Папки-передвижки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

Ирина Шаломина
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

Удивительная соль

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Великосельский детский сад № 14»

Конспект опытно-экспериментального занятия

в старшей группе «Земляничка»

"Удивительная соль"

Воспитатель:

Шаломина И. А.

2023 – 2024 уч. год

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Обучающие задачи:

1.1. Познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли.

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительная соль“» размещена в разделах

1.2. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью.

1.3. Научить использовать соль, как средство для творчества.

1.5. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Развивающие задачи:

2.1. Развивать интерес к исследовательской деятельности, умение устанавливать и обобщать причинно-следственные связи в процессе проведения опытов умение делать выводы.

2.2. Развивать активный и пассивный словарный запас по теме.

2.3. Развивать мелкую моторику рук.

2.4. Упражнять в умении отгадывать загадки.

2.5. Развивать любознательность, логическое мышление и речь.

Воспитательные задачи:

3.1. Воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации о знакомом продукте – соль.

3.2. Воспитывать умения соблюдать правила поведения и необходимые меры безопасности при проведении опытов.

3.3. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

3.4. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Материал и оборудование:

Презентация на мультимедийном оборудовании;

Соль поваренная (пищевая);

Одноразовая пластиковая посуда: тарелки, стаканчики, ложки, лупы;

Трубочки на каждого ребенка;

Лед, вода кипяченая;

2 банки по 0,5 литра;

2 картофелины среднего размера;

Цветные школьные мелки, натертые на терке;

Баночка для декорирования;

Цветочки на клейкой основе оранжевого и синего цветов.

Место занятия: групповая комната.

Вид занятия: опытно-экспериментальное, интегрированное.

Форма организации по составу: фронтальное.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Организационный момент 1 этап занятия

Приветствие

Утро доброе настало

В детский сад нас всех позвало.

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты - мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Дети, сегодня я пришла к вам в группу не с пустыми руками: в этом красивом сундучке находится посылка от ребят из другого детского сада. Они просят вас помочь им разобраться, что это за вещество. А прежде чем мы с вами посмотрим, что лежит в этом сундучке, предлагаю отгадать загадку.

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это…

Ребята: СОЛЬ.

Воспитатель: Давайте проверим, что там лежит и правильно ли вы отгадали загадку? Да, ребята, вы правы! Это соль!

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:

Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?

Ответы детей: Дома, на кухне.

А для чего она нужна вам дома?

Ответы детей: Для приготовления пищи.

Воспитатель: Да, ребята, соль – удивительный продукт. Про нее даже сказки есть. Вот послушайте, ребятки, сказку, коротенькую, но очень поучительную.

Полина Р. : Сказка про соль. Она называется — «Соль и золото». Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Спрашивает король дочерей: — Как вы, доченьки, любите меня? — Как золото, — ответила старшая дочь. — Как венок свой зеленый, — сказала средняя. — Как соль, — сказала младшая. Разгневался король на младшую дочь и выгнал ее из дворца. А добрая волшебница, узнав об этом, решила проучить короля. В один прекрасный день исчезла вся соль в королевстве. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю покупать соль по очень дорогой цене. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь — щепотка соли.

2 этап занятия

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать учеными. А кто такие ученые?

Ребята: Люди, которые проводят опыты и эксперименты, работают в научных лабораториях.

Воспитатель: Вот и мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты и эксперименты. А что мы будем сегодня исследовать, как вы думаете?

Ребята: СОЛЬ.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы с вами приступим к исследованиям, послушайте мой рассказ о соли.

Соль - один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся?

1. Морская. Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая там соль называется морская.

2. Каменная или пищевая соль. Соль добывается в горах. Такая соль называется каменная. Дома у каждого из вас есть поваренная соль. Как мы уже сказали, соль нужна для приготовления пищи, а также для приготовления заготовок на зиму.

3. Йодированная соль.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Кто из вас знает пословицы о соли?

Дети: Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Пуд соли вместе съесть.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

Воспитатель: А ещё, как вы думаете, для чего нужна соль?

Игра «Соль нужна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Воспитатель: Правильно, соль нужна и для лечения, например, промывания носа и полоскания горла.

А ещё солью посыпают дороги во время гололёда.

Животным, как и человеку соль тоже необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. Что делает коза?

Ребята: Лижет соль.

Воспитатель: Правильно, поэтому такая соль называется лизунец.

Ребята, сегодня в нашей лаборатории мы будем изучать соль и её свойства. Но перед этим, нам необходимо ознакомиться с правилами поведения в лаборатории. Что нельзя делать во время опытов?

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину.

3. Не пробовать без разрешения.

4. Не толкать соседа во время работы.

5. Сначала посмотри, а потом повтори.

6. Выполнил и положи на место.

Воспитатель: Не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать!

В нашем эксперименте это делать будет необходимо, но выполнять все только по словесной инструкии.

Воспитатель: Все готовы? Надеваем шапочки и нарукавники, как настоящие ученые! Итак, старшим научным сотрудником буду я, а вы младшими научными сотрудниками. Прошу вас выполнять мои рекомендации. Теперь мы с вами можем приступить к экспериментам! Результат экспериментов будем заносить в таблицу, чтобы отправить ребятам в письме.

Опыт № 1: «Внешний вид соли».

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с солью. Какого она цвета?

Ребята: Белого.

Воспитатель: Попробуйте посмотреть, ребята, сквозь соль, видно что-нибудь, например, дно тарелки?

Ребята: Нет!

Воспитатель: Значит соль какая?

Ребята: Непрозрачная.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем сделать, исходя из первого опыта? (Задать наводящие вопросы: какого цвета соль, прозрачная или нет).

Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).

Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»

Воспитатель: Ребята, возьмите щепотку соли и затем разожмите пальчики. Что произошло с солью?

Ребята: Она сыпется.

Воспитатель: Значит, соль какая?

Ребята: Сыпучая.

Воспитатель: А теперь, ребята, надавите на неё ложкой. Что вы слышите?

Ребята: Хруст.

Воспитатель: Как вы думаете, на что похож этот хруст?

Ребята: Ответы детей.

Воспитатель: Это похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, ребята, почему соль хрустит?

Ребята: Ответы детей.

Воспитатель: Потому что кристаллики соли трутся друг о друга. Посмотрите на соль через увеличительное стекло. Правда ли соль состоит из кристалликов?

Ребята: Да, правда.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем все сделать, исходя из второго опыта? (Задать наводящие вопросы: какая соль, из чего состоит соль).

Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).

Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»

Воспитатель: Ребята, приступаем к опыту №3. Нам с вами нужно будет исследовать, есть ли у соли запах и вкус? Наберите, пожалуйста, в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль?

Ребята: Нет.

Воспитатель: Предлагаю вам попробовать соль на вкус! Имеет ли она вкус? Какой?

Ребята: Да, соленый вкус.

Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).

Опыт № 4. «Соль растапливает лёд»

Перед детьми в тарелке лежат кусочки льда.

Воспитатель: Ребята, мы говорили, что солью посыпают дорожки зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда. Один кусочек льда оставьте, а другой посыпьте солью и прислушайтесь. Что происходит?

Ребята: Соль начинает трещать.

Воспитатель: Ребята, чтобы исследование получилось верным, нам необходимо немного подождать. Мы с вами пока отставим блюдца в сторонку, а, чтобы нам не было скучно, выйдем в центр группы и поиграем в игру «Солят – не солят».

(Ребята выходят из-за столов и встают в круг.)

Воспитатель: Правила игры такие: если услышите продукт, который солят – нужно присесть.

Если нет – нужно встать.

Малоподвижная игра «Солят – не солят».

Варенье

Чай

Борщ

Компот

Кисель

Вареная картошка

Мармелад

Шоколад

Котлеты

Винегрет

Мороженое

Дети выполняют упражнения: приседают или стоят на месте.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Весело поиграли! Проходите, пожалуйста, на свои места.

Ребята проходят за столы и садятся на свои места.

Посмотрим, как проходит наше исследование. Что мы с вами можем наблюдать? Что случилось со льдом, который мы посыпали солью?

Ребята: Он почти растаял, а другой кусочек льда еще нет.

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: соль помогает льду таять быстрее. Вот для чего посыпают дорожки солью.

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).

Опыт № 5. «Соль растворяется в воде»

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам приступить к опыту №5. Нам с вами предстоит исследовать, растворяется соль в воде или нет? Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать содержимое, используя трубочки, и, ответить, что за вещество у вас в стаканчике.

Дети пробуют воду.

Воспитатель: Что вы попробовали, ребята?

Ребята: Воду.

Воспитатель: Правильно! Это вода. Имеет ли она вкус?

Ребята: Нет.

Воспитатель: Теперь, ребята, возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Что произошло?

Ребята: Соль растворилась.

Воспитатель: Правильно, ребята, соль растворилась в ваших стаканчиках. Пробуем на вкус, какой стала вода? А какой была?

Ребята: Стала соленой. А была без вкуса, пресная.

Воспитатель: Правильно, ребята! Молодцы! Вода стала соленая, а была безвкусная, пресная. Какой мы с вами можем сделать вывод, исходя из этого опыта?

Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).

Опыт №6. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности»

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам проверить такую гипотезу: «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности».

Перед воспитателем в миске лежат 2 картофелины и стоят 2 банки с водой.

Воспитатель: Ребята, я сейчас насыплю в одну банку с водой 7ложек соли и хорошо размешаю. Вы считайте вместе со мной.

Дети дружно считают до 7.

Воспитатель: А теперь осторожно опустим картошку в банку и понаблюдаем. Что произошло?

Ребята: В одной банке картофелина утонула, а у в другой нет.

Воспитатель: Ребята, может эта картофелина волшебная? Предлагаю поменять картошку местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь она утонула. Как вы думаете, ребята, почему в одной банке картофелина плавает, а в другой – тонет? Почему так происходит?

Дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности).

Воспитатель: Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?

Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу, чтобы потом отправить их ребятам в другой детский сад. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).

Рисование солью на тарелках.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все у нас получилось! Вы оказались настоящими учеными! Сегодня мы много узнали про соль, но это только лишь часть того как люди используют ее. К примеру, на соли можно рисовать точно так же как на песке. А сейчас я вам предлагаю отгадать мои загадки и попробовать нарисовать пальчиком отгадку на тарелочке с солью.

Загадки:

Воспитатель:

1. Утром рано я проснусь, посмотрю и засмеюсь.

Ведь в моё оконце, ярко светит …

Ребята: СОЛНЦЕ

Воспитатель:

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает…Снежный важный.

Ребята: СНЕГОВИК

Воспитатель:

2. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год…

Ребята: ЕЛКА

Воспитатель:

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Ребята: СНЕЖИНКА…

3 этап занятия

А сейчас я хочу показать, для чего люди еще используют соль. Мы с вами сейчас будем окрашивать соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

У вас на столах стоят стаканчики с мелкой солью и стаканчики с цветным порошком (мелками). Содержимое из этих двух стаканчиков пересыпьте, пожалуйста в тарелочки и аккуратно перемешайте одноразовой ложечкой. И вот перед вами – цветная соль для творчества.

Теперь этой цветной солью, мы с вами будем заполнять сосуд - вазочку. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. Вот какая красота у нас получилась!

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, кем вы сегодня были? Что исследовали? Какими свойствами обладает соль?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Теперь можно отправлять письмо ребятам. Я думаю, они очень обрадуются. Ребята, вы - большие молодцы! С вами было приятно работать. Наше занятие подошло к концу.

Дети, а сейчас давайте украсим свою поделку цветами. Кому понравилось занятие приклеивают к веточкам цветочки оранжевого цвета, кому не понравилось или было скучно – цветочки синего цвета!

Ребята: Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства о проделанной работе, эмоции.

Воспитатель: Уважаемые младшие сотрудники лаборатории, за хорошую работу вам полагается премия, получите ее, пожалуйста!

Воспитатель угощает детей.

Предлагаю вам попрощаться с гостями и пройти в свою группу. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Тема: "Удивительные камни" Цель: Систематизирование и закрепление знаний у детей о разнообразном мире камней и их свойствах. Задачи: Обучающие:.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 07:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД