Папки-передвижки

Конспект занятия для детей подготовительной группы с ТНР «Дифференциация звуков [ч]-[т’]»

Евгения Нутикова
Конспект занятия для детей подготовительной группы с ТНР «Дифференциация звуков [ч]-[т’]»

Цель: учить дифференцировать звуки [ч]-[ть] в слогах, словах и в предложениях; учить дифференцировать буквы Ч-Т при чтении и на письме; совершенствовать звуко-буквенный анализ; упражнять в составлении предложений по опорным словам; отрабатывать дикцию; развивать мышление.

Оборудование: презентация: картинки бытовой техники для загадок; схемы для звуко-буквенного анализа слова; схемы для составления предложения; буквы Ч, Т; слоги ча, тя; тетради, ручки, альбом 3.

Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы с ТНР „Дифференциация звуков [ч]-[т’]“» размещена в разделах

Ход занятия

1. Организационный момент (речь с движением рук)

Логопед: Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети: Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно

Чтоб было всем понятно!

«Гимнастика для ума»

Логопед: Ответьте на вопрос словом, начинающимся со звука [ч].

- День недели -. (Четверг.)

- Любимая птица моряков, спутница кораблей -. (Чайка.)

- Что это? У него есть крышка, ручка, дно, стенки, носик. (Чайник.)

- Она носит панцирь на спине. (Черепаха.)

- «Белый», а наоборот -. (Черный.)

- Мастер, ремонтирующий часы. (Часовщик.)

- «Грязный», а наоборот -. (Чистый.)

- Какое число стоит между числами «3» и «5»? (Четыре.)

- Стоит на огороде для отпугивания птиц. (Чучело.)

- Прядь волос на лбу. (Челка.)

- Ягода. (Черемуха, черника.)

- Овощ. (Чеснок.)

Логопед: Ребята, с какого звука начинались все слова?

Дети: все эти слова начинались со звука Ч.

Логопед: А что такое звуки?

Дети: Звуки это то, что мы слышим и произносим.

2. Сравнение звуков [ч] и [ть].

Логопед: Сегодня мы с вами будем сравнивать два звука. Для того, чтобы узнать какие это звуки, отгадайте загадки.

***

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы.)

Логопед: Какой первый звук в слове часы? Расскажите о звуке [ч].

Дети: Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.

***

Фильмы, новости, рекламу,

Музыкальную программу,

Шутки, мультики, сюрпризы

Нам покажет.

(Телевизор)

Логопед: Какой первый звук в слове телевизор? Расскажите о звуке [тъ]?

Дети: Звук [ть] – согласный, глухой, мягкий; имеет ещё старшего братца - твёрдый звук [т].

Логопед: Один, два, три летающая тарелка на страницу девятнадцать лети.

Юпик предлагает сравнить звуки [ч] и [ть]. Чем похожи звуки [ч] и [ть]? Чем отличаются звуки [ч] и [ть]?

Дети: Эти звуки согласные, глухие, мягкие.

Логопед: Произнесите звук [ч]. Определите, что делают губы, зубы и язык.

Дети: Язык за верхними зубами, губы «трубочкой», зубы сомкнуты.

Логопед: Произнесите звук [т’] и определите положение губ, языка и зубов.

Дети: Язык за нижними зубами, губы улыбаются, зубы сомкнуты.

Логопед: Чтобы произносить звуки правильно, следите за положением кончика языка. Когда произносится звук [ч], кончик языка находится за верхними зубами. А когда произносится звук [ть], кончик языка находится за нижними зубами.

Дети упражняются в произношении звуков [ч] и [ть] по схеме, где стрелкой указано положение кончика языка.

Игра «Поймай звук» (Дети встают около своего стульчика)

Логопед: Послушайте звуки. Если услышите [ч], хлопните в ладоши. Если слышите звук [т’], топните ногой.

а) изолированные звуки: ть, ть, ч, ть, ч, ч, ть, ч, ть, ть, ч.

б) в слогах: ча, тя, чи, ти, тё, чё, чу, тю, те, че.

В словах: зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, пять, бычок, тишина, чулок.

3. Выделение звуков [ч] и [ть] из состава слова.

Логопед: На картинке изображена «Чудо-техника в нашем доме». Рассмотрите чудо-технику на странице книги. Назовите виды бытовой техники, в названии, которого есть звук [ч] ([ть]).

4. Дифференцирование звуков [ч] и [ть] в слогах.

Логопед: Отгадайте загадку.

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник)

Сделайте звуко-буквенный анализ слова чайник. (Дети выполняют задание индивидуально, один ребёнок на доске).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Что-то вам сказать хочу.

Логопед: Запомните и повторите, что говорит чайник:

Тя, тя – ча, ча, ча. (1 ряд)

Чу – тю, чу – тю, тю. (2 ряд)

Ти, чи, ти - чи, чи. (3 ряд)

А теперь сделаем вдох и на выдохе произнесём:

Чо - те - те – чо – чо - те. (вместе)

5. Дифференциация звуков [ч] и [ть] в словах.

Загадка:

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон)

Игра «Сломанный телефон»

- В нашем телефоне нарушилась связь: вместо звука [ч] - звучит [ть]. Как изменятся слова?

Мяч - мять речка - редька печь - петь пугач – пугать

ткач - ткать печка - Петька вечер – ветер честно – тесно

6. Физминутка «Часы»

Тик-так, тик-так, (Голову вправо-влево)

Ходят часики вот так.

Тик- так, тик-так.

Шаг налево, шаг направо,

Шаг вперед и два назад.

7. Дифференциация звуков [ч] и [ть] в предложении.

Логопед: Отгадайте еще одну загадку.

Научилась я, ребята,

Сама греть себе обед.

Кто мне в этом помогает,

Может знаете ответ?

(Микроволновая печь)

Печка печет,

Речка течет.

- Что делает печка? А речка? Назовите слова со звуком [ч]. Произнесите скороговорку медленно (в умеренном темпе, быстро).

8. Пальчиковая гимнастика. «Заводные машинки».

Пальцы рук в замке, кроме больших пальцев (мизинцев).

Большие пальцы (мизинцы) превращаются в заводные машины и начинают крутиться вокруг друг друга всё быстрее и быстрее.

9. Дифференциация букв Ч-Т при чтении и на письме.

Загадка

Буквы, флешки, монитор,

Запускается мотор.

Мышь имеется при нём,

Как его мы назовём?

(Компьютер)

а) «Слоги потерялись»

Логопед: На экране компьютера появились буквы. Какие это буквы, прочитайте.

Дети: Буква Ч, буква Т.

Логопед: Что такое буквы?

Дети: Буквы это то, что мы видим и пишем.

На экране компьютера появились слова, в которых пропущены слоги тя и ча.

Компьютер хочет проверить, как вы сумеете вписать эти слоги, чтобы получились слова. Перед этим вспомним правило писания буквы Ч с гласной буквой А.

Дети: «ча» — пишется с гласной А.

тё. Ка. све.

да. зада. ди.

У детей в тетрадях написано начало слов. Дети вписывают недостающий слог. Логопед проверяет выполненную работу.

б) «Составь пары».

В каждом доме есть прибор, который показывает время. Это часы. Посмотрите на часы внизу страницы. На них изображены не цифры, а слова. Прочитайте эти слова. С помощью стрелок соедините их в пары по смыслу. Составьте предложения с этими парами слов.

10. Итог занятия.

Логопед: Как можно назвать все эти предметы одним словом.

Какой ещё техникой пользуются в вашем доме?

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей подготовительной группы с ТНР «Дифференциация звуков [ч]-[т’]»
Опубликовано: 21 мая 2023 в 12:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД