Конспект занятия для детей старшей группы «Уши — органы слуха»

Марина Логинова
Конспект занятия для детей старшей группы «Уши — органы слуха»

Конспект занятия для детей старшей группы «Уши – органы слуха»

Цель: ознакомление детей со строением и функциями человеческого уха

Задачи:

Образовательная:

подвести детейк пониманию причин возникновения звука: колебания предметов;

дать представления о как человек слышит звук: воспринимает колебания от звучащих предметов;

познакомитьсо строением уха, уходом за ушами.

Развивающая:

развиватьпознавательный интерес детей в процессе экспериментирования; умение рассуждать, делать выводы

Воспитательная:

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любознательность; интерес к строению своего организма.

Словарная работа: слуховой проход, ушная раковина, барабанная перепонка, отоларинголог, молоточек, звуковые волны, колебание.

Материал: элементы костюмов ученого, учителя, отоларинголога, музыка, ложки привязанные к середине веревки, кастрюля, вода, стаканы, бумага,иллюстрации: строения уха, массажных точек на ушах, уход за ушами; ширма, цимбал

Предшествующая работа: познакомились с игрой «Пышкай», экскурсия в лабораторию.

Ход :

В: Ребята, подойдите все ко мне, сделайте большой и ровный круг. Сегодня к нам пришли гости, давайте мы с вами с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте!

В: Какое это удивительное слово «здравствуйте». Ведь оно - очень особенное. Это не только вежливое слово - приветствие, но и слово - пожелание. Так что же мы желаем человеку, когда с ним здороваемся?

Д: Желаем здоровья.

В: Правильно, ребята, молодцы! Давайте ещёраз пожелаем нашим гостям здоровья и скажем им: «Здравствуйте!».

Д: «Здравствуйте!».

В: Ребята, а что вам ответили гости!

Д:Гости ответили: «Здравствуйте!».

В: А как вы узнали?

Д: Мы услышали!

В: А что помогает человеку слышать слова, звуки?

Д: Наши уши!

В: А что будет, если не будет ушей?

Д: Мы не будем слышать!

В: А давайте проверим, действительно ли это так. По моей команде вы плотно закроете уши, указательными пальцами, а я за ширмой издам какой - то звук, посмотрим, услышите вы его или нет, закрытыми ушами, выполняем честно, плотно закрываем уши (переливаю воду из стакана в стакан). Слышали?

Д: Нет, не слышали.

В: А почему, не слышали?

Д: Потому, что уши были закрыты.

В: А сейчас, не закрывая уши, послушайте (переливаю воду) Слышали?

Д: Да, слышали, вы перелили воду из стакана в стакан.

В: Так действительно уши помогают нам слышать?

Д: Да!

В: Почему вы так решили?

Д: Потому, что уши, когда были открыты, мы слышали, а когда закрыты мы не слышим.

В: А вы знаете, как наши уши слышат звуки, как они их воспринимают?

Д: Нет

В: Хотите узнать?

Д: Да

В: Ребята, чтобы узнать, как наши уши воспринимают звуки, я предлагаю вам

отправиться в научную лабораторию, к ученому Всезнайкину.

В: Ребята, а чтобы попасть в лабораторию, нужно встать в круг, закрыть глаза ладонями,произнести волшебные слова:

Дружно глазки закрываем До пяти мы сосчитаем. И окажемся в тот же час Там, где рады видеть нас. 1,2,3,4,5 Глазки можно открывать (произносят слова, превращаюсь в ученого Всезнайкина).

В: Здравствуйте, ребята, я очень рад всех вас видеть. Меня зовут ученый Всезнайкин, добро пожаловать в мою научную лабораторию. Проходите, присаживайтесь на стульчики.

В: Вы знаете, как нужно вести себя в лаборатории?

Д: Знаем.

В: Давайте вместе с вами вспомним (показываю картинки с правилами поведения, дети их называют).

В: Ребята, я слышал, что вы хотите узнать, как мы слышим и воспринимаем звуки, это правда?

В: Я вам предлагаю, провести опыт, который поможет нам разобраться в этом вопросе.

В: Посмотрите, сейчас, я вам покажу, как мы с вами будем выполнять. Для начала вы возьмете ложку, которая привязана к середине веревки. Концами веревки обмотайте указательные пальцы, так, чтобы оба конца были одинаковой длины. Потом, указательными пальцами закройте уши наклонитесь вперед, чтобы ложка свободно повисла и стукнулась о край металлической кастрюли. Как вы думаете, когда ложка ударится о кастрюлю, мы услышим звук?

Д: Да (Разве мы можем слышать звуки, когда наши уши будут закрыты)

В: Так, давайте проверим.

Д: (проверяют, слышится звук напоминающий, колокольный звон).

В: Вы услышали звук?

Д: Да.

В: А как же мы смогли услышать, если наши уши были закрыты?

Д: (предположение детей).

В: Садитесь, сейчас я вам расскажу, как это получилось. Когда ложка ударилась, она начала дрожать, колебаться. Эти колебания по веревочке предались нашим ушам. Мы слышим, благодаря тому, что уши воспринимают различные колебания. Оказывается, все предметы, когда звучат, они дрожат, колеблются. Я могу вам это доказать (берем цимбалу, и дергаю за струну – возникает звук). Вы слышите, как звенит струна цимбалы?

Д: Да, слышим.

В: Обратите внимания, что происходит с ней в данный момент?

Д: Она вибрирует, колеблется (останавливаю рукой струну).

В: Что произошло, когда я прекратила колебание струны?

Д: Она перестала звучать (я еще дернула).

В: Что с ней происходит?

Д: Она опять зазвучала?

В: Что она делает при этом?

Д: Колеблется.

В: И так, значит, когда предмет звучит, он колеблется. Просто иногда эти колебания предметов такие мелки, что наш глаз не видит.

В: Колебания от звучащего предмета расходятся по воздуху, как волны по воде, поэтому их называют звуковые волны.

В: Давайте мы с вами вместе скажем?

Д: Звуковые волны.

В: Вот эти колебания, которые называем звуковыми волнами, и слышат наши уши.

В: А как оно это делает, вы узнаете на уроке в школе здоровья. Предлагаю вам туда отправиться. Встаем все в круг,закрываем глаза ладонями и произносим волшебные слова:

Дружно глазки закрываем До пяти мы сосчитаем. И окажемся в тот же час Там, где рады видеть нас. 1,2,3,4,5 Глазки можно открывать

В: Здравствуйте, ребята, я очень рада приветствовать вас в нашей школе здоровья. Сейчас, у вас переменка и мы с вами можем поиграть в коми народную игру «Пышкай». А вы знаете, как в нее играть?

Д: Да!

В: Маша, расскажи нам правило игры.

М: По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза,остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей и запел как соловей.

Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.

В: Спасибо, Маша, а сейчас возьмемся за руки и поиграем, но как прозвенит звонок, вам нужно будет сесть за парты, как настоящие ученики. (Дети играют, звенит звонок).

В: Ребята, прозвенел звонок, пора садиться на урок. Тема нашего сегодняшнего урока «Как наши уши воспринимают звуковые волны».

В: Для начала, посмотрите на уши друг друга, то что вы видите называется ушная раковина, она находиться по бокам головы. Повторите, как она называется.

Д: Ушная раковина.

В:Она собирает, улавливает звуковые волны и направляет их в слуховой проход (иллюстрация). Слуховой проход, это то отверстие, которое вы видите, глядя на ухо своего друга, он похож на узкий коридорчик. Звуковая волна бежит по нему и ударяется о тонкую плёночку, натянутую как на барабане, она и называется барабанная перепонка. Давайте повторим?

Д: Барабанная перепонка.

В: От удара звуковой волны, барабанная перепонка тоже начинает колебаться, вибрировать. От этих колебаний маленькая косточка, под название молоточек (находится за барабанной перепонкой, начинает стучать по другой косточке, этот сигнал передается «прибору», похожему на улитку. А улитка специальным дорожкам молниеносно передает этот сигнал в мозг, на расшифровку.

Например, раздаётся звонок в дверь; ухо воспринимает этот сигнал и посылает в мозг.Мозг командует: подойди к двери, посмотри в глазок прежде, чем открывать дверь.

В: Теперь, вы знаете, как наши уши воспринимают звуковые волны.

В: Чтобы они хорошо слышали, не болели, нужно посещать специального врача. А вы знаете, как называется врач, которые осматривает и лечит уши?

Д: ЛОР

В: Правильно, ЛОР, а по другому его можно назвать отоларинголог. Давайте, мы с вами вместе произнесем?

Д: Отоларинголог.

В: (Звенит звонок). Урок закончен, а вы давно были у отоларинголога, давно проверяли уши?

Д: Да давно!

В: Тогда, я вам предлагаю, отправиться к этому врачу. Встаем все в круг,закрываем глаза ладонями и произносим волшебные слова:

Дружно глазки закрываем До пяти мы сосчитаем. И окажемся в тот же час Там, где рады видеть нас. 1,2,3,4,5 Глазки можно открывать

Л: Здравствуйте, ребята, я доктор, который проверяет и лечит уши. А моя профессия

называется - отоларинголог.

В: Давайте, проверим, хорошо ли слышат ваши уши. Я буду говорить задание, прикрыв рот листом бумаги, чтобы вы не могли читать по губам, а вы будете выполнять. Я буду говорить не громко, а чтобы вам меня услышать, нужно внимательно слушать и не шуметь.

В: Поднимите руки вверх, опустите, наклонитесь вперед, выпрямитесь, попрыгайте.

В: Замечательно, у вас у всех отличный слух. Присаживайтесь на стульчики, садимся правильно, ноги вместе, спина ровная.

А вы знали, что на ушной раковине находится много волшебных, лечебных точек, (показываю картинку) и если на них бережно надавливать, то улучшается работа наших ушей и оздаравливается весь организм, это называется массаж, давайте попробуем. Но помните, массаж нужно выполнять аккуратно, сильно не дергать и не давить, чтобы не было больно.

«Взяли ушки за макушки».

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и

указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)

Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра, наступила ти-ши-на!

В: Давайте послушаем тишину (дети расслабляются и слушают тишину).

В: Какие вы молодцы, выполнили массаж, этот массаж нам нужно выполнять каждый день.

В: А вы знаете, как правильно ухаживать за ушами, чтобы они хорошо слышали?

Д: Да!

В: Давайте проверим. Сыграем в игру «Полезно – вредно». Я буду показывать картинки, на которых изображены дети. Если то, что они делают полезно для наших ушей, вы хлопаете в ладоши, а если вредно – вы топаете ногами (после каждой картинки уточняю, почему это вредно или полезно).

В: Молодцы, вы знаете, как правильно ухаживать за своими ушами, чтобы они были здоровыми и никогда не болели. Ребята, а чтобы вы не забывали, как правильно нужно ухаживать за ушами, я дарю вам вот такую памятку, вы можете ее повесить у себя в группе, чтобы те кто сегодня не попал ко мне на прием, тоже знал все правила ухода за ушами.

В: А сейчас, вам пора возвращаться в детский сад. Встаем все в круг,закрываем глаза ладонями и произносим волшебные слова:

Дружно глазки закрываем До пяти мы сосчитаем. И окажемся в тот же час Там, где рады видеть нас. 1,2,3,4,5 Глазки можно открывать

В: Ребята, вот мы с вами и в детском саду. В каких местах вы сегодня побывали?

Д: В лаборатории, в школе, у врача.

В: Что вы узнали нового?

Д: Что наши уши могут воспринимать звуки, даже когда они закрыты

В: Что было интересным?

Д: Как мы путешествовали.

В: Что вам понравилось?

Д: Все!

В: Скажите, какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей) Почему?

В: Предлагаю вам закрыть глаза и послушайте своими ушками то, что я вам сейчас скажу. (Воспитатель гладит по голове каждого ребенка и говорит о том, как дети на занятии порадовали своими знаниями)

В: Молодец, сегодня мне понравилось, как ты внимательно слушал. Молодец, мне понравилось, как ты отвечала на вопросы. Молодец, мне понравилось, как ты умеешь правильно следить за своей осанкой. Молодец, мне очень понравилось, как ты играл

Публикации по теме:

«Органы чувств на службе у тебя. Зрение». Конспект занятия для старшей группы«Органы чувств на службе у тебя. Зрение». Конспект занятия для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.

«Улитка». Конспект интегрированного занятия по познанию для детей старшей группы«Улитка». Конспект интегрированного занятия по познанию для детей старшей группы Программное содержание: -расширить и уточнить знания детей об улитке. -активизировать словарь детей. -развивать память, моторику рук. -воспитывать.

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Деревья в снегу»Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Деревья в снегу» Конспект занятия по лепке для детей старшей группы (5–6 лет) «Деревья в снегу» Цель: Учить детей лепить деревья из нескольких частей. Задачи.

Конспект интегрированного занятия «Профессия — парикмахер» для детей старшей группыКонспект интегрированного занятия «Профессия — парикмахер» для детей старшей группы Конспект интегрированного занятия «Профессия – парикмахер» для детей старшей группы Цель: Уточнять и расширять знания дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшей группы «Уши — органы слуха»
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 03:03
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Дидактическая игра по ФЭМП «Составить число из двух меньших чисел с помощью ломаных...
Цель: формировать у детей подготовительной к школе группы умение составлять числа из двух меньших чисел, используя ломаные линии. Задачи: - учить детей...
Фотоотчет творческих работ по ИЗО с элементами аппликации «Снежинок хоровод» (1 и 2...
С неба звёзды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Чёрная земля. Много-много звёздочек Тонких, как стекло; Звёздочки холодные, А земле...
Конспект интегрированного НОД по познавательному развитию в младшей группе...
Программное содержание: Формировать представление о внешнем виде коровы ( большая, есть туловище, голова, на голове глаза, уши, рот, рога; четыре ноги с...