МААМ-картинки

Конспект занятия по чтению в подготовительной группе «Знакомство с былинной сказкой «Никита Кожемяка»

Ольга Орлова
Конспект занятия по чтению в подготовительной группе «Знакомство с былинной сказкой «Никита Кожемяка»

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе

«Знакомство с былинной сказкой «Никита Кожемяка»

Программное содержание:

Познакомить детей с художественным произведением - былинной сказкой «Никита Кожемяка», используя прием «Сторисек».

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент «Мешок историй»

Публикация «Конспект занятия по чтению в подготовительной группе „Знакомство с былинной сказкой „Никита Кожемяка“» размещена в разделах

Дети стоят, мешок с предметами находится на столе.

- Дети, посмотрите, что у нас с вами есть.

- Это не простой мешочек, он с историями, в нем множество разных вещей.

- Как вы думаете, что в нем находится?

- Интересно, какая же история сегодня нас с вами ждет? Хотите открыть секрет этого мешочка?

2. Актуализация знаний.

Дети достают по одной вещи из мешка и называют, объясняют назначение этой вещи.

• Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

• Щит. Чтобы защитить грудь от ударов врага, на левой руке у героя висел тяжелый, блестящий и кругленький щит.

• Лук, колчан со стрелами.

• А коней они себе выбирали под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали.

• Боевой топор – оружие.

- Ребята, вы догадались, о ком приготовил нам историю наш мешочек?

- Конечно же, о богатырях.

- Кто же такие богатыри?

Богатыри – слово древнее. Что оно обозначает? (Примерные ответы детей - Богатырь – сильный, смелый, удачливый воин, счастливый в бою.)

- Как еще называли богатырей? (Их еще называли витязями.)

- Какие богатыри были? (Сильные, смелые, отважные, храбрые, ловкие, смекалистые, находчивые, удачливые. Богатырь – это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги.)

- Для чего они шли воевать? (Чтобы защитить Родину от врагов. Как стража святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит)

– А кого же защищали богатыри? (Первыми защитниками на Руси были богатыри – мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей.)

- Каких вы знаете богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

- Что надевали богатыри, идя на бой? (Они надевали шлемы, кольчуги, кожаные перчатки, наборный пояс, сапоги, плащ)

- Что они брали с собой в бой? (Они брали мечи, копья, луки, булавы, дубинки, топоры, щиты, палицу, кистень)

- Сказания о подвигах, которые богатыри совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали былины.

- Что такое былина? От какого слова оно происходит? (быль, было). Быль, правда, то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.

- А ещё мешок историй приготовил нам книгу.

- Можно ли сразу по обложке определить, о чем эта книга?

- Эта книга о богатырской силе и мужестве, доблестных подвигах наших богатырей.

- Хотите узнать о богатырском подвиге?

3. Знакомство с былинной сказкой «Никита Кожемяка»

- Сегодня мы познакомимся с былинной сказкой «Никита Кожемяка»

-Понятно ли вам слово Кожемяка?

-Давайте прочитаем сказку и узнаем, верны ли ваши предположения?

Чтение сказки (дети садятся)

Словарная работа во время беседы по содержанию сказки.

- Верны ли были наши предположения? Почему Никиту звали Кожемяка?

(Кожемяка мял кожу, поэтому его так и назвали.)

1. Межа – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.

2. Соха – пахотное орудие, в отличие от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в сторону, примитивное сельскохозяйственное орудие.

3. Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом земледелии и для посева сельскохозяйственных культур.

4. Пуд – русская мера веса, равная 16,3 килограмм.

5. Пенька – веревка

Беседа после чтения

-Понравилась ли вам сказка?

- Что особенно вам понравилось?

-Для чего мнут кожу?

-Какая злая сила угрожала Киеву?

-Почему никто не сражался со змеем, а все отдавали ему девушек на съедение?

(Не было силы, которая могла ему противостоять.)

-Что произошло с царской дочерью?

-Кто мог ее спасти? (только Никита мог победить змея)

- Как об этом узнала царевна?

-Сразу ли согласился Никита идти спасать царскую дочь?

-Почему Никита отказался спасти царевну?

-Почему он потом согласился? На какую хитрость пошел царь?

- Смог ли змей одолеть богатыря?

-Как Никита победил Змея?

-Что предложил Змей-Горыныч Никите?

- Правильно ли делить землю со злой силой?

- Почему Никита стал делить землю, а потом море? (С целью перехитрить Змея и победить зло.)

-Просил ли Никита после победы награду?

4. Рассматривание слайдов с иллюстрациями.

Первый слайд «Никита Кожемяка»

-Каким вы видите этого богатыря? Опишите его.

(Сильный, огромного роста, широкоплечий, могучий, смелый, трудолюбивый.)

Второй слайд «Змей Горыныч»

- Каким представлен в сказке и в иллюстрации змей?

(Змей «страшный», «лютый», жестокий – осиротил пять тысяч детей.)

Третий слайд «Помощь царевне»

- Кто помог царевне? (Собачка)

Четвертый слайд «Царь и царица»

- Кого мы видим на иллюстрации?

- Согласился Никита помочь им?

Пятый слайд «Дети"

- Как вы думаете, почему Никита согласился все же помочь царевне? (Пожалел детей)

- Какой еще был Никита? (добрый – пожалел сирот и решил идти им на выручку. Черты характера - Доброта, любовь к Родине, к своему народу.)

Шестой слайд «Пещера змея», Седьмой слайд «Победа»

Какие отрывки иллюстрирует художник?

Восьмой слайд «Как делили землю»

Девятый слайд «Как делили море»

-Какие черты характера проявляются у героя в данной момент?

(Мудрость, смекалка, находчивость, хитрость.)

Десятый слайд «Победа Никиты»

-Какими словами заканчивается сказка? Расскажите.

- Какой еще был Кожемяка? (бескорыстный – «стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего»)

-Какие черты русского характера прославляет сказка?

(Смелость, мудрость, храбрость, трудолюбие, отвагу, широту души, бескорыстие, доблесть, доброту)

5. Языковые игры

- Вы бы хотели быть похожими на Никиту Кожемяку?

- Чем бы вы хотели быть похожими?

(Быть такими же сильными, ловкими, храбрыми, умными, смекалистыми)

- Давайте мы проверим хитрость и находчивость девочек, испытаем богатырскую силушку да смекалку мальчиков.

Дети делятся на 2 команды. Дети встают: 1 команда у красного стола, 2 команда у зеленого стола.

Наш мешочек историй приготовил для нас задания

ЗАДАНИЕ №1 «Собери богатыря в путь»

Для команды у красного стола – доспехи (одежда).

- Ребята, а сейчас поможем собраться в путь-дорогу богатырю (Раздаются карточки с изображениями доспехов (одежды).

Одежда: шлем богатырский, шапка-ушанка, каска строительная, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, сапоги, плащ, наборный пояс, бармица (кольчужная защита шеи)

Для команды у зеленого стола - оружие

Выбери то, что возьмет Никита Кожемяка для борьбы со Змеем.

Оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, грабли, вилы, пила, копьё, палица, лук со стрелами, лопата.

ЗАДАНИЕ № 2 Игра «Слова наоборот»

По очереди отвечают две команды

Родина - чужбина. Светлый - тёмный.

Горе -радость. Живой - мёртвый.

Плен - воля. Брать - отдавать.

Свет -темнота. Веселиться - грустить.

Храбрость - трусость. Впускать - выпускать.

Сильный - слабый. Встречать - провожать.

Храбрый - трусливый. Вместе - отдельно.

Хороший - плохой. Вперед - назад.

ЗАДАНИЕ № 3 "Продолжи поговорку".

По очереди отвечают две команды

Жизнь дана на добрые дела.

Сам погибай – а товарища выручай.

Жить – Родине служить.

Своя земля и в горсти мила.

Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

Богатырь умрёт, имя его останется.

Богатыря узнаешь на поле брани.

Славна богатырями земля русская.

Родине служить – честью дорожить.

Военному делу учиться - всегда пригодится.

Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Службу нести - не лапти плести.

Кто хорошо бьется, тому и победа достается.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Кто за правое дело стоит, тот победит.

ЗАДАНИЕ № 4 «ВИКТОРИНА»

А сейчас мешок историй приготовил нам шуточную викторину. Испытаем вашу стойкость, нужно все предполагаемые ответы обязательно дослушать до конца.

1. Какой злодей появился однажды недалеко от Киева?

• Страшный змей

• Злой волшебник

• Кровожадный людоед

• Чёрная Фурия

2. Съел ли злодей царскую дочь?

• Да, и облизнулся

• Да, и пожелал еще

• Нет, но запер ее в своей берлоге

• Нет, и отпустил её

3. Как дочь-царевна общалась с отцом и матерью?

• Стучала по стенке темницы

• Пела песни, которые передавали птицы

• Рисовала на окне рисунки

• Писала записки, которые передавала собачка

4. Есть ли кто-нибудь сильнее Страшного Змея, чтоб тот смог с ним сразиться?

• Да, это Илья Муромец

• Да, это Добрыня Никитич

• Да, это Алеша Попович

• Да, это Никита Кожемяка

5. Сколько кож разом мог мять Никита? 3, 7, 12, 15

6. Как царю удалось упросить Никиту идти биться со Змеем?

• Он послал к Никите 5 тысяч малолетних сироток

• Он пригрозил ему смертью

• Он упал перед ним на колени

• Он обещал ему свою дочь

7. Вышли на бой Никита со Змеем. Но только Никита стал душить злодея, как тот сделал ему одно предложение. Какое?

• Разойтись с миром

• Разделить весь свет пополам

• Дать Никите своё золото

• Змею взять царевну, а Никите власть

8. Как Никита смог победить Змея?

• Утопил его в Чёрном море

• Проехал по нему сохой

• Подбросил его высоко в небо

6. Рефлексия

Молодцы! Со всеми заданиями справились, обе команды показали свою смекалку.

-На кого вы хотели быть похожими сегодня?

-Кто же такой Никита Кожемяка?

- Можем ли мы его называть богатырем?

- Почему?

- Дети, в этой книге мы сможем узнать о подвигах и других богатырей?

- Мы обязательно прочтем о всех подвигах богатырей.

- А еще нам наш мешочек историй приготовил сюрприз – мультфильм «Никита Кожемяка».

Публикации по теме:

Конспект НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группеКонспект НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группе Тема. «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка». Цель: формирование устойчивого интереса детей к русскому фольклору (сказка).

Конспект сценария праздника «Сказка за сказкой» в подготовительной к школе группе Цель: Создать эмоционально-положительную обстановку и формировать доброжелательные взаимоотношения, радостное настроение у детей, активизировать.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театромКонспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театром Цель: Выработать умение слушать и смотреть сказку до конца. Задачи: Обучающие: Учить детей узнавать и называть сказку. Учить понимать содержание.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Знакомство с числом 15» Конспект занятия по математике. Подготовительная группа. Тема: "Знакомство с числом 15" Возрастная группа – подготовительная Подготовила.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» .

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И»Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И» Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И» Цель: Познакомить с гласной буквой И. Задачи: -закрепление знаний.

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с деньгами» Цель: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе детской инициативы и самостоятельности.

Рецензия на НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группе Рецензия непосредственной образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет) в форме ознакомление с художественной.

Самоанализ НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группеСамоанализ НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группе Материал пригодится для воспитателей при аттестации. Воспитатель: Терехова Светлана Анатольевна. 1. Общие сведения о занятии. Дошкольники.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Мешок яблок»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Мешок яблок» Тема: Знакомство со сказкой В. Сутеева «Мешок яблок» Возрастная группа: старшая группа Форма НОД: Форма организации: групповая Учебно-методический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по чтению в подготовительной группе «Знакомство с былинной сказкой «Никита Кожемяка»
Опубликовано: 4 мая 2022 в 18:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД