Получи документы

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Обыкновенная необыкновенная соль»

Евгения Попова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Обыкновенная необыкновенная соль»

Конспект занятия

по опытно-экспериментальной деятельности

с использованием ИКТ

в старшей группе

«Обыкновенная необыкновенная соль»

Подготовила:

Воспитатели:

Попова Евгения Борисовна

Цель: Систематизировать представления детей о соли и её свойствах.

Образовательные задачи:

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли;

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе „Обыкновенная необыкновенная соль“» размещена в разделах

- расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.

- уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека.

Развивающие задачи:

- развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задать интересующий вопрос;

- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

- развивать наблюдательность детей, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира4

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Словарная работа:

- обогащать словарь детей словами: «вещество», «растворять», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая»

Оборудование: соль (поваренная, морская, одноразовые стаканы, ложки, яйца, прозрачные емкости, вода, салфетки, мешочки с солью, паралоном, песком и камушками.

Предварительная работа: рассматривание картинок, связанных с применением соли; показ презентации, как и где добывают, для каких целей и где используют.

Ход занятия.

1. Организационный момент проходит в спальне

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся,

Улыбнемся, подмигнем

И к гостям здороваться пойдем!

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку и, отгадав её, вы узнаете тему нашего с вами занятия.

Загадка:

На столе стоит всегда,

Внешне белая она.

И на вкус невкусна:

Но в пищу каждому нужна.

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались? Ну, конечно, это … соль!

Загадывают 2 ребенка.

Ну что же, молодцы, пройдемте в группу на свои места и начнем занятие.

Вдруг - в группе шум (лопаем шар).

Воспитатель: Что же случилось? Почему шум? Идем проверим!

(Дети входят в группу, а в группе их встречает ученый. Знакомятся с ученым.)

Воспитатель: Вы только посмотрите, ребята, наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые)

Разве мы сегодня не будем проводить занятие, профессор?

Воспитатель, переодетый в профессора: Сегодня я хочу провести с вами, ребята, эксперименты и научные исследования, если вы, конечно, не против. Но в моей лаборатории нельзя бегать и шуметь! Принимаете такие условия?

2. Основной этап.

Профессор: Ох, ребята, совсем я стал забывать все на свете. У вас тема-то соль? Пока никто не знает про мои проблемы с памятью, напомните мне, что же это за соль такая!

Что такое соль? (минерал, вещество, полезное ископаемое)

Откуда она берется? (моря и океаны, горные месторождения)

Какая бывает соль? (поваренная, каменная, косметическая)

Для чего нужна и где встречается? (кулинария, маринование, посыпка улиц во время гололеда, для здоровья человека, животным в лесу и т. д.)

Воспитатель: Давайте немного поиграем! (показ презентации-игры «Убери лишнее»)

Ну что, ребята, мы с минуты на минуту превратимся в ученых и начнем эксперименты с солью. Но мало выглядеть как ученые, нужно еще знать правила, которые соблюдаются в лаборатории. Подойдите к столу. Перед вами карточки с картинками, на мольберт прикрепите картинки, изображающие, что можно делать во время эксперимента, а на столе оставьте – что нельзя (перед детьми картинки, изображающие действия: кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, задавать вопросы. Задача детей разложить их в 2 группы. Карточки «нюхать» и «пробовать» окажутся между двумя группами нужно объяснить детям, что не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать).

Хорошо, теперь, профессор, мы можем приступать к экспериментам?

Профессор: Да, конечно!

Опыт № 1 (проводит один из воспитателей)

Перед вами поваренная, морская соль и соль для ванны (на столе баночки с солью).

Отдельно остановимся на поваренной соли. Внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать соль.

Какого она цвета? (белая)

Какую имеет структуру? На что похожи ее частички? (на кристаллы)

Возьмите баночку с солью и поднесите ее к носу. Имеет ли соль запах?

Наберите соль ложечкой и попробуйте высыпать обратно в баночку. Какая соль? Сыпучая или несыпучая?

Перед вами стаканчик с жидкостью. Предлагаю вам попробовать маленький глоток и ответить, что за вещество у вас в стаканчиках. Что вы попробовали? (воду). Имеет ли она вкус? (нет)

Теперь проведем эксперимент – попробуем растворить соль в воде. Погружаем в ложечке небольшое количество соли в стакан с водой и размешиваем. Смотрим, растворилась соль или нет. (соль исчезла, растворилась)

Пробуем воду на вкус, какой стала вода? (соленой) А какой была? (безвкусной) Какой вывод делаем? (соль, растворившись, сделала воду соленой).

Опыт № 2 «Плавающее яйцо» (проводит один из воспитателей)

Воспитатель: Разрешите, профессор, следующий опыт провести мне с нашими коллегами-учеными?

Перед детьми стаканы с водой и контейнеры с 2 яйцами. Опустите 1 яйцо в первый стакан.

Воспитатель: Что вы видите? (яйца опустились на дно)

Воспитатель: А теперь в другой стакан насыпьте соли и размешайте. Опустите другое яйцо. Что видите? (яйца всплыли)

Как вы думаете, почему яйца ведут по–разному в банках с водой? (предположения детей).

Вывод делают дети: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.

Воспитатель: Коллеги, прошу всех выйти из лаборатории и немного размяться! Профессор, вам тоже не помешает.

Физминутка проводится в спальне

Соли в речку брошу я –

(имитируют движения щепотками пальцев)

Выйдет море у меня.

(качают руками над головой, изображая волны)

Чайки в небе закричат,

(машут руками как птицы)

Черепахи зашуршат.

(скользящие движения руками)

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

(плавные движения руками)

Соли в речку брошу я –

(имитируют движения щепотками пальцев)

Выйдет море у меня.

(качают руками над головой, изображая волны)

Только где бы по пути

Столько соли мне найти?

(шагают на месте, разводя руки в сторону)

Опыт № 3

Воспитатель: предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) наощупь найти мешочек с солью.

Как догадались, что именно в этом мешочке соль? (она хрустит и очень мелкие частички-кристаллы)

Воспитатель: А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте (картинка – слайд)

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он, мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Воспитатель: Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон.

Что легче? (поролон).

Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело)

• Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду.

• Что происходит с солью? (она растворилась).

• Теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде.

• Проверьте, что тяжелее мешочки с солью или поролон?

• Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть.

• Почему? (соль в мешках растворилась).

• Какому ослику было плыть тяжело?

• Почему? (поролон впитал воду).

• Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой.

• Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).

3. Заключительный этап. Рефлексия

Воспитатель: А ещё на соли можно рисовать, как на песке. Сейчас я приглашаю вас пройти в художественную мастерскую, где вы будете рисовать палочками картины (дети проходят за другие столы) Но перед тем, как начать рисовать, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем

(мнут капусту)

Мы капусту солим-солим

(берут щепотку соли и солят)

Мы капусту жмем-жмем

(сгибание и разгибание кистей)

Профессор: При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

• не трогать руками глаза;

• если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Воспитатель: Итак, я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

- «Появился во дворе.

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной,

у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык,

наш приятель (снеговик). (дети рисуют снеговика)

- «Ёжик на неё похож,

листьев вовсе не найдёшь,

как красавица стройна.

И на новый год важна (ёлка) дети рисуют ёлку.

- С неба падают зимою

и кружатся над землёю.

Лёгкие пушинки,

белые (снежинки) (дети рисуют снежинки).

Как красиво у вас получается!

Рефлексия (воспитатель уходит в раздевалку лопает шарик, пока профессор подводит итоги)

Профессор:

• Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?

• Какие свойства у этого вещества?

• Чем мы занимались?

• Что было вам трудно?

• А что было легко? Что нового узнали? Чему научились?

Шарик лопается. Дети оборачиваются. Профессор хватается за голову, вспоминая, что оставил в другой лаборатории своих учеников и, прощаясь с детьми, убегает.

Воспитатель: Замечательные опыты мы сегодня провели. Много нового узнали. Прощаемся с гостями и можем еще порисовать узоры на соли, помня правила работы с солью.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-sol_8ae4n.pptx | 2437,99 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Тема: "Удивительные камни" Цель: Систематизирование и закрепление знаний у детей о разнообразном мире камней и их свойствах. Задачи: Обучающие:.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Обыкновенная необыкновенная соль»
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 07:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД