Конспект занятия «Наши капельки дружны, на планете всем нужны». Экологические эксперименты старших дошкольников

Марина Карпова
Конспект занятия «Наши капельки дружны, на планете всем нужны». Экологические эксперименты старших дошкольников

Конспект занятия на тему:

Наши капельки дружны, на планете всем нужны.

(Экологические эксперименты старших дошкольников)

Задачи

Уточнить знания у детей о местонахождении воды в природе и быту.Уточнить и закрепить знания о свойствах воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Вырабатывать умение определять температуру воды (холодная, теплая, горячая).

На примере воды показать, что вещество бывает в трех состояниях (твердом, жидком, газообразном). Дать элементарные представления о круговороте воды в природе. Закрепить умение изображать воду интегральным способом с использованием моделей «маленьких человечков». Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с жидкостями. Развивать коммуникативные умения и навыки, желание оказывать помощь.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, любовь к родному городу.

Активизировать словарный запас: прозрачная, непрозрачная, течет, переливается, холодная, горячая, растворяет.

Оборудование:

3 сосуда различной формы, формочки для песка, ведерко, сухой песок, по 2 одинаковых стакана на каждого ребенка. Емкости с водой, молоком, ложечки, термометр для измерения температуры воды, термос с горячей водой, зеркало, коробка цветных карандашей на каждого ребенка, бумажные салфетки.

Предварительная работа:

Знакомство с маленькими человечками (твердыми, жидкими и газообразными) где они живут.

Дидактическая игра «Угадай, кто, где живет» Чтение рассказа Л. Н. толстого «Хотела галка пить». Чтение сказки «Путешествие капелек с воздухом», «Как росинка родилась».Развивающие игры: «Веселые пальчики», «Живая вода».

Изобразительная деятельность:

Портрет волшебной воды (дождь, снег, сосулька, «Веселая река», «Печальная, загрязненная река, иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Слушание:

Звуков воды, горных ручьев, фонтана, льющейся воды из крана на блюдце.

Ход занятия:

В: Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать чему посвящается наше занятие.

Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, шумит. (Вода)

Дети, когда вы рисуете воду, каким цветом вы ее изображаете (ответы).

Показывает глобус. Кто знает, что это такое?

Дети: Глобус-макет нашей планеты Земля.

В.: Какого цвета на глобусе больше?

Дети: синего

В.: Что принято обозначать на картах и на глобусе синем цветом?

Дети: Синий цвет- вода, моря, океаны нашей планеты.

В.: Если раскрутить глобус, что вы видите (ответы детей) Это потому, что этой краски на нем намного больше чем другой. А сегодня вы видели воду?

Дети: Видели, это жидкость, которая течет из крана. Это снег, лед. А еще мы видели воду в аквариуме, чайнике, чашке.

В.: Да, без воды жизнь представить сложно. Кому нужна вода (ответы детей)

1 ребенок Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане.

И водопроводном кране

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает.

2 ребенок Без меня вам не умыться

Не наесться, не напиться.

3 ребенок На плите у нас кипит

Паром чайника шипит

Растворяет сахар в чае

4 ребенок мы ее не замечали

Мы привыкли, что всегда

Наша спутница вода.

В.: обращает внимание на карту Новомосковска. Что вы видите (карту – это портрет нашего города) Как называется наш город. Есть ли на ней голубой цвет? Такой синей полоской - обозначают реки. Какая река берет начало в нашем городе? Откуда берет начало река Дон? Давайте найдем реку Дон.

Дети: В детском парке.

В.: показывает на карте, где берет начало река Дон. Включается аудиокассета (слышится спокойное журчание ручейка, Послушайте и определите что это за звуки (журчание ручейка) Какой ручеек (голубой, говорливый, журчащий, веселый, прозрачный, прохладный, бегущий, прозрачный) Что делает ручеек? (бежит, журчит, течет) Предлагает показать, как бежит ручеек. (Дети «превращаются» в ручеек и попадают в царство водяного)

В.: обращает внимание на картины. Где встречается вода в природе? (водопад, река, озеро, родничок, ручей, лужа). Выберете картинку, которая вам понравилась. Что на ней изображено? Любуются красотой.

В.: Дети мы попали в царство водяного. Он здесь самый главный, водой руководит. Решил он проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был.

Водяной Будешь тут недоверчивым, каждый так и норовит хоть капельку воды, да украсть. Это растения выпили, это - звери, это-люди в города и села взяли. (ведет подсчет на компьютере).Считает на пальцах до пяти: раз, два, три, четыре, пять, все не сходится опять. Выходит из своего дома под музыку, здоровается с «капельками». Вот еще капельки, сейчас я и их посчитаю, может быть тогда и найду всю свою воду.

В.: Давайте пригласим нашего друга в лабораторию. Дети помогут найти недостающую воду и расскажут, что они знают о воде. Дети надевают халаты. (Водяной удивляется).

Дети делают опыты с водой:

Опыт № 1.

2 сосуда разной формы нужно заполнить водой и спросить у детей какую форму приняла вода. (ответы). Вода приняла форму такого сосуда, в котором находиться вода-жидкость.Вывод: вода жидкость.

Водяной: Насыпает в формочки сухой песок, затем пересыпает его из формочки в ведро, а потом насыпает горкой на специальный поднос. Видите! Песок тоже меняет форму. Значит песок жидкость.

В.: А вы дети как думаете, песок жидкость? Попробуем доказать, что наш друг ошибается. (Но помните, что в споре следует соблюдать правило, не обижать своего друга.)

Опыт №2.

Опрокинем стакан с водой. Что происходит? (вода растекается). А что будет, если опрокинуть стакан с песком (песок ложится горкой). Так что, песок жидкость?

Дети: Нет, песок сыпучий.

В.:Вывод: значит вода и песок - разные вещества.

Дети: Вода жидкая, песок сыпучий, ложится горочкой, не растекается, если его разровнять, то он так и останется лежать, он сыпучий.

Теперь определим, какого она цвета

Водяной. Зачем определять. Я знаю все о воде, она белая.

В.: Дети, а как считаете вы?

Опыт №3.

2 стакана (в одном вода, в другом молоко).

Водяной, что налито в стаканах? А для чего вам вода и молоко нужны?

В: А сейчас все сам узнаешь. Дети и водяной опускают чайные ложки в стакан.

Дети: В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком нет.

Опыт №4.

Дети через стакан с водой рассматривают коробки цветных карандаши. Что вы заметили?

Дети: Вода цвет карандашей не сменила.

Вывод: вода прозрачная.

Опыт № 5.

В стакан с водой положить фруктовый порошок с запахом вишни и апельсина, понюхать.

Вывод: Вода не имеет запаха, но запах воды можно изменить. (стала пахнуть вишней и апельсином) Вода не имеет цвета, но может изменить цвет с помощью порошка растворив его (свойство- расворимость) .

Интегральные способы изображения воды:

(педагог показывает карточки с изображением человечков, дети изображают состояния воды)

«текучесть» - лежа на спине, тело расслаблено, глаза закрыты, волнообразные движения рук.

«водопад» - имитация движения воды текущей с гор.

«брызги» - быстрое движение пальчиками

«испаряющаяся вода» - поднять руки вверх и устремить к солнцу.

Водяной рассказывает детям историю:

Однажды я решил порисовать красками, налил воды в ракушку, достал бумагу и только устроился у окошка, смотрю, рыбки в футбол играют. Я все оставил и убежал. Играли мы целый день. Рисовать я начал только на следующий день. Смотрю, а воды в ракушке нет. Куда она исчезла?

Дети: она испарилась.

В.: Что значит испарилась? (ответы детей)

Верно, вода превратилась в пар – шапку невидимку. Пар – это мельчайшие капельки воды, которые невидимые невооруженным глазом.

Опыт № 8

Термос с горячей водой. Открыть крышку. Что видим? (пар) Подержать над горлышком термоса зеркальце (на нем капельки воды).

Вывод: пар – это мельчайшие капельки воды.

Если от воды идет пар, то какая вода (горячая) Можно ли ее трогать руками? Что можно сделать? (разбавить холодной водой, подождать, чтобы остыла) А какая вода в ваших стаканах? (холодная) Где еще встречается теплая вода? (в батареях отопления, в кране) Как можно измерить температуру воды? (потрогать)

В.:А теперь посмотрим, от чего зависит испарение воды?

Подведение итогов долгосрочного опыта:

За 2 недели до занятиябыли поставлены 3 стакана с одинаковым количеством воды: в шкаф, у батареи, закрыли крышкой. Изменилось количество воды в стаканах? Куда исчезла вода? В каком из стаканов вода испарилась больше? Почему? (теплое, холодное место) Почему в закрытом стакане вода почти не испарилась?

В.: Почему лужи летом высыхали быстрее, чем осенью?

Вывод: испарение воды зависит от разных условий, в том числе и от температуры места в котором находится.

Игра: «Капельки и тучки».

Водяной: Но по моим подсчетам все равно воды в моих водоемах не хватает!

В.: Не вся вода испаряется после дождя, часть ее уходит под землю, там течет ручейками, а как на поверхность пробьется – в родничок превращается, затем в ручеек, а из множества ручейков получаются реки.

Затем детям раздают рисунки с изображением ситуаций связанных с положительным и отрицательным отношением людей к водным ресурсам и предлагают нарисовать рядом изображенной капельке соответствующую поступкам людей мимику. А затем объяснить, почему они нарисовали так. Дети рассказывают водяному о путешествии капельки.

В.: Как в народе называют воду? (Матушкой, царицей) Поэтому нужно беречь воду.

Дети: Ручеек засох,

Родник иссяк,

А мы из крана – кап, кап, кап,

Милеют реки и моря

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдет

Немного лет

И нет водицы - нет, нет, нет.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Водяной: Как вы бережете мою воду? (ответы детей: включают тонкую струю воды, хорошо закрывать кран, не засорять родники и ручейки, очищать их от мусора)

А закончим наше занятие пословицей: воду попросту не лей, дорожить водой умей.

Водяной: Я сегодня многому научился с вами. Теперь я спокоен за свою воду. Вы умеете бережно относиться к воде и так о ней много знаете!

В.: Дети сегодня, когда вы шли в детский сад, что вы видели на лужах? (лед) Что случилось с водой? (она замерзла) А вот об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.

Публикации по теме:

«Огонь» — конспект познавательного занятия для старших дошкольников Программное содержание: Способствовать развитию познавательных интересов: обобщить знания детей об истории огня и его применения в жизнедеятельности.

Конспект занятия по ФЭМП у старших дошкольников «На помощь друзьям» Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста "На помощь друзьям" Аникина Анастасия, воспитатель старшей группы Цель: Закрепление.

Конспект занятия по лепке для старших дошкольников Тема занятия: «Медвежонок». Программные задачи: Обучающие: Учить детей создавать в лепке сказочный образ. Учить лепить фигуру медвежонка,.

Конспект занятия по ТРИЗ «Данетка» для старших дошкольников «Да-Нетка» Цель: Развивать умение всесторонне видеть характерные свойства предметов. Учить системному анализу в рассуждениях, поиске истины.

Конспект занятия для старших дошкольников «Дети войны» Цель: формирование патриотических чувств, интереса к прошлому России. Задачи: • знакомить дошкольников с жизнью детей во время Великой Отечественной.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Конспект занятия по познавательному развитию «Витамины всем нужны: для здоровья важны!» в старшей группе «Витамины всем нужны— для здоровья важны» Цель: формирование представлений у детей о здоровом образе жизни. Задачи: Обучающие: - закрепить.

Конспект занятия по ОБЖ для старших дошкольников «Осторожно: незнакомец» Конспект занятия по ОБЖ для старших дошкольников Тема: «Осторожно незнакомец» Автор составитель: Дмитриева. Е. Н Г. Владивосток.

Конспект занятия по развитию логического мышления у старших дошкольников «Дом» Презентация «Логика. «ДОМ». Цель: развитие логического мышления у старших дошкольников. Задачи:1. Продолжать развивать мыслительные процессы.

Экологические игры и упражнения для дошкольников Экологические игры и упражнения для дошкольников Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут многие педагоги и психологи,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лето
Автор публикации:
Конспект занятия «Наши капельки дружны, на планете всем нужны». Экологические эксперименты старших дошкольников
Опубликовано: 4 августа 2016 в 09:18
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

Дидактическая игра из фетра «Крестики-нолики»
Вот такая игра из фетра появилась у нас ближе к лету. "Крестики-нолики" - игра, известная всем. Легкая, интересная, соревновательная, логическая игра....
Игра — забава «Запуск ракеты» в подготовительной группе
Возраст: 3 – 6 лет. Цель: показать детям, как можно «запустить ракету». Увлекательная игра-забава «Запуск ракеты» доставляет детям радость и веселое...
Фотоотчёт о выставке работ детей младшего дошкольного возраста ко Дню космонавтики
Фотоотчёт о выставке работ детей младшего дошкольного возраста ко Дню космонавтики. 12 апреля отмечается 60 лет со дня первого в мире полета человека в...