МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Рр и звуки [р], [р’]»

Венера Урмантаева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Рр и звуки [р], [р’]»

Тема: буква Рр и звуки [р], [р’].

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Буква Рр и звуки [р], [р’]“» размещена в разделах

Программное содержание. Ознакомление с буквой Рр и звуками [р], [р’]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематического представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки). Развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Материалы и оборудование. Магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, материалы для звукового анализа, конверты со словами. Предварительная работа. Повторение подвижной игры «Птичьи пятнашки».

Вводная часть

Упражнение «Слушай внимательно». Сообщение темы занятия.

Педагог встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает им встать возле стульчиков. Перед каждым ребенком лежит картинка (лебедь, галка, голубь, клёст).

Педагог. Рассмотрите картинки, вспомните названия изображенных на них птиц, внимательно слушайте меня. Сначала сядут те дети, в названиях птиц у которых есть звук [л].

Дети выполняют задание.

Педагог. Теперь сядут те дети, в названиях цветов у которых есть звук [л’]. Дети выполняют задание.

Педагог. Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает, будем играть и читать. Педагог убирает картинки

Основная часть

Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Рр. Педагог раздает детям «Мой букварь».

Педагог. Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части страницы слева вы видите букву Рр. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки?

Дети. Значит буква Рр обозначает твердый звук [р] и мягкий звук [р’]. Педагог. Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите по очереди эти звуки. Определите, это глухие или звонкие согласные.

Дети кладут руку на горлышко и произносят звуки [р] и [р’]. Дети. Звуки [р] и [р’] — звонкие.

Педагог. Верно. Звуки [р] и [р’] — звонкие согласные. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней. Рыжий Ромка очень рад: У него родился брат. Педагог ставит на стол контейнер с карандашами.

Педагог. Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Рр.

Дети выполняют задание. Педагог. Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Какие цветы в букете у Раи! Назовите их и определите место звука [р] в их названиях.

1-й ребенок. Роза. Звук [р] в начале слова.

2-й ребенок. Астра. Звук [р] в середине слова.

3-й ребенок. Нарциссы. Звук [р] в середине слова.

4-й ребенок. Ромашка. Звук [р] в начале слова. 1-й ребенок. Настурция. Звук [р] в середине слова.

Педагог. А сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице. 1-й ребенок. Рак.

2-й ребенок. Рад.

3-й ребенок. Дар.

4-й ребенок. Рама.

1-й ребенок. Рука.

2-й ребенок. Раки.

3-й ребенок. Мир.

4-й ребенок. Рыба.

1-й ребенок. Двор.

2-й ребенок. Топор.

3-й ребенок. Забор.

4-й ребенок. Ковер.

1-й ребенок. Трава.

2-й ребенок. Брат.

3-й ребенок. Грабли.

4-й ребенок. Врач.

1-й ребенок. Рис.

2-й ребенок. Ирина.

3-й ребенок. Бритва.

4-й ребенок. Руби.

1-й ребенок. Говори.

2-й ребенок. Кричи.

3-й ребенок. Рубил.

4-й ребенок. Говорил.

1-й ребенок. Кричал.

2-й ребенок. Рубит.

3-й ребенок. Говорит.

4-й ребенок. Кричит.

Педагог. И наконец, прочитайте предложения.

3-й ребенок. Борис ловит рыбу.

4-й ребенок. Роман купил груши.

1-й ребенок. Марат рубит дрова.

2-й ребенок. Ира собирала грибы. Педагог. Вы отлично читали сегодня. Я горжусь вами. Педагог предлагает детям закрыть буквари и убирает их.

Подвижная игра «Птичьи пятнашки».

Педагог предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Один ребенок-водящий садится на стульчик в дальнем конце помещения. Дети играют в пятнашки.

«Печатание» буквы Рр в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Педагог раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами и ручками.

Педагог. Откройте тетради на с. 21. Что вы видите в верхней части страницы?

Дети. Розу, ромашку и букву Рр.

Педагог. Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Рр, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.

Дети выполняют задание.

Педагог оценивает их работу.

Педагог. Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Р. Посмотрите, как я пишу букву Р на доске. Сначала я пишу палочку сверху вниз. Потом справа от нее вверху я пишу полукруг. «Напишите» так же букву Р в воздухе. Дети «пишут» букву Р в воздухе.

Педагог. Теперь можете написать буквы в тетради. Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы р.

Дети пишут 4 маленьких буквы.

Педагог. Теперь прочитайте и по образцу напишите слова на второй строчке. Обратите внимание, что одно из слов написано с заглавной буквы.

Дети читают и под контролем педагога пишут слова.

Педагог. Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях.

Упражнение «Закрась квадрат». Развитие фонематических представлений (определение места звука [л] в словах).

Педагог предлагает детям перевернуть страницу.

Педагог. Что нарисовано в верхней части страницы?

Дети. Груша, рама, топор. Педагог. Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под картинкой квадрат, соответствующий месту звука [р] в названии картинки.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает тетради и карандаши.

Упражнение «Составь схему». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Педагог помещает на мольберт картинку с изображением крокуса, ставит на столы контейнеры с фишками для звукового анализа. Педагог. Как называется этот цветок?

Дети. Это крокус. Педагог. Произнесите слово еще раз и выполните его звуковой анализ, выложите звуковую схему слова.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Педагог при необходимости задает контрольные вопросы. Затем он предлагает детям сложить фишки в контейнеры и убирает его и картинку. Упражнение «Пары слов». Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах) и ловкости.

Педагог предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч. Педагог. Последняя игра называется «Пары слов». Будем бросать мяч друг другу. Вы будете вспоминать название цветка, которое начинается с последнего звука произнесенного мною названия. Подснежник.

1-й ребенок. Крокус. Педагог. Прострел.

2-й ребенок. Ландыш.

Педагог. Нарцисс.

3-й ребенок. Сальвия.

Педагог. Тюльпан.

4-й ребенок. Ноготки.

Педагог. Вот так молодцы. Поаплодируйте себе.

Дети аплодируют. Логопед убирает мяч.

Составление и чтение предложений из данных слов. Совершенствование навыка чтения.

Педагог раздает детям конверты со словами. Педагог. Достаньте из конвертов слова, прочитайте их и попробуйте составить из них предложения. Не забудьте, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Дети выполняют задание.

Педагог. Прочитайте получившиеся предложения.

1-й ребенок. У Ромы попугай Гера.

2-й ребенок. Гера забавный и веселый.

3-й ребенок. Рома кормит Геру орешками.

4-й ребенок. Гера любит Рому.

Педагог. Великолепно. Обратите внимание на то, что имя мальчика и кличка попугая пишутся с заглавной буквы.

Составление рассказа из данных предложений. Совершенствование навыка чтения.

Педагог предлагает детям еще раз прочитать получившиеся предложения. Педагог. А теперь попробуйте все вместе составить из этих предложений рассказ.

Дети выполняют задание.

Педагог. Прочитайте получившийся рассказ.

Дети. У Ромы попугай Гера. Гера забавный и веселый. Рома кормит Геру орешками. Гера любит Рому.

Педагог. Очень хорошо. А как вы назовете этот рассказ?

Дети. Попугай Гера.

Педагог. Хорошо. Сегодня я очень довольна вами.

Заключительная часть.

Оценка работы детей. Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Я Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Рр и звуки [р], [р’]»
Опубликовано: 20 марта 2021 в 20:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД