Ирина Трубаева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей 6–7 лет «Лучше гор могут быть только горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для подготовительной группы по теме «Лучше гор могут быть только горы».
ЦЕЛЬ: продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: что такое горы, как они образовались, что такое вулкан, гейзер.
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами камней.
2. Уточнить знания детей об использовании камней.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей 6–7 лет „Лучше гор могут быть только горы“» размещена в разделах
- Горы. Знакомим детей с горами
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
4. Расширять словарный запас (гейзер, вулкан, лава, перстень, активизировать диалогическую речь, продолжать учить грамматически правильно строить предложения при высказываниях, развивать мелкую моторику рук;
5. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор, камней; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интегративная связь: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа:
• чтение сказки Бажова «Каменный цветок»;
• рассматривание глобуса, карты;
• подбор иллюстраций по теме «Вулканы и гейзеры России»;
• просмотр презентации «Путешествия по горам Краснодарского края».
Материалы и оборудование: макет гор, разнообразные камни, глобус, лоскуты ткани по количеству детей, вода, баночки для воды, сода, лимонная кислота, макеты вулканов по количеству детей, негашеная известь, защитные очки и фартуки, иллюстрации вулканов и гейзеров, костюм Данилы – мастера.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
Воспитатель с детьми выходит на участок. В уголке «Мастерской Данилы - мастера» сидит Данила (ребенок) делает перстень с камнем. Педагог привлекает внимание детей к персонажу :
- Ребята, посмотрите, Данила опять что – то мастерит, давайте подойдем к нему и узнаем (Воспитатель с детьми подходит к Даниле – мастеру).
Воспитатель:
- Здравствуй, Данила, что ты делаешь?
Данила:
- Здравствуйте, я мастер каменного дела. Я могу сделать из камня, что душе угодно: и шкатулку, и украшения, различные сувениры, а сейчас вот делаю перстень с камнями самоцветными.
2. Актуализация опорных знаний.
Воспитатель:
- Какой ты умелец, Данила. Ребята, а кто из вас знает, что такое перстень? (выслушивает варианты ответов детей). Слово перстень произошло от древнерусского «перст» - палец. Дословно означает украшение на палец или, как мы сейчас называем, кольцо.
- Данила, а расскажи нам, откуда ты берешь камни.
Данила:
- Камни создает сама природа различными способами: каменный уголь получается из древесины под воздействием высоких температур и давления (показывает детям уголь, каменная соль получается путем кристаллизации солевого раствора (показывает камень соли, а некоторые камни образуются из смолы деревьев (показывает янтарь). Но основная масса камней – это куски осадочных пород: известняка и песчаника (показывает обычные булыжники). И все это богатство я беру в горах.
3. Введение в занятие.
Воспитатель:
- Ребята, а что такое горы? (выслушивает варианты ответов детей) Итак, горы – это резко возвышенный участок поверхности земли, у которого есть вершина и склоны (педагог показывает макет горы).
-Давайте задумаемся над тем, как появляются горы. Для этого нам нужно обратиться к глобусу. Что такое глобус? (модель планеты Земля)
Что изображено на глобусе синим или голубым цветом? (моря, океаны, реки)
Каким цветом показана суша? (коричневым, зеленым, желтым)
Посмотрите на глобус и сравните, чего больше на планете Земля, воды или земной поверхности? (воды)
4. Формирование новых знаний
- Так вот, ребята, земная поверхность или земная кора так же, как и вода постоянно находится в движении. Она, то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени – миллионы лет.
- Хотите, мы сейчас наглядно с вами увидим, как образуются горы всего за несколько секунд?
-Подойдите к столу, возьмите каждый по кусочку ткани, расстелите его перед собой на столе. Представьте, что это ровная земная поверхность. Положите ладони на края ткани и медленно двигайте руки к центру вашего лоскутка. Вы видите, что ткань начинает морщиться, появляются бугры и впадины. На наших глазах рождаются горы и ущелья. И то, что раньше было дном океана, становится вершиной горы, и мы можем это доказать просто посмотрев на камни, которые Данила – мастер собрал на своей горе (педагог пододвигает поднос с камнями поближе к детям, дает им рассмотреть камни).
- Какие камни могут служить доказательством того, что много тысяч лет назад поверхность горы была морским дном, выберите такие камни, объясните свой выбор (дети должны выбрать камни с вкраплениями ракушек)
Если дети затрудняются в выборе, педагог задает наводящие вопросы: Кто обитает на морском дне? (ракушки, моллюски, рыбы). Соответственно, если мы найдем камни с вкраплениями ракушек, скелетов рыб, – это и будет доказательством того, что когда – то эти камни были частью морского дна.
- А можем ли мы по камням увидеть, как перемешиваются пласты земной поверхности? (конечно, можем). Выберите камни, которые это доказывают (камни с полосками, с иными чужеродными вкраплениями)
- А вы знаете, что есть люди, которые сделали изучение камней своей профессией. Эта профессия называется геолог. Геологи по камням могут определить состав гор и их возраст, а так же рассказать о свойствах любого камня. Давайте и мы с вами превратимся в геологов и поэкспериментируем с камнями, понаблюдаем за их свойствами.
Опыт №1 «Есть ли в камнях воздух?»
Под руководством взрослого каждый ребенок берет баночку, наливает в нее воду, выбирает себе камень, аккуратно бросает его в воду. Наблюдает, как камень «дышит», покрывается весь пузырьками воздуха, как пузырьки воздуха поднимаются на поверхность. Какой вывод мы можем сделать из увиденного? (в камне есть воздух). Что мы можем сказать о внутренней структуре камня? Где, по- вашему, хранится воздух в камне? (в микроскопических дырочках, структура камня неоднородная, пористая, даже у самого твердого камня)
Опыт №2 «Как камень меняет форму?»
- Ребята, пощупайте камни и скажите, какие они на ощупь? (гладкие и шершавые, острые) Как появляются шершавые камни? Давайте посмотрим (воспитатель кладет камень в тканевый мешок и бьет молотком, достает расколовшиеся части). Итак, острые, бугристые, шершавые камни – это осколки или обломки более крупных камней.
- А как появляются гладкие, плоские камни? Возьмите два камня и потрите друг о друга. Видите, сыплется пыль, крупинки. Это происходит из-за силы трения, когда одна поверхность трется о другую. То же самое происходит, когда водная или воздушная поверхности соприкасаются с камнями. Это значит, что камни могут менять форму, под воздействием ветра и воды. Более того, по прошествии многих тысяч лет воздух и вода, могут менять горы до неузнаваемости, разрушая и переделывая их. Вот посмотрите, какие статуи делает ветер (педагог показывает иллюстрацию).
5. Физминутка.
- Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Камень, воздух и вода». Для этого нам нужно встать в круг, идем по кругу и произносим слова:
На горе мы видим дом ( Сложить домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (Волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (Изобразить деревья и кусты)
Вот душистые цветы (Сделать из ладоней “бутон”)
Только слово услыхал,
Вмиг фигуру показал.
(На слово «камень» дети должны сесть на корточки,
На слово «воздух» - побежать по кругу.
На слово «вода» - имитировать движения пловца руками).
- Молодцы, ребята! Присаживайтесь, продолжим занятие. Одним из самых ярких и завораживающих явлений природы, связанных с горами являются вулканы и гейзеры. Вулкан – это геологическое образование с кратером, из которого выходит раскаленная магма или лава (показываю иллюстрацию вулкана). Ребята, кто знает, что такое магма? (выслушивает варианты ответов детей). Обобщаем, магма или лава - это раскаленная, расплавленная земная порода и камни. В России множество вулканов есть на Камчатке и Курильских островах. Сейчас мы с вами будем наблюдать извержение вулкана, проделав эксперимент.
ЭКСПЕРИМЕНТ «Извержение вулкана»
Педагог подводит детей к горе, сразу предупреждает о правилах безопасности:- Ребята, не подходите близко, наблюдайте за экспериментом на расстоянии. У нас на горе есть вулкан, вот его жерло, чтобы началось извержение, делаем следующее: насыпаем соды и лимонной кислоты, заливаем водой. Наблюдаем извержение. Хотите сами повторить эксперимент? Тогда надеваем защитные очки, халаты. Подходим к столам, каждый берет себе макет, насыпает ложечку соды, ложечку лимонной кислоты. Все готовы! А теперь все вместе наливаем воду в жерло вулканов и любуемся извержением. То же самое происходит в настоящем вулкане, только извергается он расплавленным камнем (лавой) и может причинить вред всему живому, что встретится на пути движения лавы.
ЭКСПЕРИМЕНТ «Гейзер»
-А что же такое гейзер? Гейзер – горячий источник, выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Смотрим следующий эксперимент и наблюдаем механизм возникновения гейзера. При этом эксперименте необходимо использовать дополнительные средства защиты: наденьте очки, наблюдайте за экспериментом на расстоянии. В емкость я насыпаю негашеную известь, представьте себе, что это горячее ядро нашей планеты. При движении земной коры могут образовываться подземные реки и озера, и когда вода попадает на горячую поверхность ядра, она начинает нагреваться и кипеть. Вот так (педагог выливает воду на известь, она начинает кипеть). Когда вода кипит, образуется пар, вы можете его сейчас видеть. И когда его скапливается достаточно много под землей, он выстреливает огромными кипящими фонтанами. Это и есть гейзер.
- Итак, ребята, давайте повторим, с какими природными явлениями мы сейчас с вами познакомились? Чем извергаются вулканы, гейзеры? Чем они опасны?
6. Применение новых знаний и способов действия.
Данила – мастер:
- Как много я сегодня нового узнал и про горы, и про вулканы, и про гейзеры, но мне милее всего мои камни, тем более, что Хозяйка медной горы не жалеет для меня своих богатств. Ребята, скажите, какое применение человек нашел камням? (выслушивает ответы детей).
Воспитатель:
-Да, камни используют во многих областях человеческой жизни: в строительстве домов, дорог, в изготовлении скульптур; каменный уголь используют для согрева жилищ; каменную соль употребляют в пищу; из драгоценных камней делают великолепные украшения (воспитатель показывает иллюстрации на каждый способ использования камней людьми).
Данила – мастер:
-Хозяйка медной горы оставила мне свою шкатулку, давайте посмотрим, что там. (открывают шкатулку, а там разукрашенные камешки – самоцветы).
Воспитатель:
- Данила – мастер, покажи как ты делаешь свои перстни. Мы с ребятами тоже хотим сделать из этих самоцветов украшение для своих друзей и близких.
Данила показывает способ изготовления перстня, затем дети делают самостоятельно. После изготовления надевают свои украшения на пальцы или дарят друзьям.
7. Итог занятия.
Воспитатель:
- Какая красота у вас получилась, молодцы! Спасибо тебе, Данила – мастер, за самоцветы.
Данила:
- Любите природу, берегите горы, камни, реки – это все богатства нашей планеты. А мне пора отправляться в свою мастерскую, новые заказы выполнять. До свидания!
8. Рефлексия.
Воспитатель:
- В итоге занятия, мне бы хотелось узнать, как хорошо вы усвоили новые знания? Только оценить это вы должны сами. Я каждому дам листочек с изображением горы и фишку. Если вы считаете, что все услышанное на занятии вами понято, легко запомнилось, и вы сможете рассказать об этом друзьям, значит положите фишку на вершину горы. Если вы усвоили знания частично (что – то было не понятным, не отложилось в памяти, значит кладите фишку на середину склона горы. Если ничего не поняли и хотели бы услышать все заново, положите фишку к подножью горы. Приступайте.
Педагог просматривает результаты самоанализа детей. Делает вывод. - Большинство усвоило новый материал, молодцы! или
-Я вижу, что есть дети, которые нуждаются в повторении материала ( педагог начинает вести беседу по закреплению нового материала:
Что тебе запомнилось, что было интересным на занятии?
Как образуются горы?
Какие свойства есть у камня?
Как люди используют камни?
Что такое вулкан, гейзер, расскажите своими словами?
Что такое лава)