Лучший педагог года

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Звук и буква Ч»

Беркутова Марина
Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Звук и буква Ч»

Цель:

Научить различать звук «ч» от других звуков.

Задачи занятия :

- познакомить детей с буквой ч;

- научить детей правильно произносить звук [ч]. Уточнить артикуляционный уклад звука [ч].

- автоматизировать звук [ч] в слогах, словах и предложениях ;

- развивать фонематическое восприятие;

- продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;

- упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;

Публикация «Конспект занятия для подготовительной к школе группы „Звук и буква Ч“» размещена в разделах

- воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих.

- упражнять в преобразовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (мама - мамочка).

- развивать коммуникативные навыки.

- звуко- буквенный анализ слов : ЧАСЫ

- повторить гласные звуки

- развитие внимания, памяти.

- воспитывать желание говорить чисто и красиво.

- воспитывать желание оценить свою деятельность на занятии и деятельность других детей.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный этап.

Логопед:

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая Черепашке наливает»

Дети: Чаще всего слышится звук [ч].

Логопед: Правильно.

Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой [ч].

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: Дети, произнесите звук [ч].

Дети: Ч-ч-ч.

Логопед: Звук [ч] можно пропеть?

Дети: Звук [ч] нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед: Молодцы.

А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ч].

Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Логопед: Если горлышко спит, значит звук [ч] какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

Логопед: Звук [ч] согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

Произнесение звука [ч].

Уточнение артикуляционного уклада звука [ч],

характеристика звука : согласный, шипящий, мягкий, глухой.

Логопед:

Когда мы произносим звук [ч] губы становятся «хоботочком»

зубы – сближены,

язык – вверху за верхними зубами,

при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба. Ощутим.

Логопед:

Давайте проверим воздушную струю, поднесем ладошку ко рту

и подуем на нее (дети выполняют)

Звук [ч] надо всегда произносить коротко.

Дети: произносят звук [ч] изолированно

3. Закрепление звука.

Логопед:

Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук [ч].

Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова.

Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово

со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

Мяч, палка, почка, чайник, тигр, чайка, девочка, акация, дудочка, щетка, дочка,

шуба, чудеса, цыпленок, кочка, очки

Игра на развитие фонематического восприятия:

- Я буду читать стихотворение, а вы будете отхлопывать, если услышите звук [ч].

Барсучиха-бабушка

Испекла оладушков,

Угостила трёх внучат-

трёх драчливых барсучат.

А внучата не наелись,

С рёвом блюдцами стучат.

Ну-ка, сколько барсучат

Ждут добавки

И молчат?

- Сколько барсучат ждут добавки?

Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.

Повторение потешек со слогами.

Логопед:

Ча-ча-ча – чашка с чаем горяча,

Чо-чо-чо – пальцам очень горячо.

Чу-чу-чу – чаю выпить я хочу.

Че-че-чи – плюшки тоже горячи.

Ач-ач-ач – с пылу с жару и калач!

Ча-ча-ча: Печка в доме горяча.

Чу-чу-чу - я конфету не хочу.

Чо-чо-чо - любим маму горячо.

Чи-чи-чи - очень чёрные грачи.

Че-че-че - мечтаю я о калаче.

Ча-ча-ча - не горит свеча,

Чу-чу-чу - я к луне лечу,

Оч-оч-оч - наступила ночь.

*** Воспроизведение слоговых рядов:

Логопед:

Ча-ча-чо, ча-ча-чу, ча-чо-ча, ча-чо-чу, чи-чу-чу, че-че-чи, чу-ча-ча,

ач-ач-оч, уч-уч-еч, ач-оч-уч, оч-уч-ач, еч-еч-ич, ач-еч-ач…

Чтение слогов; правописание «ЧА», «ЧУ».

а) обратные слоги: ач, оч, уч, еч, ич.

б) прямые слоги: ча, чо, чу, че, чи.

- Обратите внимание на то, что слоги «ЧА» и «ЧУ» напечатаны с буквами

«А» и «У».

Буква «Ч» дружит с этими буквами, а вот с буквами «Я» и «Ю» - нет, они

не нужны ей, потому что звук «Ч» сам по себе мягкий.

Логопед: Читает стихотворение О. Александровой.

Да-же вол-ки на вол-чат

Не ры-чат и не вор-чат.

Лю-бят и за-бо-тят-ся,

У-чат их о-хо-тить-ся.

Запомним: ЧА пишется с гласной А.

Логопед: Читает стихотворение.

Аз-бу-ка чу-дес-на-я. Я е-ё у-чу.

Ста-ну взрос-лым, ум-ным,

Ес-ли за-хо-чу.

Бу-ду кос-мо-нав-том

В не-бо по-ле-чу

На ра-ке-те к звёз дам,

Ес-ли за-хо-чу.

Запомним: ЧУ пишется с гласной У.

Игра «Скажи ласково» :

Логопед:

А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом)

Становитесь все в круг.

Логопед кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен

назвать «полученное» слово ласково:

стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук,

бак, крюк; птица

Артикуляционная гимнастика:

Логопед:

Ребята наш язычок любит играть. Давайте поиграем с нашим язычком.

«Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так.

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

«Хоботок»

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну

И на трубочку похожи

Подудеть в неё мы сможем:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

«Лопатка»

Язык лопаткой положи,

И под счёт его держи.

Раз- два- три- четыре- пять!

Язык надо расслаблять!

Игра «Сломанные слова» : составление и чтение слов из слогов

- Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

чтобы слово получить.

(сы, ча) (ча, да) (ча, ту) (чи, лу)

Физкультминутка:

Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, по рельсам я стучу,

Сначала я вперед бегу, а потом назад качусь,

Теперь звоню в звонок: ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!

Теперь в свисток свищу: ТУУ-ТУУУУУУ!

(Дети двигаются по кругу, убыстряя темп).

Ой! Неужели это я здесь такой наделал шум.

Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, я по рельсам не стучу,

Тихим, аккуратным быть хочу!

Логопед: А теперь, ребята, отгадайте загадку:

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце.

Тик-так, тик-так

Тихо так, тихо так. (Часы)

Логопед: - «Это часы». Что я сказала?

Правильно, я сказала предложение.

Сколько слов в предложении?

Какое первое слово?

Сколько в нем звуков? Какие?

Логопед: Печатает слово «это» на доске.

Второе слово – «часы» сколько в нем звуков? Какие?

Логопед: Печатает слово «часы» на доске.

У нас получилось предложение: «часы это»

Посмотрите, я все правильно сделала? (Дети находят ошибки).

А теперь помогите мне составить схему этого предложения.

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч)

4. Закрепление графического образа Ж.

Логопед: Ребята, откройте тетради и напишите букву Ж по образцу, 1 строку.

5. Итог занятия.

Логопед:

-Ребята, звук Ч очень вам благодарен, за то, что вы познакомились с ним.

Давайте теперь вспомним и расскажем, какой это звук.

2-3 ребёнка по просьбе педагога или по желанию дают характеристику звуку Ч.

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч)

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч.

Они посчитались и выпало искать букве Ч.

Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой.

Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами.

Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?

– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект ОД по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» в подготовительной к школе группеКонспект ОД по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» в подготовительной к школе группе Цель: Знакомство со звуком [Б] и буква Б. Задачи: - закрепить ранее изученные буквы; -закрепить знания детей о согласных буквах и звуках,.

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект ОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» .

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж» Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж,ж. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» для детей подготовительной группы Цель: Актуализировать знания детей о букве и звуке Ц. Закрепить зрительный образ буквы Ц. Закрепить навыки деления слов на слоги, совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Звук и буква Ч»
Опубликовано: 20 марта 2023 в 14:44
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД