Колесникова Ольга Александровна
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну экспериментов»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 281 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
НА ТЕМУ:
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
Подготовила воспитатель
логопедической группы:
Колесникова О. А.
г. Донецк, 2022
Цель: Формировать познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности, расширять навыки исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в страну экспериментов“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
• Образовательные: закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ)
• Развивающие: развивать у детей органы слуха, зрения, обоняния, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ.
• Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, аккуратность, внимательность, умение действовать самостоятельно и в группах, воспитывать дружеские взаимоотношения, уважительное отношение к труду людям науки. Закрепить правила безопасности поведения во время проведения экспериментов.
Словарная работа: лаборатория, опыты, эксперимент
Предварительная работа: чтение литературы, формирование знаний о правилах поведения в лаборатории; проведение занятий в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.
Оборудование:
- воздушные шары (с гелием);
- ёмкость с холодной и горячей водой;
- пластмассовая бутылка;
- воздушный шарик;
- 2 стаканчика;
- колбы разной формы;
- картинка с изображением воздушного шара с корзиной;
- картинка с изображением песка;
- глобус;
- конверт с письмом;
- на каждого ребенка: тарелочки, песок, цветной песок, трафарет цветка, картон, клей, вода в стаканчике, кисточки, салфетки.
Ход занятия:
I. Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня на занятии присутствуют гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вместе мы в кругу опять (беремся за руки)
Всё. Внимание! Не отвлекаемся.
В путешествие мы отправляемся (идут по кругу)
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в страну экспериментов. На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей). Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против?
Воспитатель вносит большой гелиевый шар, а дети и педагог встают вокруг него.
Нам в пути нужен важный помощник.
О нем говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг.
Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.
А теперь, ребята, давайте вдохнем и выдохнем воздух. (упражнение «Глубокий вдох и выдох через 5-7 секунд»)
А почему мы не видим воздух? (ответы детей). Воздух невидим, так как он прозрачен.
А хотите увидеть воздух? Для этого нам необходимо пройти в нашу лабораторию.
Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании :
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. С горячей водой будь осторожен!
(на доску вывешиваются соответствующие картинки)
Эксперимент № 1 :
Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.
Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Эксперимент № 2 :
Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.
Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?
Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
Воспитатель открывает изображение воздушного шара.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинку и скажите, зачем под воздушным шаром расположена горелка? (ответы детей). Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.
Эксперимент № 3 :
Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.
Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать бутылку в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете почему он надулся? (предположения детей)
Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.
- А теперь опустим бутылку в холодную воду, что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)
Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.
Воспитатель: Зачем же нужна горелка? (ответы детей). При нагревании воздух расширяется и заполняет шарик. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.
Воспитатель: Нам пора дальше отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели.
Дети встают вокруг шара.
Мы летим, летим, летим
Все узнать скорее хотим
Мы посмотрим вправо, влево
Снизу вверх мы поглядим
И до места долетим.
Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят.)
Воспитатель достаёт глобус.
Дети, что это у меня в руках? (глобус).Правильно, так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода) Послушайте стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода?
Пройдёмте в лабораторию.
Воспитатель: Сейчас, мы узнаем о свойствах воды.
Эксперимент№ 4 :
Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.). А имеет ли цвет вода? Какого цвета вода? (Ответы детей) Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха. Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Эксперимент № 6 :
Воспитатель: Сейчас нам понадобятся стакан с водой, соль и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли и размешать.
Воспитатель: что произошло с солью? (соль растворилась)
Мы делаем следующий вывод.
Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.
Эксперимент № 7 :
Разлить воду по разным сосудам.
Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)
Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть
Физкультминутка: «Дождик»
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Воспитатель: Давайте повторим свойства воды. Ну что нам пора дальше отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели.
Мы летим, летим, летим
Все узнать скорее хотим
Слышим гром гремит
Дождь во всю стучит
Ветер шар наш подгоняет
В новую лабораторию нас приглашает
Воспитатель: Ребята, смотрите конверт, а в нем письмо. Что же в письме написано и от кого это письмо? Ребята это письмо от Феи, давайте прочитаем, что же она нам написала. «Дорогие друзья! Здравствуйте! Я много хорошего о вас наслышана, какие вы смелые, умелые и любите проводить опыты исследовать различные вещества. Помогите мне пожалуйста исследовать вещество, необходимое для строительства волшебного замка. А какое вещество вам подскажет картинка, которую я вам отправила. Ну что ребята поможем Феи? Что изображено на картинке? (песок) Значит мы сейчас будем исследовать песок. Прежде чем зайти в лабораторию, чтобы исследовать песок давайте вспомним правила безопасности при работе с песком: песок в рот не брать, не обсыпаться песком, не тереть глаза грязными руками. Почему?
Эксперимент № 9
Воспитатель: У вас на столах в чашечках находиться песок. Какого он цвета? Возьмите щепотку песка и потрите между пальцами. Что вы заметили? Какой песок? (сухой,сыпучий, рыхлый)
Эксперимент № 10
Воспитатель: ребята, насыпьте в тарелочки щепотку песка и с помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрите его. Что вы видите? Какой песок сухой или мокрый? Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки). Как выглядят песчинки? (разной формы, разного размера). Осторожно дуньте на них, что произошло? Песчинки разлетаются, потому что они не прилипают друг к другу. Значит в сухом виде каждая песчинка не прилипает друг к другу. Добавьте в чашечку с песком немножко воды. Что происходит? Аккуратно размешайте ложечкой. Куда исчезла вода? Каким стал песок? Попробуйте влажный песок посыпать, что происходит?
Давайте немножко отдохнем и превратимся в маленькие песчинки.
Физминутка (дети под музыку разбегаються и собираються вместе)
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок
Эксперимент № 11
Возьмите сухой песок и попробуйте из него что ни будь слепить. Что происходит?возьмите влажный песок и попробуйте из него что ни будь слепить. Что происходит? Почему вы смогли слепить?
Вывод: Влажный песок не сыплется и из него можно лепить, потому что когда песок мокнет воздух между песчинками исчезает и мокрая песчинка соединяется со своей соседкой песчинкой. Из влажного песка мы можем построить целый песочный замок. А что можно сделать с сухим песком? Попробуйте пальчиком нарисовать на песке домик. Получается? Давайте сделаем приятное нашим гостям и подарим им песочные цветы. Подойдите к столам, на столах лежат тарелки с разноцветным песком и трафареты цветов. Мы возьмем трафарет приложим его на картон. На трафарет нанесем клей и на клей посыплем цветной песок. Убираем трафарет и стряхиваем лишний песок. Какие красивые цветы у вас получились.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места. Закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять и мы с вами в саду опять! Прилетели.
Давайте теперь вспомним, что интересного мы сегодня узнали во время нашего путешествия в страну экспериментов. (Ответы детей)
Когда в посуде кипяток
Не прикасайся к ней дружек.
Поверь, горячая вода
Была опасная всегда.