за плечи, показываем

К холоду привычные.  как мы замерзли)

Вот песец из норки смотрит, (делаем кольцо из большого и указательного пальца,

смотрим в получившуюся «норку»)

Белый мишка важно ходит, («шагаем» указательным и средним пальчиками)

Ну, а морж, как капитан, (ладони складываем «лодочкой»,

Покоряет океан.  и «плывем» волнообразно вперед)

Гордый северный олень (руки скрещиваем над головой)

Грузы возит целый день.  (одна рука «шагает» большим и указательным

пальцами, другая лежит на ней, сжатая в кулак)

3. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 1 («Волшебство красок»)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, если взять два или больше оттенка краски и смешать их между собой, что получится?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, получится новый цвет. Это очень удобно, ведь для того, чтобы нарисовать северное сияние, не обязательно иметь большую палитру с красками: многие цвета можно получить с помощью смешивания. Смешивая между собой главные цвета (красный, желтый и синий) и неглавные, можно получить разнообразие цветовых оттенков. При добавлении в краски белого цвета можно получить светлые оттенки исходного цвета, а при смешивании с красками черного - можно получить темные тона: темно-красный, темно-зеленый, темно-синий и т. д.

ВоспитательПредлагаю этим заняться: получением новых красок.

Опыт 2 («Северное сияние в молоке»)

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем сделать северное сияние в тарелке с молоком. Вспомните, какие цвета присутствуют в северном сиянии?

Дети: Желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Перед вами на столе стоят краски, но фиолетовой краски я найти не могла. А вы не знаете, как можно с помощью других цветов получить фиолетовый цвет?

Рассуждения детей.

Воспитатель: Молодцы! А теперь вы можете, взять с помощью кисточки краски, которые вы считаете, вам не обходимы для получения фиолетового цвета и попробуйте в палитре смешать цвета и получить фиолетовый цвет.

Воспитатель: Молодцы, все справились! Какие цвета вы использовали для получения фиолетового цвета?

Дети: Красный и синий.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поочередно кисточкой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём северном сиянии, и капнуть в свою тарелку с молоком. Когда закончите, позовите меня.

Воспитатель подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства. Далее идет наблюдение детей за реакцией.

Опыт 3 («Северное сияние в тарелке»)

Воспитатель: Для следующего опыта нам нужно взять белую и плоскую тарелку. Далее выкладываем конфеты вокруг тарелки, наливаем воду и наблюдаем за появлением «Северного сияния» в тарелке.

Опыт 4 («Северное сияние в масле»)

Воспитатель: Теперь нам понадобится стеклянная ёмкость (например, высокий стакан, гуашь, шприц, теплая вода и растительное масло.

Сначала в емкость наливаем воду, затем осторожно наливаем растительное масло, сверху начинаем капать разведенной краской. И наблюдаем, как через слой масла, краска попадает в воду не сразу, образуя красивые разноцветные шарики. Медленно опускаясь в воду, разноцветные шарики по пути создают, целые миры, похожие на северное сияние!

4. Итог.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Где сегодня мы с вами побывали? Какие условия на северном полюсе? С какими чудесами Севера вы встретились?

Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось… Давайте скажем волшебные слова, и вернемся домой.

Дети вместе с воспитателем: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели! Вели, чтобы мы оказались в нашей группе!»

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Полярное сияние»
Опубликовано: 29 июня 2022 в 16:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Полярное сияние»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Халикова (УИ 2470930) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД