Алёна Кустова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [З]»
Тема: Звук и буква З
Задачи:
-закреплять умение сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу
-познакомить с разными значениями слова «идти»
-познакомить с понятием «ЗВОНКИЙ»
-познакомить с буквой З
-развивать мелкую моторику руки
Ход НОД:
Организационный момент:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звук и буква [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Основная часть:
1. Игровое упражнение «Высокий-низкий»
-елка высокая-низкая
-карандаш длинный-короткий
-лента широкая-узкая
-лицо девочки грустное-веселое
-тарелка глубокая-мелкая
-мальчик чистый-грязный
Воспитатель: Составьте предложение со словами, противоположными по смыслу:
-Я нарисовал большой дом и маленький домик
-Река глубокая, а ручей мелкий
-Ягоды клубники крупные, а земляники мелкие
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворение С. Капустян «Маша обедает»
Никому отказа нет, подан каждому обед:
Собачке - в миске, в блюдечке - киске,
Курочке-несушке - пшена в черепушке,
А Машеньке - в тарелке. В ГЛУБОКОЙ, НЕ МЕЛКОЙ.
Воспитатель: Что бывает глубоким и мелким? Как вы понимаете выражение: глубокая река (имеет большую глубину,глубокая тайна (скрытая,глубокое чувство (сильное,мелкая река (Имеет небольшую глубину,мелкий дождь (несильный).
Игровое упражнение «Идет-стоит»
Воспитатель: Отгадайте загадку :Стучат-стучат, не велят скучать. Идут-идут, а все тут да тут? Что это? Часы
Воспитатель: Как сказать по-другому?
Часы идут (ходят, тикают)
Дождь идет (капает, льется)
Мальчик идет (Шагает, движется)
Поезд идет (едет, мчится)
Фильм идет (демонстрируется)
Пароход идет (плывет)
Весна идет (наступает)
Физкультминутка:
Если нравится тебе, то делай так.
Если нравится тебе, то делай так… (2 хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так… (2 щелчка пальцами перед грудью.)
Если нравится тебе, то делай так… (2 притопа ногами.)
Если нравится тебе, то делай все. (Повтор всех движений.)
Фонетическая зарядка:
-Как поют комарики? з-з-з-з-
-Что мы слышим, когда муха попадает в паутину?з-з-з-з
-Как звали девушку, которая потеряла туфельку? Золушка
-Куда мечтала поехать на бал Золушка? Замок
-Какой звук вы слышите в начале слов Золушка, замок?З
Воспитатель:(З)-согласный звук, так как произносить звук нам помогают язычок и зубы (язык упирается в зубы,губы растянуты в улыбке. Звук звонкий, так как горлышко дрожит, голосок так звонко звучит. Этот звук можно произнести как твердо (Золушка, замок, заплатка,так и звонко (зебра, зеркало, зефир)
Чистоговорки:
За-за-за - уходи домой коза.
Зу-зу-зу - моем зайку мы в тазу.
Зы-зы-зы - дали в школе нам призы.
Зы-зы-зы - забыла зонт у Лизы.
Зу-зу-зу - возьми козу.
Зы-зы-зы - от мороза вянут розы.
За-за-за - закрывай скорей глаза.
Зы-зы-зы - мы уселись на возы.
За-за-за - звезду заметила коза.
За-за-за - загремела гроза.
Зу-зу-зу - вез я вазу на возу.
Ез-ез-ез - на забор фазан залез.
Озы-озы-озы - у роз острые занозы.
Игра «Хлопни»
Воспитатель: Хлопните в ладоши, когда услышите звуки [з], [з’] в словах:
зонт, жаба, корзина, мак, зебра, жираф, рыба, земляника, суп, медуза, насос, замок, забор.
Воспитатель: А теперь я прочитаю вам текст, в нем очень много слов со звуком З. Запомните слова, а потом мне их назовете.
Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, размела листья. Птицам некуда деваться, и полетели они за горы, за моря, где не злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима. Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно. Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопил печки. Заготавливают дрова, везут их на возах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают во дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт – и разгорится лицо. Заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близок конец зимы.
Знакомство с буквой З
Воспитатель показывает детям букву З, сопровождая показ словами:
В столбик два кружка поставим,
Слева дырочки оставим.
Да ты только посмотри:
Буква З, как цифра 3.
Воспитатель: А теперь пропишем букву З в наших листах заданиях.
Но сначала подготовим пальчики к работе :
1, 2, 3, 4, 5,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
Итоговая часть:
-С каким новым звуком и буквой вы познакомились на занятии? Что особенно вам понравилось? Почему? Что вызвало затруднение? Почему? Спасибо вы хорошо потрудились!