Татьяна Антипова
Конспект занятия «Звуки [ш], [ж]» в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город»
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей логопедической группе по лексической теме
«Наш город». Звуки [ш], [ж]
Публикация «Конспект занятия „Звуки [ш], [ж]“ в старшей логопедической группе по лексической теме „Наш город“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Наш город». Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Автоматизация произношения звука [р].
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного гнозиса и пространственного праксиса, мышления, тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Серия картинок «Лев и мяч», магнитофон и кассета с записью музыкального сопровождения, мяч, «Мой букварь» по числу детей.
Предварительная работа. Работа над общими речевыми навыками.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. ]
Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков. На столе перед детьми лежат открытки с видами города.
Логопед. Посмотрите на открытки, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, у кого на открытке Караул-гора.
Ребенок садится.
Логопед. Теперь сядет тот, у кого на открытке горы Две сестры.
Садится второй ребенок.
Логопед. Можно сесть тому, у кого на открытке река Донец.
Садится третий ребенок.
Логопед. Настя, а что у тебя на открытке?
4-й ребенок. У меня Введенский храм.
Логопед. Правильно. Сегодня мы продолжим разговор о Белой Калитве, составим рассказ по серии картинок «Лев и мяч», поиграем и почитаем.
2. Рассматривание серии картинок «Лев и мяч» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи. ]
Логопед раскладывает картинки на столе и предлагает детям расставить их на доске по порядку. Дети выполняют задание.
Логопед. Кого вы видите на первой картинке? Что они делают?
1-й ребенок. Мы видим двух мальчиков и маму. Они пришли в магазин и покупают новый мяч.
Логопед. Что вы видите на второй картинке?
2-й ребенок. Мальчик с мамой входят в зоопарк.
Логопед. Что нарисовано на третьей картинке?
3-й ребенок. Мама и мальчики остановились у клетки со львом, и тут младший брат неожиданно бросил мяч в клетку.
Логопед. Что художник нарисовал на следующей картинке?
4-й ребенок. Лев поставил лапу на мяч и гордо поднял голову, а малыш горько заплакал.
1-й ребенок. Он понял, что лев не отдаст ему мячик.
Логопед. Что мы видим на пятой картинке?
1-й ребенок. Мама и старший брат объяснили малышу, что ничего нельзя бросать в клетки животным, и стали его успокаивать.
2-й ребенок. Но мальчик продолжал горько плакать.
Логопед. Чем же закончилась эта история?
3-й ребенок. Мама привела мальчиков на набережную Невы к знаменитым каменным львам.
4-й ребенок. Она показала каменного льва и сказала: «Лев в зоопарке очень хочет быть похожим на своего знаменитого родственника». Малыш посмотрел на льва и улыбнулся.
Логопед. Молоды. Вы отлично рассказали о том, что нарисовано на картинках.
3. Подвижное упражнение «Весенний дождь».[Координация речи с движением. ] Логопед предлагает детям пройти на ковер и сделать знакомое упражнение.
Капля – раз, прыжок
Капля – два, прыжок
Очень медленно сперва, 4 прыжка
А потом, потом, потом увеличивается темп
Все бегом, бегом, бегом. быстрый темп
Мы зонты свои открыли, руки поднять
От дождя себя укрыли. кружимся
4. Подготовка детей к рассказыванию.
Логопед вновь приглашает детей за стол, предлагает им подготовиться к рассказыванию, придумать имена для мальчиков. Он напоминает, что рассказ можно начать со слова однажды.
5. Рассказ по серии картинок «Лев и мяч». [Развитие связной речи. ]
Дети по очереди составляют рассказ. Если им трудно начать рассказ, это может сделать логопед.
Лев и мяч
Однажды мама сказала Илье и Кириллу, что их ждет сюрприз - поездка в зоопарк, а еще младший брат наконец-то получит новый мяч. По дороге в зоопарк мама с мальчиками зашли в магазин и купили младшему из братьев упругий разноцветный мячик.
В зоопарке мама сразу повела сыновей к клетке льва. Илья давно хотел посмотреть на царя зверей. Увидев льва, мальчик в восхищении замер перед ним, но вдруг малыш неожиданно бросил в клетку мяч.
Лев поставил лапу на мяч и гордо вскинул голову. Кирилл понял, что лев не будет с ним играть и ни за что не отдаст игрушку. Он горько заплакал.
Мама и Илья стали успокаивать малыша и объяснять, что в клетки ничего бросать нельзя. Но Кирилл смотрел на свой мячик и никак не мог успокоиться.
Тогда мама повела мальчиков на набережную Невы, где стоят каменные львы. «Видишь, лев из зоопарка хочет быть похожим на наших знаменитых петербургских львов, поэтому и не отдает тебе мяч», - сказала она. И тогда Кирилл перестал плакать и улыбнулся каменному льву.
Логопед предлагает детям выбрать лучшего рассказчика.
6. Игра с мячом «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]
Логопед вновь приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Хвост льва чей?
1-й ребенок. Львиный.
Логопед. Усы льва чьи?
2-й ребенок. Львиный.
Логопед. Голова льва чья?
3-й ребенок. Львиная.
Логопед. Туловище льва чье?
4-й ребенок. Львиное.
Логопед. Отлично!
7. Работа по книге «Мой букварь» [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ж]-[з] в слогах и словах). Совершенствование навыка чтения. ]
Логопед вновь приглашает детей за стол и раздает им буквари.
Логопед. На прошлом занятии мы с вами учились различать звуки и буквы Ж и Ш. Сегодня мы будем различать звуки и буквы Ж и З. Прочитайте пары слогов и слов.
1-й ребенок. За - жа.
2-й ребенок. Зы - жи.
3-й ребенок. Коза - кожа.
4-й ребенок. Вози - вожжи.
Логопед. А теперь все вместе прочитаем предложение под картинкой.
Дети. Вот вожжи.
8. Упражнение «Соедини картинки с буквами» [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ж], [з], [ш], [с] в словах).]
Логопед ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. А теперь самостоятельная работа. Соедините картинки с теми буквами, которые есть в их названиях.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям высказать свои впечатления от занятия и оценивает деятельность каждого ребенка.