Лучший педагог года

Конспект занятия «Как выращивают хлеб»

Надежда Хрестина
Конспект занятия «Как выращивают хлеб»

Ход деятельности

Дети сидят на стульчиках полукругом перед экраном.

Воспитатель: Мы сегодня поиграем?

Дети: Поиграем!

Воспитатель: Мы сегодня почитаем?

Дети: Почитаем!

Воспитатель: Заниматься тоже будем?

Дети: Будем!

Воспитатель: Помечтать мы не забудем?

Дети: Не забудем!

Воспитатель: А потом мы погуляем?

Дети: Погуляем!

Воспитатель: И в «молотьбу» поиграем?

Дети: Поиграем!

Воспитатель: Пошутить мы не забудем?

Дети: Не забудем!

Публикация «Конспект занятия „Как выращивают хлеб“» размещена в разделах

Воспитатель: И дружить мы крепче будем?

Дети: Будем!

Воспитатель: Вот сколько разных интересных дел у нас сегодня.

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о чём оно?

Зёрнышко

Я – зёрнышко пшеничное –

Из колоска созревшего

На землю упаду,

Весною прорасту.

Пусть дождик поливает,

Пусть солнце согревает.

Расточками зелёными

Я к небу потянусь

И в поле золотистом

В пшеничку превращусь.

Страда придёт осенняя,

Меня, пшеничку зрелую,

Комбайн соберёт,

На мельницу свезёт.

Мукой я белой стану,

В пекарню попаду,

Румяным караваем

На стол я к вам приду!

Воспитатель: Ребята, скажите, о чём это стихотворение?

Дети: О зёрнышке, о колоске, о дождике и солнышке, о том, как зёрнышко превращается в росток, о муке, о каравае, о хлебе и т. д.

Воспитатель: А как вы понимаете значение слова «Страда» из текста?

Страда придёт осенняя,

Меня, пшеничку зрелую,

Комбайн соберёт,

На мельницу свезёт.

Дети: Время уборки урожая, напряженная летняя работа в период косьбы.

Воспитатель: А что вы знаете о хлебе?

Дети: Хлеб – это продукт питания, хлеб продают в магазине, хлеб бывает белый и чёрный.

Воспитатель: Мы каждый день едим хлеб и, к сожалению, не все знают цену хлебу! Многие не доедают куски хлеба, выбрасывают их, не задумываясь, что обижают этим и матушку-землю и всех тех, кто на славу поработал. Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Ведь недаром говорят «Земля матушка, а хлеб батюшка».

Воспитатель: И сегодня мы поговорим о способах выращивания хлеба, как это делали в старину и в наше время, проведем исследования как настоящие учёные, будем молоть зерно старинным и современным способами и сами попробуем приготовить печенье из сдобного теста.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а как называют людей, выращивающих хлеб?

Дети: Хлеборобами.

Воспитатель: Верно, всех людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобами.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а что же нужно сначала сделать хлеборобу, чтобы собрать хороший урожай?

Дети: Для начала подготовить землю, вспахать и удобрить.

Воспитатель: Если внести удобрения в почву, т. е. подкормить, то урожай будет богаче.

Воспитатель: Чем вспахивали поле в старину?

Дети: В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг (Слайд №).

Воспитатель: В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали.

Воспитатель: А чем пашут сейчас?

Дети: А сейчас трактор тянет металлический плуг (Слайд №).

Воспитатель: А кто работает на тракторе?

Дети: На тракторе работает тракторист.

Воспитатель: Как сеяли зерно наши предки?

Дети: Раньше сеяли зерно вручную (Слайд №).

Воспитатель: Раньше, когда не было тракторов, пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко с поясом через плечо, чтобы легче было носить, насыпал в лукошко зерно, шел по вспаханному полю и в ручную разбрасывал зерна в стороны. Это была трудоемкая, медленная и тяжелая работа. Посмотрите на экран, на котором сеятель рассыпает зерно.

Воспитатель: А как сеют в наше время?

Дети: А в наше время зерно сеют сеялками (Слайд №).

Воспитатель: Как называется время уборки хлебов?

Дети: Жатва.

Воспитатель: В какое время года начинается жатва?

Дети: Жатва начинается осенью.

Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб.

Воспитатель: Каким орудием труда пользовались в старину во время жатвы?

Дети: В старину использовали серп (Слайд №).

Воспитатель: Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле.

Воспитатель: А какая техника помогает людям сейчас?

Дети: А сейчас на полях работают комбайны (Слайд №).

Воспитатель: Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Воспитатель: Как из зерна делали муку наши предки?

Дети: Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице (Слайд №).

Воспитатель: А как делают её сейчас?

Дети: А сейчас на мукомольном заводе (Слайд №).

Воспитатель: Как пекли хлеб в старые времена?

Дети: В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи (Слайд №).

Воспитатель: А как пекут сейчас?

Дети: А сейчас пекут на хлебозаводе, пекарне (Слайд №).

Воспитатель: Кто печёт нам пироги, булки, плюшки, сайки? Ну-ка, отгадайте!

Дети: Пекарь.

Воспитатель: Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили вручную.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в наше время стало легче выращивать хлеб?

Дети: Да. Люди придумали технику, которая облегчила труд человека.

Воспитатель: Но и сейчас труд хлебороб, по-прежнему, очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба! (Слайд №).

Воспитатель: Молодцы, а сейчас вставайте в круг, будем печь вкусные лепёшки.

Физминутка «Молотьба».

Не гром грохочет, не пальба, Перед собой выполнять круговые

Гремит, грохочет молотьба движения согнутыми руками.

Гора зерна растет до неба. Потянуться вверх, стать на носочки.

Ты видишь, сколько будет хлеба? Плавное опускание рук.

Шумят, гремят грузовики, Руки на поясе, притопывают ногами

Стучат на мельнице валки. с продвижением вперед.

Гора муки растет до неба. Руки вверх, стать на носочки.

Ты видишь, сколько будет хлеба? Плавное опускание рук.

Мне говорят, что спать пора, Присесть, руки под голову.

Но не усну я до утра: Встать.

Мне поглядеть бы хоть немножко. Ходьба на месте.

Как мама будет печь лепешки. Имитация лепки лепешек.

Экспериментальная деятельность

Воспитатель: Вначале я вам обещала, что мы будем проводить исследования, как настоящие учёные. Для этого предлагаю вам надеть халаты и пройти в нашу лабораторию. Представьте, что мы с вами находимся в научной лаборатории, вы учёные. Отгадайте, что вы сейчас будете исследовать.

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи.

Дети: Колосья.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем исследовать зерна пшеницы и ржи.

Воспитатель: Посмотрите на колоски пшеницы и ржи. Чем они отличаются?

Дети: Усиками и зерном.

Воспитатель: Посмотрите, сколько зерна в одном колоске.

Дети: В колоске не одно, а много зернышек.

Воспитатель: Ребята, перед вами тарелочки. Что в них лежит?

Дети: Зерно.

Воспитатель: Возьмите по одному зерну с тарелочек. Рассмотрите внимательно зёрнышки через лупы. Определите, где пшеничное зерно, а где ржаное? Чем отличается зерно пшеницы и ржи?

Дети: Размером и формой – ржаное зерно более длинное и тонкое, овальной формы с острыми краями, а пшеничное – короткое и толстое, овальной формы с тупыми краями. Цветом – пшеничное зерно светлое, а ржаное тёмное.

Воспитатель: Как настоящие ученые мы должны сделать вывод нашего исследования.

Дети: Из проделанного исследования можно сделать следующий вывод: зерно, имеющее овальную форму с тупыми краями, короткое и толстое и по цвету светлое – это зерно пшеницы, а зерно овальной формы с острыми краями, более длинное и тонкое и по цвету тёмное – это зерно ржи.

Воспитатель: Как вы думаете, чем люди растирали зерно, когда у них не было никаких приспособлений для этого?

Дети: Камнем.

Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем растереть зерно камнем, как у нас это получится?

Дети растирают зерно с помощью дощечек и камней.

Воспитатель: Удобно растирать такими приспособлениями?

Дети: Нет, нужно потратить много времени и сил.

Воспитатель: Спустя какое-то время люди придумали ступку и пестик.

Воспитатель толкут зерно с помощью пестика.

Воспитатель: Потом появились ручные жернова, а после них мельница.

Дети рассматривают жернова в кофемолке-меленке. Воспитатель засыпает зерно и мелет. Рассматривают полученную муку.

Воспитатель: В наше время людям везде помогает техника. Принцип работы современной мельницы такой, как и у электрической кофемолки.

Дети рассматривают электрическую кофемолку, наблюдают за помолом зерна в ней. Рассматривают полученную муку.

Воспитатель: Это самый качественный, лёгкий и быстрый способ помола. Теперь вы сами знаете, каким способом и как лучше молоть муку.

Воспитатель: А знаете ли вы, что нужно для того, чтобы приготовить тесто?

Дети: Мука, соль, сахарный песок, вода и дрожжи.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Вы уже знаете, откуда приходит хлеб : как из зерна вырастают колосья, потом их убирают комбайнами, мелют на мельнице, получается мука, а из муки делают хлеб, булочки, крендельки, печенье. Теперь я предлагаю отправиться в пекарню. Мы – все пекари. Что нужно сделать пекарям перед работой?

Дети: Надеть колпачки.

Воспитатель: Наденем колпачки.

Воспитатель: А для чего нужно надевать колпачки?

Дети: Чтобы в тесто не попали волосы.

Воспитатель: А ещё что нужно сделать?

Дети: Вымыть руки.

Воспитатель: Какие продукты нужны для того, чтобы приготовить тесто?

Дети: Мука, соль, сахарный песок, вода, дрожжи. Из такого теста пекут пшеничный или ржаной хлеб.

Воспитатель и дети обсуждают процесс приготовления теста:

Воспитатель: Сегодня мы с вами в группе приготовили тесто для печенья. Сейчас нам Настя нам напомнит процесс приготовления теста.

Дети: Сначала мы размяли маргарин, затем взбили яйцо вместе с сахаром. Соединили взбитое яйцо с маргарином и перемешали. После этого положили муку и замесили тесто.

Воспитатель: Теперь разделим его на кусочки. Потрогайте и скажите, какое оно?

Дети: Густое, липкое, тягучее, мягкое, белое, гладкое, ароматное.

Воспитатель: Вначале на стол насыпаем немного муки, чтобы у нас тесто не прилипало. Теперь возьмём кусочек теста и скалку. Раскатываем тесто при помощи скалки. Затем вдавим формочку и вырежем из теста фигурки, а оставшееся тесто опять раскатаем.

(Дети раскатывают тесто, вырезают формочками печенье)

Воспитатель: Ребята, я давала домашнее задание – совместно с родителями подобрать и выучить пословицы о хлебе. А какие пословицы о хлебе вы знаете и объясните их?

Дети:

«Хлеб да вода – крестьянская еда».

В старину крестьяне жили бедно, главная еда у них была родниковая вода и хлеб.

«Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем».

Если у человека есть хлеб, он и за морем не пропадет.

«Кто хлеб носит, тот есть не просит».

Если у человека есть хлеб, ни у кого просить хлеба не будет.

«Хлеб сердце человеку укрепит».

Если у нас есть хлеб, то и на сердце у нас хорошо, светло, спокойно!

«Хлеба край – и под елью рай».

С хлебом и в лесу, под елью, человек чувствует себя, словно в раю.

«Хлеба ни куска – и в доме тоска».

А вот если хлеба нет в доме, то и на сердце тоска. Чем деток малых кормить, что самим есть?

Воспитатель: Вот как мудро говорят народные пословицы о хлебе! Постарайтесь их запомнить.

Воспитатель: Готовое печенье положим на противень и отнесём на кухню для выпечки. Повара помогут нам поставить противень в духовку и испечь печенье. После сна мы попробуем наше печенье с чаем.

Воспитатель: После всей работы нам нужно помыть руки.

(Дети садятся на свои стульчики перед экраном).

Воспитатель: Молодцы ребята, славно мы сегодня потрудились. Вот только незадача, у меня есть коробочка, в которую я собираю остатки и крошки хлеба после завтрака, обеда, и полдника. Подскажите, что мне с ними сделать? Может быть выбросить?

Дети: Нет. Хлеб нельзя выбрасывать. Его нужно беречь, а остатки и крошки мы скормим птичкам на прогулке.

Воспитатель: Я очень надеюсь, ребята, всё то, что вы узнали о хлебе, как дорого он достаётся, каким нелёгким трудом выращивается, заставит вас по-новому относиться к нему.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группеКонспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группе "Хлеб- всему голова!"Конспект занятия в старшей группе. Задачи: -закреплять представления детей о процессе выращивания хлеба и изготовления.

Конспект занятия «Как приготовить вкусный хлеб»Конспект занятия «Как приготовить вкусный хлеб» Цель: закрепление знаний детей о процессе производства хлеба с использованием электромеханического устройства хлебопечь. Задачи: Обучающие:.

Конспект занятия «Хлеб — величайшее богатство на земле» Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу, познание истоков возникновения хлеба, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Конспект интегрированного занятия «Хлеб — это главное богатство» в подготовительной группеКонспект интегрированного занятия «Хлеб — это главное богатство» в подготовительной группе «Хлеб – это главное богатство» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Цель: Закрепление представлений детей о хлебе,.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова»Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова» Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб – всему голова». Подготовили и провели: воспитатель Пантюхова.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как хлеб пришел на стол?»Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как хлеб пришел на стол?» Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь. Задачи: формировать бережное.

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?»Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: - закрепить представления детей.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли» 16 октября - Всемирный день Хлеба (в 1950 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила Международный день хлеба). Традиционно.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Поле пшеничное. Колоски золотистые. Хлеб»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Поле пшеничное. Колоски золотистые. Хлеб» Интеграция всех образовательных областей. Возраст детей: 5-6 лет. Цель: Закреплять знания о жанре живописи пейзаж. Учить подбирать соответствующую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Как выращивают хлеб»
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 10:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД