Получи документы

Конспект занятия «Одежда и люди»

Ирина Львовна Бабкина
Конспект занятия «Одежда и люди»

Конспект занятия

Тема: «Одежда и люди»

Старшая группа

Программное содержание:

Познакомить детей с традиционным русским костюмом, дать представление о разнообразии русского костюма, его украшения, о его многослойности: рубаха, понева, фартук и т. д. Дать представление о происхождении, названии и соответствии головного убора определенному возрасту женщины и костюму. Дать понятие о праздничной одежде. Обогащать словарный запас за счет названия одежды и головных уборов, а также малых форм устного народного творчества. Создать оригинальную композицию из символов при украшении элементов русского костюма. Упражнять в расположении элементов на ограниченной плоскости (контуры элементов одежды). Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к русской культуре.

Публикация «Конспект занятия „Одежда и люди“» размещена в разделах

Материал:

Коллекция костюмов (крестьянский, купеческий, боярский, куклы в русских костюмах, иллюстрации, фотографии, образцы костюмов и элементов костюма, сундук, макет избы, кроссворд, контурные изображения: рубаха, сарафан, душегрея, кокошник, бумажная кукла («русская красавица», бусы на подносе, ножницы, краска гуашь, кисти.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы пришли в наш музей «Русского быта». Нарядно и красиво в нашем музее от богатства вышивки и узоров. Полон музей иллюстрациями, фотографиями, картинами и куклами в русских одеждах. Посмотрите какие рубахи, сарафаны, полотенца, скатерти.

- Но, посмотрите, здесь лежит конверт. Давайте посмотрим, что в нем. (Достает)

- Ребята. Здесь лежит приглашение на показ мод это кроссворд, вопросы к нему. (Читает вопросы)

- Вопросы об одежде. И не просто «об одежде, а о старинной русской одежде.

- Для того, чтобы говорить о старинной одежде, мы должны оказаться в прошлом. А поможет нам это сделать волшебный порошок.

- Закрывайте глаза (Воспитатель посыпает детей конфетти).

- Смотрите, мы оказались в русской избе. А, вот и бабушка задремала за рукоделием. (Бабушка спит за вязанием).

- Давайте подойдем.

- Здравствуйте, бабушка.

Бабушка: Здравствуйте, детки. Откуда же вы к нам пожаловали?

Дети: Мы из города Рыбинска, из д/с «Белочка».

Бабушка: Я рада вас видеть. Меня зовут Марфа Васильевна. Зачем пожаловали, гости дорогие? Песни петь или что-нибудь узнать?

Дети: Помогите нам кроссворд разгадать.

Бабушка: Не знаю, что такое кроссворд, а помочь помогу, чем смогу.

Только, что-то вы уж больно не похожи на наших деревенских ребятишек. И одежда у вас другая.

Дети: А у нас современная одежда, бабушка.

Бабушка: Что же это за современная одежда?

(Ответы детей).

Бабушка: Интересная у вас одежда. Да, чем же помочь -то вам, ребята?

Воспитатель: Надо ответить на вопросы кроссворда.

- Назовите головной убор русских женщин?

- Традиционная русская женская одежда?

- Традиционная мужская одежда?

- Что защищало ребенка от злых духов?

Бабушка: Это проще — простого. Я вам загадаю загадки и вы сразу отгадаете. Слушайте:

- Украшает голову, на горшок похож,

А зовут такой убор. (кокошник).

- Каждый раз поутру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам?

Он зовется. (сарафан).

- Что ж за одежда

С четырьмя отверстиями?

Разложи ее получше -

Букву Т тогда получишь. (рубаха).

Бабушка. А давайте-ка, я с вами поиграю. Кто поймает мой клубок, тот называет старинную русскую одежду.

Игра «Назови одежду»

На четвертый вопрос кроссворда я вам вот, что скажу, чтобы защитить ребенка от нечистой силы, его подпоясывали кушаком или пояском. Раньше была такая поговорка: «Подпоясанного и бес боится».

Бабушка: Что, помогла я вам? А мне уж больно понравилась ваша одежда.

Воспитатель: А мы сейчас с ребятами поиграем в игру «Выбери одежду» и вы еще раз полюбуетесь нашей современной одеждой.

Игра «Выбери одежду»

Воспитатель: Пора нам, ребята, прощаться с бабушкой Марфой Васильевной и возвращаться в наше время.

Бабушка: До свидания, детки. «По одежке встречают, а по уму провожают». Откройте мой сундук, там есть сарафан моей бабушки. Возьмите его в свой музей.

(Ребята закрывают глаза).

Воспитатель; Мы вспомнили, как одевались люди в старину. Мы побывали в русской деревне. Но ведь люди жили не только в деревнях, но и в городах.

- Какой был в старину наш город?

- Дети: Наш город был богатый, торговый, купеческий.

- Воспитатель: А какие люди жили в нем?

- Дети: В нем жили богатые купцы, бояре.

- Воспитатель; А какая одежда была?

- Одежда была разная.

- Повседневная и праздничная.

- Простая н многослойная.

- Женская и мужская.

- Детская и взрослая Зимняя и летняя

- Крестьянская и боярская, купеческая (показ слайдов)

- Игра «Подбери пару»

- Воспитатель; Отличалась ли одежда бояр и купцов от крестьянской

- одежды?

- Дети; Одежда купцов и бояр была похожа на одежду крестьян.

- Только сшита из дорогих материалов.

- У богатых из парчи и шелка и бархата а у крестьян из холщовой

- ткани.

- Крестьяне носили тулупы и дубленки из овчины

- Бояре, да дворяне носили шубы го горностая, куницы, соболя, лисицы,

- Крестьяне носили простые шапки, картузы.

- На боярине была горлатная шапка. По ее высоте можно было судить о знатности.

- Она была богаче украшена.

- Воспитатель: А чем украшали одежду?

- Дети: Простые люди украшали одежду тесьмой, вышивкой, стелярусом, жемчугом.

- Бояре, да купцы - отборным жемчугом, драгоценными камнями, золотой серебряной нитью и тесьмой.

- Раньше много жемчуга добывали в нашей реке Волге. Самый отборный отдавали богатым людям, а простой оставался крестьянам,

- Поэтому у наших Ярославских девушек одежда и головные уборы были очень красивыми.

- Воспитатель: Вот, мы с вами вспомнили про русских девушек.

-

Кто же украшал одежду и головные уборы русских красавиц?

Дети: Девушки сами, своими руками шин одежду и украшали ее тесьмой. Вышивкой, бисером, жемчугом.

Сами мастерили серьги и бусы.

Воспитатель: Раньше русские девушки собирались вечерами на посиделки и занимались рукоделием: вышивали, пряжи. А еще пели песни, частушки, рассказывали пословицы и поговорки.

Давай те и мы вспомним пословицы и поговорки об одежде.

- По одежке встречают, а по уму провожают.

- Неладно скроено, да крепко сшито.

- Голодному одеться, только подпоясаться.

- Сто одежек и все без застежек.

- Наряди пень, и пень будет хорош.

- По одежке протягивай ножки.

- Своя рубашка ближе к телу.

- Не ленись прясть, хорошо оденешься.

Игра «Домино»

Воспитатель: А вы знаете, какую одежду носили ваши прабабушки и прадедушки когда были маленькими?

Дети: И мальчики и девочки одевались одинаково. Рубахи им перешивали из взрослой одежды, (вспомнить примету: вывешивали рубашку на забор. Когда в доме ребенок родился - праздник в доме)

Воспитатель: У русских людей всегда было много праздников.

- Отличался ли праздничный костюм от повседневного? Чем?

(Рассуждения детей)

Воспитатель: Праздничная одежда всегда была красиво вышита, украшена, многоцветна, из атласа, шелка, парчи, бархата. (Показ иллюстраций)

Воспитатель: А что на голове было у молодых людей? (картуз)

Скажите, а такой головной убор носили раньше девушки? (ответы детей) Девушкам можно было не покрывать голову, а повязывать атласные ленточки или вплетать в одну косу красивые «косники». Коса считалась девичьей красой, поэтому и говорили: «красны девицы». А когда девушка выходила замуж, ей шили самый красивый сарафан, свадебный, а к нему удивительно красивый расшитый головной убор — кокошник. Головные уборы тоже были разные. Это и кокошники, кички, даже сороки. А еще были рогатые головные уборы. Все это говорит о том, что люди поклонились птицам и животным, считали, что они должны оберегать и давать жизненную силу.

Ходит жена по двору

Во кумачном сарафане.

Во парчовых рукавах,

В кокошнике — рогаче,

В коноватою фаге.

П/и «Бояре»

Воспитатель: Пока у замужней женщины не было ребеночка, она одевалась очень красиво. Ярко, нарядно.

- Но, что она обязательно должна была делать?

Дети: Она должна была покрывать голову и заплетать уже две косы и укладывать их в прическу.

Воспитатель: Кроме сарафана, какой еще был костюм у замужней женщины?

Дети: Это была рубаха и понева-юбка с фартуком.

Воспитатель: Покажите на картинке (дети показывают картинки, иллюстрации. Рассказывают о фартуках (короткий и длинный).

К каждому костюму женщина подбирала пояса и украшения на шею (гайтаны, ожерелки, бусы, а также кольца, серьги,

- Вот теперь мы с вами можем ответить и на пятый вопрос нашего кроссворда.

- Как называется юбка замужней женщины? (понева)

Воспитатель: Как называли в народе русскую красавицу?

Дети: Лебедушка, березонька, ягодка.

Воспитатель: Она была царственно величава и степенна.

А сама — то величава.

Выступает, словно пава,.

- Мы е вами ответили на последний вопрос кроссворда.

Воспитатель: Сейчас мы с вами оденем нашу красавицу на праздник. Но для этого нам надо смастерить ей нарядную одежду,

Коллективная работа «Одень красавицу?»

(Дети расписывают праздничную одежду: рубаху, сарафан, душегрея, головной убор)

Игра «Одень девочку»

Воспитатель: Я думаю, что теперь можно поиграть и с гостями,

Игра «Четвертый липший»

Воспитатель: Вы многому научились. Многое узнали. Настало время разгадать ключевое слово нашего кроссворда. Это слово «КРАСОТА».

- Да ребята одежда русских людей действительно была очень красивая. Одежда передавала:

- красоту русских женщин,

- красоту русской природы,

- красоту русской души.

2 часть

Показ одежды.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект НОД по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группеКонспект НОД по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группе Конспект НОД по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группе. Цель: создать условие для развития представлений детей о правилах.

Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности «Мои друзья и мои близкие люди» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мои друзья и мои близкие люди». Подготовительная группа. Программное содержание.

Конспект НОД в средней группе «Деревья как люди» Цели: Формировать представление детей о сходстве процессов происходящих в организме человека и растений. Воспитывать бережное отношение.

Конспект занятия по предметному миру «Одежда. Наш гардероб» для старшей группыКонспект занятия по предметному миру «Одежда. Наш гардероб» для старшей группы Задачи: формировать у детей представления о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков,.

Конспект занятия по теме «Родные люди» для детей с ОВЗ 6 группы Тема: «Родные люди». Цель: Формирование знаний о родных людях, родственных отношениях, кровном родстве. Задачи: Учить устанавливать родственные.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Зима. Зимняя одежда»Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Зима. Зимняя одежда» Здравствуйте, ребята! К нам в садик пришло письмо, а от кого, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки,.

Конспект занятия «Знаменитые люди города Мичуринска» Конспект занятия «Знаменитые люди города Мичуринска» Цель: познакомить детей со знаменитыми соотечественниками, воспитывать уважение к.

Мастер-класс по гендерному воспитанию для детей 3–6 лет. Аппликация «Одежда для девочек и одежда для мальчиков»Мастер-класс по гендерному воспитанию для детей 3–6 лет. Аппликация «Одежда для девочек и одежда для мальчиков» Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде мальчиков и девочек. Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям.

Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда»Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда» Цель:Знакомить детей с назначением одежды. Развивать умение классифицировать виды одежды. Знакомить с профессиями портного и вязальщицы. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Одежда и люди»
Опубликовано: 21 февраля 2020 в 09:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД