Лидия Морозова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе детей с ОНР «Путешествие по русским народным сказкам. Объём сыпучих веществ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие по русским народным сказкам»
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе детей с ОНР „Путешествие по русским народным сказкам, Объём сыпучих веществ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Формирование приёмов умственной деятельности (классификация, сравнение, анализ, обобщение, абстрагирование) через прямые действия детей со специально подобранными группами предметов и материалов на занятии по ФЭМП.
Образовательные задачи.
Закреплять умение детей измерять объём сыпучих веществ условными мерками.
Закреплять знания о геометрических фигурах (четырёхугольниках).
Закреплять пространственные представления (слева, справа).
Закреплять знания о днях недели.
Продолжать знакомить с составом числа 7 из единиц.
Упражнять в порядковом счёте.
Побуждать детей преобразовывать фигуры из счётных палочек.
Коррекционно- развивающие задачи.
Развивать логическое мышление, внимание, память. воображение через игры со счётными палочками.
Развивать мелкую моторику рук.
Закреплять в речи детей употребление сложносочинённого предложения с противительным союзом «а».
Упражнять в практическом усвоении согласования прилагательных в зависимости от рода, числа, падежа существительного с которыми они согласуются.
Закреплять правильное произношение поставленных звуков у детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать у детей радостные чувства от встречи с любимыми сказочными героями.
Воспитывать дружелюбие, чуткость, отзывчивость.
Воспитывать умение слушать сверстников.
Интеграция областей:
- познание,
- коммуникация,
- здоровье,
- физическая культура.
Оборудование:
• модель «Дни недели»
• набор геометрических фигур
• карточки белые для зрительного диктанта
• карточки –схемы для зрительного диктанта
• прозрачная кастрюля, стакан-мерка, горох
• 7 рыбок разного цвета
• магнитная доска
• ,магнитофон.
• ширма, куклы из театра бибабо
• Царевна лягушка, Емеля, Машенька,Лисичка
• карта.
Индивидуально-дифференцированный подход.
По степени сложности материала
• дети среднего уровня развития отвечают самостоятельно и объясняют, обосновывают ответ.
• Дети низкого уровня развития повторяют ответ за сверстниками и воспитателем.
В игре «Зрительный диктант»
• Детям среднего уровня развития –сложный узор
• Детям низкого уровня развития – простой.
По работе со счётными палочками
• Детям среднего уровня развития-задание новое
• Детям низкого уровня развития-задание на повторение
Порядковый счёт
• дети среднего уровня развития выполняют самостоятельно
• Дети низкого уровня развития повторяют ответ за сверстниками.
По методам и приёмам
• Для детей среднего уровня развития –проблемные вопросы, упражнение на смекалку.
• Для детей низкого уровня развития –наводящие вопросы, повторение, ответ хором.
Форма организации занятия – подгрупповая.
Физкультминутка
Две сестрицы,две руки
Левая и правая Показывают руки по очереди
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют Выполняют движения соответственно тексту
Две сестрицы,две руки
Левая и правая Показывают руки
Воду моря и реки
Загребают плавая Выполняют плавательные движения
Пальчиковая гимнастика
Куры, гуси, да индюшки
Наклевалися петрушки. Пальчики поочерёдно прижимаются к большому
Закусили лебедой
Побежали за водой. Пальцы, потом «убегают»
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети стоят полукругом.
Предлагаю детям вспомнить и назвать русские народные сказки. Приглашаю отправиться в путешествие по русским народным сказкам.
Постановка цели.
В: Сегодня наш ковёр – ковёр самолёт. Он поможет нам путешествовать по сказкам. А чтобы мы не заблудились, нам Царевна лягушка принесла волшебную карту. (Воспитатель вешает на доску карту)
-Герои сказок приготовили нам задания, а чтобы их выполнить мы проведём разминку.
Разминка.
В: - Сколько дней в неделе? (ответы детей)
-Назовите дни недели.
-Сегодня среда, какой день будет завтра?
-Какой день недели был вчера, если сегодня среда?
-Посмотрите на модель «Дни недели» и назовите соседей третьего дня недели.
-Как называется день недели между средой и пятницей?
А теперь задание на смекалку:
-Наступил декабрь, расцвели 3 ромашки и 1 колокольчик. Сколько расцвело цветов?
Разминка закончена, проходите на наш ковёр и закройте глаза, наш ковёр-самолёт взлетает. (Звучит музыка)
Основная часть.
В:-Вот мы и оказались в сказке. (Показываю иллюстрацию на карте)
-Как называется сказка? (Царевна лягушка)
На ширме появляется Лягушка.
Ц. Л. Царь приказал мне сшить платочки только четырёхугольной формы, а я запуталась.
(На магнитной доске выставлены круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб)
В: ребята поможем Царевне лягушке. Рассмотрите фигуры и назовите знакомые вам.
-А теперь сравните треугольник и квадрат.
-Сколько углов у квадрата? (ответы детей).
-А сколько углов у треугольника?
-Правильно, у треугольника три уголка, поэтому он называется….
-А как можно назвать фигуру у которой 4 уголка?
-Найдите на доске все четырёхугольники и назовите их.
-Сколько уголков у прямоугольника, у квадрата, у ромба? (ответы детей).
-Как их можно назвать одним словом?
В:-Царевне лягушке нужны только платочки четырёхугольной формы, отложите все четырёхугольники в сторону.
Дети садятся за столы.
Ц Л: Вы мне помогли, я хочу с вами поиграть в игру «Зрительный диктант»
-Перед вами на доске карта с геометрическими фигурами, несколько секунд вы смотрите и запоминаете расположение фигур. А затем за столами на своих чистых листках выкладываете такую же карту с фигурами. (дети выполняют задание)
После выполнения для проверки образцы вновь показываются.
-Молодцы. (Царевна Лягушка прощается и прячется за ширму)
В: а мы отдохнём.
Физминутка «Две сестрицы, две руки)
В: Проходите на наш ковёр - самолёт, закройте глаза, полетим в другую сказку. Звучит музыка.
В: -В какую сказку мы попали? (Маша и медведь)
-Как называется сказка
Появляется Машенька на ширме.
М:-Ребята мишка дал мне задание, а одна я не справлюсь. Помогите мне пожалуйста.
Головоломка со счётными палочками.
М:- Надо сложить домик из 6 палочек, а потом переложить 2 палочки так, чтобы у вас получился флажок. (Дети выполняют)
-А теперь из флажка переложите 2 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника (дети среднего уровня)
-Молодцы ребята. Спасибо.
В: -Поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Куры, гуси. Да индюшки….»
В:- Посмотрите, ребята на карту. Мы отправляемся в другую сказку. Как она называется? (ответы детей)
Проходите на ковёр –самолёт, закрывайте глаза. Полетели. (звучит музыка)
На ширме появляется Емеля.
Е:-Ой, ребята, как хорошо, что вы пришли в мою сказку. Помогите мне, пожалуйста.
Невестки приказали мне приготовить горох для супа и мне нужно знать сколько гороха в этой кастрюле. Подскажите как это сделать.
В:- Ребята, давайте вместе измерим горох стаканом, я насыпаю, вы откладываете фишки. Пересчитываем фишки и подводим итог.
Емеля благодарит и показывает на карте, куда детям лететь дальше.
В: -проходите на ковёр –самолёт, полетим дальше. Звучит музыка.
В:- В какую сказку мы попали?
Правильно, «Лисичка - сестричка и серый волк»
Л: -Помогите мне, ребята, сосчитать рыбок, которых я у дета взяла.
- Сколько всего рыбок?
-По сколько рыбок разного цвета?
-Правильно,7 рыбок, по 1 рыбке разного цвета.
-Как можно сказать, какие рыбки? (Разноцветные)
Л:- А кто может посчитать рыбок по порядку?
-Какая по счёту красная рыбка? (ответы детей).
-Какого цвета вторая рыбка?
Л:- Спасибо, ребята, я теперь знаю, что 7 рыбок у меня. А вас ждёт ковёр-самолёт. До свидания.
В: - ребята проходите на ковёр-самолёт, полетим в детский сад. Звучит музыка.
Заключительная часть.
В:- Вот мы и в детском саду.
-Вам понравилось путешествие? (ответы детей).
- В каких сказках мы побывали?
-Вы рады, что помогли сказочным героям?
-Покажите как вы рады.
-Какое задание показалось трудным?
-Какое лёгким?
-А мне понравилось, что вы все дружные, добрые, отзывчивые.
На этом занятие окончено. Вы молодцы. Спасибо.