Елена Мельниченко
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе в форме квест-игры
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно- исследовательская.
Вид занятия:
Цель: продолжать формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности, обобщить и систематизировать знания детей. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе в форме квест-игры» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2017
Задачи:
Образовательные: закрепить знание цифр от 1 до 10; упражнять в количественном счете в прямом и обратном порядке;
- закреплять представления о геометрических фигурах;
упражнять в оперировании блоками Дьенеша – нахождении геометрических фигур по символам: форме, цвету, величине, толщине;
Закрепить знания о днях недели;
закрепить знания пространственных отношений: слева, справа; умение ориентироваться в пространстве
воспитательные:
-воспитывать интерес к математике;
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю;
- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля;
Воспитывать у детей наблюдательность.
Развивающие: - развивать умение различать геометрические фигуры и классифицировать их по признакам;
- развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение;
- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
- развивать умение детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно
- развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- развивать инициативу и самостоятельность через свободный выбор материалов;
Планируемый результат: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено;
Считают в прямом и обратном порядке;
Имеют представления о геометрических фигурах;
Оперируют блоками Дьенеша – находят геометрические фигуры по символам: форме, цвету, величине, толщине;
знают дни недели;
умеют ориентироваться в пространстве;
проявляют интерес к математике;
дети проявляют отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; чувство взаимопомощи, взаимоконтроля;
умеют наблюдать;
различают геометрические фигуры и классифицируют их по признакам;
дети взаимодействуют друг с другом;
понимают поставленную задачу и выполняют её самостоятельно;
высказывают и обосновывают свои суждения;
самостоятельно выбирают изобразительные средства.
Подготовительная работа:
чтение литературы о лесе и весне, игры с логическими блоками Дьенеша, выполнение заданий на развитие пространственной ориентации, закрепление количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, упражнения на закрепление временных отношений, дидактические игры с геометрическими фигурами.
Оборудование:
колокольчик, конверт с письмом, план- карта, иллюстрации с изображением локаций (горы, лужи, ледяные камни, избушка бабы Яги, картинка «Ворона», цифры от 1 до 10, блоки Дьенеша, 2 обруча, символы-свойства фигур, 4 ключика и 4 замка из картона, сундучок, набор геометрических фигур из картона разной формы, цвета и размера, контуры зверей для практической части., изобразительные средства на выбор- акварель, кисти, баночки с водой, резаные нитки, клей, крупы (манная, гречневая).
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, технических средств.
Ход занятия:
Вводная часть
Организационный момент.
(воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошек сдувают хорошее настроение гостям)
Воспитатель: ребята, идя сегодня в детский сад, я поняла, что, наконец - то наступила весна. Давайте посмотрим в окно. Как вы думаете, по каким признакам я поняла, что наступила весна?
(актуализация)
Ой, посмотрите, что это? (на подоконнике дети находят конверт)
Кто-то бросил к нам в оконце письмецо,
Может, луч весенний
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, это кот, как мышку,
На оконце заманил?
На письме написано: «Детям старшей группы «Лесовичок».
Посмотрите, странный конверт какой-то, кому - написано, а от кого не написано. Как вы думаете, кто мог бы его прислать? (дети рассуждают с воспитателем)
Воспитатель: Откроем конверт и тогда узнаем, кто его прислал.
Читают письмо:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Лесовичок. Мне срочно нужна ваша помощь. Баба Яга заколдовала моих друзей – лесных жителей, и спрятала в сказочном лесу в сундук под пять замков. А про меня-то она забыла. Помогите мне, пожалуйста, найти моих друзей и расколдовать их, мне без них очень скучно. Я знаю, как найти сундук с пятью замками, чтобы спасти зверей. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите ключ. Если наберёте четыре ключа, то сможете открыть все четыре замка и расколдуете зверей. Вот моя карта. Я в вас верю, вы очень сообразительные и справитесь с заданиями. Ваш друг, Лесовичок…».
- Ну и что же нам делать? (ответы детей)
- Но, чтобы добраться до сундука, нам нужно пройти полосу препятствий по карте Лесовичка, т. е. выполнить несколько заданий и получить за правильное их выполнение ключи. Вы готовы? (да)
Основная часть
Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Лесовичку. Я предлагаю поиграть вам в игру. Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
- Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром)
- Солнце светит днём. А луна….(ночью)
- Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)
- Какой сегодня день недели? (пятница)
- Какой день недели был вчера? (четверг)
- Как называется первый рабочий день? (Понедельник)
- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)
- Молодцы, теперь я уверена, что мы с вами готовы преодолевать препятствия…. Для начала наденем на себя снаряжение- рюкзаки и кепки.
Давайте рассмотрим карту.
Какие же препятствия нам встретятся?
Правильно –
Отправляемся в путь….
Наш путь не близок: идти будем лугом, полем, через густой лес. (Обычная ходьба в кругу друг за другом).
Вот мы с вами на природе. Давайте посмотрим вокруг в бинокль - какая здесь красота. (Повороты головы влево и вправо).
А какой свежий воздух. Нужно подышать (Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов).
Вот дорога идёт через лужи с коркой льда. (Ходьба попеременно: то на носках, то на пятках).
Мы почти добрались до леса, но на нашем пути выросли огромные кусты. Нам нужно через них перепрыгнуть и мы окажемся в лесу. Вот мы и в лесу.
Основная часть:
- Давайте посмотрим на карту, куда ведет стрелочка? (прямо, большим лужам - 1)
- Правильно….
Задание №2 «Закидай лужи камнями» (2обруча)
- Перед нами две больших глубоких лужи (2 обруча и вокруг них – блоки Дьенеша). Чтобы нам через них пройти, не замочив ноги, мы должны засыпать их камнями. Будьте внимательны, в каждое озеро нужно бросать только те камни, которые соответствуют символам. Все пространства должны быть заполнены.
В один обруч положить все синие фигуры, а в другой – все толстые.
Дети выполняют самостоятельно.
- Проверяем. Какие фигуры оказались в пересечении 2-х обручей? Почему?
Вот мы и получили первый ключ. Можно идти дальше.
- Что же у нас дальше по карте? (стрелочка ведет влево, к высоким горам – 2)
- Правильно….
- Правильно, перед нами –высокие горы.
Как же нам их преодолеть? (Ответы детей-на воздушном шаре, самолете, вертолете и т д)
А на ковре-самолете вы летали? Тогда полетим на ковре-самолете.
Задание №1 «Почини ковер-самолет» (вставь недостающую фигуру)
- Ковер-самолет лететь не может, т. к. он неисправный, его нужно починить.
Ой, ковриков то у нас 4, а нас 8. Хватит ли всем ковриков? Что же нам делать? (работа в парах)
Надо, чтобы все клеточки были заполнены фигурами. Догадайтесь, какой фигуры не хватает в каждом ряду. Будьте внимательны.
Как вы думаете, каких фигур не хватает? Почему?
Дети определяют и накладывают те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра, отвечая на вопросы: Какая у тебя фигура? И какого она цвета (у меня круг синего цвета….)
Молодцы! Все коврики починили и можно перелететь через горы.
Стойте, ребята! (загадочно) второй ключ охраняет большая черная птица. Какая? (ворона). Давайте замрём на месте, чтобы она нас не заметила, и только глазами будем следить, куда полетит ворона. (проводится гимнастика для глаз) воспитатель комментирует: птица полетела вверх, вниз, вправо, влево)
Воспитатель: Всё, улетела. Вот мы и получили второй ключ. Можно идти дальше.
Что же нас ждет дальше? (стрелочка ведет вверх– 3)
Воспитатель:.Снова препятствие. Дорога завалена ледяными камнями. Чтобы нам пройти дальше нужно разобрать камни, выложите числовой ряд от 1 до 10 слева на права. Возьмите по камешку с цифрой и найдите ей место в ряду.
Воспитатель: Молодцы, вот мы и очистили дорогу от камней. И получаем третий ключ.
Физминутка «Лес»
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Сколько ключей мы нашли(3)
Сколько ключей осталось найти?
Давайте посмотрим на карту. Куда ведет стрелочка? (налево прямо к избушке-4)
а чья это избушка? Правильно мы уже у дома Бабы Яги.
Как вы думаете, где находиться последний четвертый ключ?
Правильно, Баба Яга его, наверное, спрятала в своей избушке. Давайте посмотрим.
Задание №4 «угадай, где ключ»
Баба Яга спрятала его вот здесь (лист картона, на нем – несколько блоков). Вы должны отгадать, под какой фигурой находится ключ. Задаете мне вопросы, называя свойства фигур. Например, ключ находится под большой фигурой; под синей и т. д. А я отвечаю на ваши вопросы.
- Ну вот, нашли четвертый ключ.
Итак, сколько у нас ключей? (четыре).
А где же сундук с заколдованными зверями? Давайте его поищем. (дети находят сундук в избушке)
Все препятствия преодолели и заветный сундук получили.
(дети по желанию открывают каждый замок. В сундуке шаблоны контурных зверей)
Молодцы, вот мы и открыли сундук. А сейчас нам предстоит самое главное – мы должны расколдовать зверей.
Как вы думаете, как их расколдовать?
А чтобы у нас получилось их расколдовать, давайте проведем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
«Лесные звери»
Этот пальчик – белочка,
Рыженькая девочка.
Этот пальчик – зайчик,
Зайчик – попрыгайчик
Этот вот – лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот – мишенька - медведь,
Любит громко пореветь.
Этот – серенький волчок –
Получился кулачок.
Разожми кулак скорей,
В лес всех выпусти зверей.
(загибают пальцы, начиная с мизинца)
Перед вами разные изобразительные материалы. Какие? (акварель, клей, резаные нитки, крупы) Выберите те, чем вы хотите расколдовать свое животное.
(Дети самостоятельно работают)
А на следующем занятии мы с вами расселим их в лесу.
Заключительная часть
Рефлексия (дети садятся на стульчики)
Наши испытания и приключения закончились.
Вопросы: Каким самым трудным было испытание? Почему? А какие испытания легко прошли? Какими мы будем, если будем справляться с трудностями? Каким был ты сегодня? Что не получилось у тебя? А что получилось хорошо? (Ответы детей)
Звонок телефона. Звонит Лесовичок и сообщает, что оставил детям медали на третьем окне по счету от окна.
Награждение детей медалями «За отзывчивость и доброту».
Итог занятия.
- Понравилось вам занятие?
- Как вы думаете, все справились с заданиями?
- Кому что-то показалось трудным?
- Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится.